Дых дышит, где хочет – этим всё сказано. Он невидим и неслышим, но присутствует везде. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Так начинается Писание. Бог есть Дух, и Бог есть Свет. Вечную хвалу поют ему ангельские духи, наиболее к нему приближенные. Существуют тварные духи места (Genius Loci) и духи времени (Zeitgeist) – так сказать, нейтральные духи, примыкающие к более сильным. Эти духи струятся из формы листьев, цвета воды в озере, изгиба тропы в зимнем лесу. Наконец, имеются темные, демонические духи во главе с сатаной, который, как известно, тоже духовен, не женат и мяса не ест. Он наслаждается чистым нематериальным злом, злом ради зла, то есть ради самого себя.
Разумеется, подобная иерархия существует и среди людей. Обычно принято – во всяком случае, в приличной компании – восхищаться духовностью и клеймить бездуховность. Это, смотря какую духовность. Есть такие духовные «глубины сатанинские», от которых следует держаться как можно дальше. С другой стороны, я знаю множество людей, с которыми бессмысленно и даже кощунственно говорить на «духовные» темы – как горох от стены отскакивает. При этом они – доктора всех наук и члены всех творческих союзов. Видно, что человек равен сам себе, доволен собой, и не сдвинуть его ни в какую сторону – ни вверх, ни вниз. Метафизические истуканы в прямом смысле слова. Хотя нравственно (в смысле, например, взаимопомощи и надежности) – они порой могут дать фору иному «духоносцу». И я всегда это в них ценил, хотя внутренне от них отворачивался. Не сводится дух к «хорошему человеку», хоть убей. Кающийся грешник ближе Духу, чем самодовольный праведник.
Однако романтизм здесь неуместен. Божественный Дух мерит человека изнутри, и только Он может судить людей. А с телесными людьми Духу нечего делать, ведь они почти животные.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга