«Русская Православная Церковь за всю свою историю не была настолько свободной от государства, как сегодня. С момента Крещения Руси и на протяжении всей дальнейшей истории это взаимовлияние Церкви и государства было более сильным, чем сейчас», - сказал Легойда.
Сейчас, по его словам, Церковь «свободна в своей внутренней жизни». «Никогда еще новые епархии в нашей Церкви не создавались при таком абсолютном неучастии государства», - отметил Легойда.
Как заявил представитель Московского Патриархата, некоторые люди делают выводы о якобы имеющейся зависимости Церкви от государства на основании того, что Церковь не находится в положении оппозиции по отношению к действующей власти. «Но в оппозиции Церковь находиться и не должна. Политика - это борьба за власть, а у Церкви нет такой задачи - бороться за власть», - отметил Легойда.
Председатель Синодального информационного отдела также посетовал на то, что в современном информационном пространстве практически не отражены вопросы, касающиеся собственно религиозной жизни. По его словам, информационные поводы, попадающие в СМИ, на 90% являются «внешними» по отношению к Церкви - «это реакция Церкви на что-то и потом реакция на то, как Церковь отреагировала». При этом позиция РПЦ зачастую преподносится в информпространстве в искаженном виде, добавил Легойда.
Как вы можете прокомментировать позицию Легойды? Должна ли Церковь избегать нахождения в оппозиции к государству? Что вы думаете по поводу позиции СМИ в отношении Церкви? С такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, согласен с тем, что сказал Легойда.
«Вообще сама постановка вопроса – Церковь в оппозиции или не в оппозиции – он политического рода и относится к либеральной мировоззренческой парадигме. Церковь должна всегда оставаться сама собой, богочеловеческим организмом со своим внутренним строением. Если Церковь порой вынуждена ставить какие-то нравственно-этические вопросы перед государством, она их и ставит, в разные века это было в разной форме, но было всегда. То, что Церковь столетиями была подчинения государственной воле в России - это так. Действительно, за всю тысячелетнюю историю русской Церкви мы сейчас обладаем наибольшей свободой, и дай Бог воспользоваться ею в еще большей степени, чем мы до сих пор это делали для нормального обустройства церковной жизни. Да, сейчас увеличиваются епархии, это воля самой Церкви и это редкий характерный момент, потому что в XVII веке проект расширения епархий и архиереев похоронили сами архиереи. Тогда архиереи не захотели этого, потому что это было покушением на их права. А сейчас Церковь сама все осуществляет именно для того, чтобы на местах была лучше организована внутренняя жизнь», - продолжил он.
«И верно замечено: в информационном пространстве какие-то баталии разворачиваются вокруг вопросов внешних, порой даже инспирированных не Церковью, а внешними и иногда даже подрывными силами. И если бы брались на обсуждение вопросы, не только имеющие основание для критического взгляда на жизнь Церкви. Но в основном только они становятся общественно-значимыми. Я как-то разместил в своем блоге информацию: сколько у нас детских приютов, какая ведется социальная деятельность, какие информационные ресурсы, свои издательства, летние лагеря, кружки-секции. Все это даже на оппонентов произвело серьезное впечатление. Но об этом же не пишется и не говорится в СМИ. С другой стороны, и правильно: те, кто занимается нормальной созидательной деятельностью, не трубит об этом. В Церкви нормальное здоровое жертвенное служение ведут не только священники, но и миряне, которые не на виду, трудятся бескорыстно с полной самоотдачей. Кому это интересно? Тут нет "жареного", "клубнички", "остроты". Это остается за кадром, и у человека внешне создается впечатление, что в Церкви происходит только то, что достойно критики и шума», - заключил священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что Владимир Легойда сказал все очень правильно.
