Саммит G20 и планы войны против Сирии: есть ли связь? По данным автора упомянутой публикации, Россия и Китай решили создать валютный союз и единый валютный фонд. Процитирую Н.Старикова: «Вместо общения с Обамой Россия и Китай запланировали на саммите объявить о создании нового «валютного союза» в форме суверенного фонда, главной «фишкой» которого должна стать возможность выпуска долговых бумаг и возможность кредитования под низкий процент бизнес-проектов в России и Китае как для своих, так и для иностранных бизнесменов. В случае осуществления этого шага удар наносится англосаксам, что называется, под дых. При этом место заявления привлекает внимание всех мировых СМИ – это невозможно утаить… Информация о намерениях России и Китая становится известна в Вашингтоне и Лондоне. Им срочно нужен козырь, им срочно, в жутком цейтноте, нужно создать серьезную проблему русским и китайцам, чтобы променять ее на отказ от заявления о создании «валютного союза». По мнению Старикова, Запад во главе с Вашингтоном и пошел на обострение ситуации в Сирии для того, чтобы затем обменять свой отказ от военной агрессии на отказ России и Китая от создания валютного союза и валютного фонда. Стариков уверен, что ««партнеры» по переговорам договорятся о размене. После чего США начнут возвращаться в Сирию, то есть начнут усиленные поставки вооружения и денег «повстанцам», а Россия и Китай будут готовить новый удобный случай для объявления о «валютном союзе». Все будет как всегда. Едва договорившись, каждая сторона будет стараться обмануть своего «партнера» по переговорам. Это политика…».
Трудно как подтвердить, так и опровергнуть подобную версию развития событий вокруг Сирии. Никакой информации о валютном союзе и проекте совместного фонда двух стран в открытых источниках лично мне не попадалось. Тем не менее, вчерашняя публикация наводит на некоторые размышления. В ней автор правильно уловил следующие моменты: а) разочарование практически всех стран, входящих в «двадцатку», в возможности реформировать МВФ; б) стремление отдельных групп стран, входящих в «двадцатку», создавать на совместной основе альтернативные МВФ фонды; в) тенденцию сближения России и Китая в валютно-финансовой сфере. В этой связи хотел бы подробнее рассказать читателям о грядущем саммите «двадцатки» в Петербурге. Наверное, действительно, неслучайно это событие совпало по времени с резким обострением ситуации вокруг Сирии.
G20: переливание из пустого в порожнее. Как известно, в этом году Россия председательствует в «двадцатке» (G20). Апогеем этого председательства должен стать саммит «двадцатки» в Петербурге 5-6 сентября 2013 года. В текущем году проходили две «репетиции» этого форума – «финансовые саммиты» G20 в Москве (в феврале и июле). Судя по этим «финансовым саммитам» (встречи министров финансов и руководителей центральных банков стран «двадцатки»), одним из главных вопросов петербургского форума будет вопрос о перестройке деятельности Международного валютного фонда.
Саммиты «двадцатки» в ее нынешнем формате происходят каждый год (начиная с осени 2008 года). Повестки дня саммитов G20 – соответствующие уровню представительства (президенты, премьер-министры): что не вопрос, то проблема вселенского масштаба. Среди обсуждаемых вопросов – перестройка архитектуры мировой финансовой системы, борьба с оффшорами, повышение устойчивости мировой банковской системы, преодоление долгового кризиса (прежде всего в Европе), повышение эффективности финансового регулирования, дальнейшая либерализация финансовых рынков и международной торговли, мировая энергетика и т.п. Тематика на всех встречах - исключительно финансовая и экономическая (в 2008 году было определено, что «двадцатка» будет постоянным механизмом борьбы в мировыми кризисами и другими вызовами в финансово-экономической сфере). Встречи G20 последовательно проходили в Великобритании (2009), Южной Корее (2010), Франции (2011), Мексике (2012). Каждый год обсуждались практически одни и те же вопросы, корректировались только формулировки. Примечательно, что никакого прогресса на этих мировых тусовках до сих пор не достигнуто. Многие комментаторы и наблюдатели раздраженно говорят, что идет переливание из пустого в порожнее. На саммитах делаются заявления, подписываются «рамочные соглашения», публикуются коммюнике, проводятся пресс-конференции, раздаются интервью. Саммиты создают иллюзию того, что лидеры «двадцатки» действительно пытаются что-то делать для предотвращения надвигающегося глобального финансового коллапса.
Пересмотр квот МВФ – наиболее «живой» вопрос на саммитах G20. Единственное «живое», конкретное дело, которое обсуждается на «двадцатках» с 2009 года, - пересмотр квот стран-членов Международного валютного фонда. На питерском форуме он будет обсуждаться в контексте проблемы «Реформирование международной валютно-финансовой системы». Вопрос, действительно, предельно конкретный. И в то же время вопрос болезненный, поскольку затрагивает интересы основных групп стран и каждой страны в отдельности.