«Мы действительно сейчас имеем свободу, которую раньше никогда не имели. Хорошо это или нет - другой вопрос. Непрерывные нападки на Церковь, неграмотные и даже невежественные слова о клерикализации общества и прочее – это все проявления неприязни к Церкви, связанные не с ее влиянием на власть, а с ростом ее общественного авторитета, который некоторым людям не по душе. Пожалуй, только этим стоит дополнить ответ Владимира Легойды. Никакой клерикализации нет, слияния или взаимозависимости Церкви и государства в нездоровом соотношении нет и не будет. А те люди, которые говорят об этом, просто не хотят усиления роли Церкви. Они и в советское время привыкли к тому, что Церковь не имеет авторитета. К тому же на Западе авторитет церкви очень низкий и снижается, и люди, которые мыслят по западным лекалам и стереотипам, хотят того же у нас. Но у нас, слава Богу, авторитет Церкви растет, это залог нравственной силы нашего общества. И то, что власть вынуждена считаться с этим авторитетом, это тоже позитивное явление, оно положительно влияет на характер отношений внутри общества», - добавил он.
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, отметил, что Владимир Романович Легойда сказал совершенную правду, очевидную для каждого знающего историю России и Русской Православной Церкви.
«Церковь, может быть, впервые свободна от диктата государства. И это замечательно! Церковь не всегда согласна с государством по тем или иным вопросам, но не входит в принципиальную оппозицию ему, ибо задачи Церкви вне земной плоскости. Борьба за власть ее не интересует, нет смысла растрачивать время и силы на противостояние государству. Надо исполнять свое спасительное для душ людей служение в тех обстоятельствах, которые попустил Господь здесь и сейчас. Все это элементарно для церковных людей, но никак не для заиделогизированных пропагандистов безудержной свободы - т.н. правозащитников, демжурналистов и проч. Через СМИ идет мощнейшее промывание мозгов - пытаются отвратить народ от своей веры и Церкви. Если это произойдет, люди станут совершенно беззащитными перед новым рабством, к которому нас влекут соловьи глобализма и денежные мешки. Только это будет не человечество, а скотство и даже хуже», - продолжил он.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, заявил, что совершенно согласен с В.Легойдой.
«Дело в том, что Церковь судит с позиции Истины, а не с позиции той или иной политической системы и тем более – партии. Партия - это и буквально только часть общества, которая может думать так или иначе. А нас интересует Истина. Церковь стоит над партиями и политикой и обо всем судит с точки зрения вечности. Втягивание Церкви в какие-то оппозиционные игры - это провокация. Но если Церковь видит, что и власть выступает против Истины, она ее осуждает. В наше время, слава Богу, при всех отдельных и неизбежных ошибках, наше государство действительно стоит на позиции уважения свободы Церкви. И это чрезвычайно важно, так как Церковь свободно возвещает Истину и призывает всех Ей следовать – следовать за Христом и освобождаться от страстей. Политики от страстей не свободны. И страсти затемняют сознание. Поэтому и нельзя говорить, что политики объективны - ведь каждый из них, принадлежа к той или иной партии, претендует на истину в последней инстанции, но выражает только свое частное мнение. Поэтому и слава Богу, что государство стоит сейчас на позиции религиозной свободы», - заключил он.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, согласен, что такой свободы у Церкви действительно никогда не было.