Квота в Международном валютном фонде – это величина взноса страны в общий капитал Фонда и одновременно ее доля в общем количестве голосов, которые учитываются при принятии различных решений Фондом. Размер квоты определяет возможные объемы кредитов, на которые может рассчитывать страна. Естественно, что квота определяет возможность страны реально влиять на политику этой международной финансовой организации. Пока наибольшая квота в Фонде в размере 17,08% принадлежит Соединенным Штатам. Это дает им возможность блокировать неугодные решения, так как решения в Фонде принимаются при поддержке не менее 85% голосов. Далее по величине квот страны располагаются следующим образом (%): Япония – 6,13; Германия – 5,99; Великобритания – 4,95; Франция – 4,95; Саудовская Аравия – 3,22; Китай – 2,94; Россия – 2,74. 15 стран-членов Европейского союза в совокупности обладают квотами в 30,3%. Все страны «золотого миллиарда» (29 государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития) – 60,35%. Остальные страны, составляющие 85% общего числа стран-членов, располагают квотами в 39,65%. Очевидно, что такая раскладка квот делает Фонд инструментом, действующим в интересах «золотого миллиарда».
Периодически с учетом меняющейся мировой экономической и финансовой ситуации Фонд производит пересмотр квот. Пересмотр квот может касаться как общей величины капитала Фонда, так и долей стран (взносов в капитал). Решение о пересмотре квот принимается Советом управляющих Фонда при поддержке не менее 85% голосов. Следовательно, данный вопрос (один из ключевых) деятельности МВФ находится под контролем со стороны США, поскольку их квота составляет 17%.
За время существования Фонда проводилось 14 пересмотров. В среднем один пересмотр в пять лет. Решение о последнем пересмотре было принято в 2010 году. Оно знаменательно тем, что капитал Фонда увеличивается на 100% (т.е. в два раза), при этом корректируются доли стран с учетом традиционной формулы. Что это означает на деле? Общий объем квот должен увеличиться с 238,4 млрд. СДР до приблизительно 476,8 млрд. СДР (СДР – специальные права заимствования – виртуальная, наднациональная денежная единица, эмитируемая Фондом в небольших количествах с конца 60-х гг. прошлого века). В пересчете это означает, что капитал Фонда вырастет примерно до 720 млрд. долл. При этом будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государства с чрезмерным представительством в пользу государства с недостаточным представительством. Последние – исключительно государства периферии мирового капитализма (ПМК), т.е. все те, кто находится за пределами ареала обитания «золотого миллиарда». Среди них особенно подрастет доля Китая (с 2,94 до 6,39%), который должен стать третьим по размеру квоты государством-членом МВФ. В состав крупнейших десяти акционеров также попадают Бразилия, Индия и Россия. В частности, доля России должна подрасти с 2,49 до 2,71%. Что же, вполне заметная подвижка в пользу стран ПМК, конкретно в пользу стран группы БРИК. На входящие в эту группу Бразилию, Россию, Индия и Китай пока приходится 10,71% квот, а пересмотренная совокупная квота должна увеличиться до 14,18%.
Нужен не просто пересмотр, а пересмотр формулы пересмотра. Еще раз подчеркнем, что 14-й пересмотр все еще базируется на традиционной формуле расчета долей стран. Что это за формула? Доля страны определяется на основе учета таких показателей, как: 1) ВВП, 2) «открытость» экономики, 3) «экономическая изменчивость», 4) международные резервы. При этом показатели «взвешиваются», их доли при расчете равняются соответственно 50%, 30%, 15% и 5%. Второй и третий показатели («открытость», «экономическая изменчивость») - крайне «мутные», но при этом их «вес» равен 45%. У развитых стран, принадлежащих к «золотому миллиарду», они имеют максимальные значения, а у стран ПМК – минимальные. Основные объемы международных резервов сегодня накоплены странами ПМК. У Китая, России и Индии они в совокупности превысили 4 трлн. долл. Однако этот показатель очень слабо отражается на позициях указанных стран в Фонде. Очень уж очевидным стало несоответствие нынешнего расклада сил в мировой экономике сложившемуся уже давно принципу распределения квот в Фонде. Наиболее динамично развивающиеся страны периферии мирового капитализма (ПМК) – группа БРИКС, куда входит Россия. БРИКС является главным инициатором пересмотра формулы расчета квот. Предлагаемая новая формула предельно проста – рассчитывать квоту страны на основе лишь одного показателя – ВВП.