«Но эта свобода где-то напоминает свободу брошенного ребенка – беспризорника, который собственно никому и не нужен, а сам предоставлен себе. Церковь - это богочеловеческий организм. Как организм, связанный с Божеством, Церковь абсолютно самостоятельна и ни в каком покровительстве не нуждается, в том числе и со стороны государства. Но как человеческий организм, Церковь нуждается в признании, в поддержке, в добром отношении. А реальность сейчас такая, что только личные отношения, которые отдельные служители Церкви, иерархи устанавливают с отдельными представителями светской власти, что-то реально и могут положительно решить для Церкви. В целом же официальная политика это политика безразличия в отношении религиозных вопросов. А вот в Царской России государь относился к Церкви как к Божиему дому. Православные государи покровительствовали земной Церкви, строя монастыри, выделяя земли для церковных нужд, поддерживая Церковь морально, защищали ее, в том числе и с помощью оружия. Устраивает ли нас положение беспризорника? В семье-то все-таки лучше. Когда мы говорим о симфонии между Церковью и государством, подразумевается, что отношения между ними не выстраиваются от раза к разу, исходя из каких-то личных симпатий или антипатий, а когда добрые взаимоотношения закрепляются законодательно. Я приветствую тех представителей светской власти, которые поддерживают Церковь, и желал бы, чтобы Церковь и дальше развивала отношения с этими людьми. Но надо прямо сказать, что на законодательном уровне это никак не оформлено. Если проанализируем законодательные акты государства в отношении религии, то увидим, что положение Русской Православной Церкви юридически ничем не отличается от положения любой секты, имеющей точно такую же регистрацию Минюста», - заключил о. Олег.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что Церковь с древнейших времен руководствуется принципом, сформулированным еще апостолом Павлом. Вкратце - «Всякая власть от Бога».
«То есть христиане должны подчиняться законам государства, в котором они живут. В этом смысле Церковь никогда не может быть оппозиционной, поскольку Сам Господь призывает признавать правила, существующие в государстве. Только в тех случаях, когда государство требует от Церкви отречения от Христа, требует нарушить самый главный закон церковной жизни - тогда, конечно, христиане будут в оппозиции, как это было и в Римской империи, и при советской власти. В наше время светская власть не требует отречения от Христа, поэтому ни о каком противостоянии или оппозиции речи быть не может. В нашей ситуации это уже действительно будет политика, которая не совместима с христианской жизнью. А что касается внутренней жизни Церкви, действительно, она сейчас переживает времена, когда очень свободна. Государство ее внутреннюю жизнь не контролирует, финансово не давит, не требует каких-то уступок. Поэтому вполне можно сказать, что Церковь переживает сейчас вполне благополучные времена», - заключил о. Андрей.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, совершенно согласен в том плане, что Церковь действительно часто обвиняют в том, что она не находится в оппозиции власти.
«Но она и не должна. Она вовсе не должна бороться за власть. Она должна призывать власть быть ближе к нуждам народа, но для этого не обязательно находиться в оппозиции. Это свободный выбор Церкви. Что касается освещения жизни Церкви в СМИ, то действительно 90% информационных поводов абсолютно внешние. В отношении жизни Церкви СМИ, как правило, интересует реакция на ту или иную политическую ситуацию, на те или иные скандалы, какие-то происшествия. А собственно внутренняя жизнь Церкви освещается очень мало», - подчеркнул о. Гермоген.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, отметил, что позиция Владимира Романовича совершенно трезвая и отражает взгляд абсолютного большинства сознательных церковных людей на происходящие сейчас процессы.
«Действительно, по самой своей природе Церковь не может и не должна участвовать ни в какой партийной борьбе, и если не должна быть манипулируема власть предержащими, то в точно такой же степени не должна быть манипулируема со стороны политических сил, находящихся в оппозиции. Что же касается СМИ, то часто церковная тематика освещается в контексте свойственного многим современным СМИ поиска "горячего" - острого информационного повода. И в этом смысле те отдельные факты, которые можно интерпретировать отрицательно, в том числе и в общественно-политической сфере, выдаются за основное. Что, конечно, есть некая аберрация фактической картины», - заключил священник.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, готов с радостью подписаться под каждым словом В.Р.Легойды.
«Абсолютно все так и есть от начала до конца. Скажу более того – Церковь сейчас беспрецедентно свободна. Что касается СМИ, то надо говорить не о СМИ в целом, а о людях, которые пишут о Церкви. К сожалению, очень часто это люди, которые ничего не понимают в церковной жизни, не понимают ни природы Церкви, ни ее задач, ни ее стремлений. Они не знают нашей веры и не понимают ее. Они все время требуют от нас того, что нам не свойственно. Но это все равно, чтобы корова ела мясо», - заключил о. Димитрий.