Менее всего заинтересованы в таком пересмотре страны Европы и Япония. Особенно учитывая нынешнее тяжелейшее положение (долговой кризис) Европы, когда она ищет деньги по всему миру, в том числе в МВФ, для того, чтобы затыкать «дыры» своих бюджетов, рефинансировать растущие государственные долги. Ей и так стало крайне сложно выбивать новые кредиты в Фонде, поскольку на протяжении 2010-2013 гг. он выдавал непропорционально большое количество кредитов именно странам Европы (преимущественно еврозоны). Среди многих неевропейских стран-членов Фонда усиливается ропот по поводу такого европейского фаворитизма организации.
Цель Запада: увеличение ресурсов Фонда без пересмотра квот. В последние время (после завершения первой волны финансового кризиса) в финансовой политике Фонда наметилась интересная новация: формировать ресурсную базу не за счет наращивания квот, а за счет привлеченных заемных ресурсов. Странам, располагающим наибольшими валютными резервами, предлагается заключать соглашения о предоставлении займов Фонду. Еще на саммите «двадцатки» в Лондоне в 2009 г. странам было рекомендовано направлять ресурсы другим странам не на основе прямых договоров кредитования, а с использованием международных финансовых организаций в качестве посредников. В первую очередь, конечно, имелся в виду такой посредник, как МВФ. В 2009 г. было подписано соглашение о предоставлении Японией займа Фонду на сумму 100 млрд. долл. В том же году были подписаны аналогичные соглашения о получении Фондом займов с Канадой (10 млрд. долл.), Банком Норвегии (4,6 млрд. долл.). Далее, на протяжении 2009-2011 гг. Фонд заключил двусторонние соглашения о получении займов о 16 стран-членов ЕС (или их центральных банков). Все эти займы были предоставлены в рамках обязательства, принятого на себя в марте 2009 г. Европейским союзом, о предоставлении 75 млрд. евро (в то время примерно 100 млрд. долл.) для поддержки кредитных возможностей Фонда. В декабре 2011 г. страны ЕС договорились о предоставлении Фонду дополнительных финансовых ресурсов в форме двухсторонних займов в общем объеме до 200 млрд. евро (для компенсации кредитов, которые страны еврозоны получают от Фонда). Руководство Фона периодически намекает и другим странам, чтобы они также активнее помогали формировать Фонду ресурсную базу на основе двухсторонних соглашений о займах. Такие намеки (и даже открытые предложения) делались, в частности, Китаю, России, другим странам БРИКС. Пока эти намеки и предложения ничем не закончились. Страны ПМК понимают, что Запад желал бы сохранить прежнюю систему управления Фондом, полный контроль над Фондом с помощью имеющейся системы квот. Но при этом получить необходимые дополнительные ресурсы. Страны ПМК готовы предоставлять свои ресурсы только при условии увеличения их квот и допуска к управлению Фондом.
Позиция США. Особую позицию по вопросам пересмотра квот занимают США. Доля США при пересмотре должна сократиться с 17,1 до 16,4%. Чувствительно, но не смертельно, Вашингтон сохраняет свой «блокирующий пакет». На словах он вроде бы поддерживает пересмотр квот. Но только на словах. Уже прошло много времени после того, как на всех уровнях согласован четырнадцатый пересмотр квот Фонда (совет управляющих одобрил решение в декабре 2010 года). Последним шагом длинной процедуры пересмотра, согласно правилам Фонда, является ратификация каждой страной принятых решений по пересмотру. Россия, между прочим, такую ратификацию провела в июле прошлого года. И она готова внести дополнительный взнос в размере около 10 млрд. евро за счет валютных резервов. А вот США этого делать не торопятся, раздавая лишь обещания. Есть серьезные сомнения, что вопрос о ратификации Вашингтоном будет «положительно решен».
Во-первых, потому, что многие в Америке не хотят раскошеливаться на то, чтобы увеличивать капитал Фонда. «Цена вопроса» - около 60 млрд. долл. Их аргумент: стране, мол, надо проводить жесткую бюджетную экономию. Но скорее всего, это не аргумент, а лишь удобное оправдание для отказа от ратификации.
Во-вторых, США подошли близко к «красной черте», перейдя которую они утратят «блокирующий пакет». Доля США в мировом ВВП неуклонно падает. Согласно оценкам Всемирного банка (ВБ), в 2011 году доля США в мировом ВВП была равна 21,6%. Если экстраполировать тенденции изменения ВВП США за период 2001-2011 гг. на следующее десятилетие, то получается, что в 2021 году доля США в мировом ВВП опустится до 14,6% (оценки того же ВБ). Этого уже не достаточно для того, чтобы Вашингтону удержать в своих руках «блокирующий пакет» Фонда. Даже если ему удастся по максимуму злоупотребить такими «мутными» показателями, как «прозрачность экономики» и «экономическая изменчивость». Кстати, среди критиков доминирования США в Фонде есть такая категория экономистов, которые обращают внимание на то, что статистика валового внутреннего продукта в США также является «мутной». Ни одна страна мира не придумала столько хитростей для того, чтобы завышать статистические показатели ВВП, как США. В структуре ВВП США лишь 20% приходится на товары и услуги реального сектора экономики, остальное – «пена», отражающая гипертрофированное развитие финансового сектора, спекулятивные прибыли, в том числе те, которые США получают за пределами своих границ. Конкретно этой «химией» занимается министерство торговли США. Без этой «химии» у Штатов уже давно не было бы «блокирующего пакета» акций в Фонде.
Командиры корабля «МВФ»: лучше затопить, чем сдать. А уж о том, чтобы переходить к новой формуле расчета квот (исключительно на базе показателя ВВП), многие в Вашингтоне и слышать не хотят. Там ведь умеют просчитывать все наперед. Уже сегодня страны БРИК (в случае вступления в силу 14 пересмотра квот) должны иметь совокупную квоту в 14,2%. При таком раскладе им достаточно найти одного-двух союзников для того, чтобы заблокировать любое решение Фонда. А в скором времени и союзники не потребуются. Согласно оценкам ВБ, при сохранении тенденций экономического роста в период 2001-2011 гг. доли некоторых стран в мировом ВВП в 2021 году будут равны (%): Китай – 26,52; Россия – 7,38; Бразилия – 7,27; Индия – 4,55. Получается, что суммарная доля указанной «четверки» будет равна в начале следующего десятилетия почти 46 процентам. Почти половина всех голосов в Фонде может принадлежать всего четырем странам, причем находящимся за пределами «золотого миллиарда». Это примерно столько, сколько сегодня получается на круг у США, Японии и нескольких ведущих стран Европы. Западу такая организация однозначно не нужна!
Поэтому, считают некоторые аналитики, если страны ПМК будут особенно напирать на страны «золотого миллиарда», требуя пересмотра квот, Запад может просто отправить на дно корабль под названием «МВФ». Чтобы он не достался неприятелю, т.е. странам ПМК. А сам пересядет на другой корабль. То есть создаст какой-нибудь новый международный или наднациональный фонд по образу и подобию МВФ. Европейцы в этом направлении уже не только думают, но и действуют. В 2010 году для борьбы с начавшимся долговым кризисом в Европейском союзе они создали Европейский фонд финансовой стабилизации (ЕФФС), несколько напоминающий МВФ, но действующий в пределах «Единой Европы». В 2013 г. ЕФФС упраздняется, на его основе создается постоянно действующий институт под названием «Европейский стабилизационный механизм» (ЕСМ). Предполагается, что финансовые ресурсы ЕСМ будут составлять для начала 750 млрд. евро. То есть это больше, чем капитал МВФ с учетом 14-го пересмотра квот. Обсуждаются также перспективы доведения ресурсной базы ЕСМ до 1 и даже 2 триллионов евро.
Итак, запланировано, что на Питерском саммите 5-6 сентября будет обсуждаться уже следующий, пятнадцатый пересмотр квот Фонда на основе новой формулы. Достаточно странная ситуация. Учитывая, что в силу не вступили еще решения по четырнадцатому пересмотру. Есть опасения, что вопрос о квотах на саммитах «двадцатки» перестанет также быть «живым», выродится в бесконечную болтовню. Запад сдавать своих позиций не будет. Уж скорее он отправит на дно корабль «Международный валютный фонд», который с 1945 года под его командованием плавал по морям и океанам мировых финансов.
России нужны свои фонды. Между прочим, на днях руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов сообщил, что общие бюджетные расходы на подготовку и проведение саммита в Питере должны составить 6 млрд. руб. (почти 200 млн. долл.). Может быть, не стоило нам тратить уйму денег на такое дорогостоящее и «безнадежное» мероприятие? Может быть, стоило бы продолжить переговоры со странами БРИКС о создании Банка развития (идея такого института была озвучена В.В.Путиным во время его визита в Южную Африку в марте текущего года)? А выделенные на саммит G20 деньги потратить на формирование нашего взноса в этот Банк развития? Или на формирование российско-китайского валютного фонда (если таковой действительно был запланирован нашими странами)? Кроме того, нам крайне нужны фонды в рамках евразийской интеграционной группировки. Недавно, был создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении. Ресурсный потенциал этого фонда пока крайне скромный. Может быть, отложенные нами 10 млрд. евро для пополнения квоты в МВФ лучше направить на наращивание капитала Антикризисного фонда ЕврАзЭС?
Кроме того России вообще стоит задуматься: стоит ли вообще дальше принимать активное участие в сериале «мыльных опер» под названием «Саммиты G20»? Мне лично эти саммиты напоминают басню Крылова о том, как лебедь, рак и щука воз тянули.
Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова