Валентина Алексеевна Ланцева – президент Фонда святого апостола Павла, женщина уникальная во всех отношениях, вот уже как девять лет занимается русско-сирийскими отношениями. Безумству храбрых поем мы славу! – это в полной мере про нее. Гениальность человека, а в особенности общественного деятеля, политика, заключается в непредсказуемости совершаемых поступков. Чем неожиданней ход, тем короче путь решения поставленной задачи. Главное – застать противника врасплох. И вот, вообразите, Валентина Ланцева собирает независимую женскую делегацию. Восемь хрупких, интеллигентных женщин. Восемь – число будущего века. Под молитвенным покровом духовника группы отца Олега Теора, окормляющего десантников России, в столицу Сирии Дамаск спускается женский десант. И все это происходит именно в тот день, когда в Сирию прибывает комиссия ООН по расследованию химической атаки. Лучшего момента прибыть в Дамаск придумать было невозможно. Точное попадание!
Наш приезд стал сенсационным! Женский комитет Сирии, поддерживаемый правящей партией Сирии «Баас» и лично первой леди госпожой Асмой аль-Асад, устраивает прием для русских на высшем правительственном уровне. По всем каналам сирийского телевидения с утра до ночи крутили новостные сюжеты, подробно рассказывающие о каждом дне нашего пребывания. Для Сирии, со всех сторон взятой в тиски агрессивно настроенных стран, это спасительный знак. Сначала давали материал о русской делегации, а потом только про миссию ООН. Приоритет очевиден. Приемы на высших уровнях власти и духовенства, конференции, круглые столы, встречи с беженцами, посещение госпиталей, школ, миссий, воинских частей, театра и, наконец, дружеская встреча с прекрасной Асмой аль-Асад в резиденции президента, в личном кабинете госпожи Асад. Полная чаша!
Россия поддерживает Сирию, Россия и Сирия вместе, мы союзники! Уже в первые дни нас стали узнавать на улицах Дамаска: «Руссия, шукран! Руссия! Путин! Шукран!» - благодарили и принимали нас в свои горячие объятия простые сирийцы, в их глазах была неподдельная любовь. Правительственный картеж с русскими приветствовали на каждом КПП, нам все улыбались, махали руками, а солдаты отдавали честь. Мы привезли в Сирию надежду.
«Русские женщины, ступили на страдающую сирийскую землю, как древние святые жен, – сказал представительницам делегации министр иностранных дел Сирии. – Хрупкие, но мужественные женщины России приехали поддержать сирийский народ, не побоялись быть с нами в самое тяжелое для нас время! Народ Сирии этого никогда не забудет!». Нам стало не по себе, когда нас назвали «святыми», но в глазах сирийцев это было именно так. К нам подходили местные и спрашивали: «Как Вы не побоялись приехать в Сирию? Ведь охота сейчас идет именно на христиан? Дамаск на линии открытого фронта». «Ваша делегация сделала для нашего государства больше, чем какая бы то ли было официальная делегация, - признался миссии при неофициальной встрече у себя дома (невероятная честь!) верховный муфтий Сирии доктор Ахмад Бадр эд-Дин Хассун, - это общение от души к душе, от сердца к сердцу! Сегодня это самое важное для нас!».
Да, воистину - этот приезд оказался смелым и очень мудрым решением. Ай да Ланцева! Браво!
Солнце восходило на востоке, оно медленно поднималось оттуда, где осталась моя Родина, моя любимая Россия. Было уже светло, когда наш самолет пересек границу, и мы летели над Сирией. Той самой вожделенной Сирией, древней и мудрой бабушкой России, которая жила в моем сердце всегда, - неотделимая от России также, как неотделим от нее великий Град Господа Иисуса Христа - Иерусалим! Это всё – моя Родина! Я летела в Сирию и знала, что найду там Россию!
Хранимая в сердце с особым благоговением и чувством какого-то глубинного восторга и уважения перед более чем шести тысячелетней историей этой уникальной во всех отношениях цивилизацией, Сирия всегда представлялась мне чем-то необычайно родным и теплым.
Русская душа стремится к святости, как солнечный луч к земле. И вот уже многие годы я брежу Палестиной, древней Антиохией, Константинополем. Меня неудержимо тянет в эти края. Многие годы я мечтала прикоснуться к этим святым землям, приложиться к ним сердечным целованием, хотелось вдохнуть воздух этих священных для каждого уверовавшего в Бога мест и причаститься им. Я всегда чувствовала, что эти мудрые земли, в которых начала начал и жизнь будущего века, утешат святую Русь, - юную землю пророков и обитель последних христиан. Именно к ним, к этим священным землям хотелось бежать за любовью и пониманием! Раздираемые на протяжении веков не кончающимися религиозными войнами, они украшены прекрасными венцами святых, утверждены в истине жертвами сонмов мучеников, пострадавших за небесное Отечество и отдавших жизнь за Бога и Церковь.
Да, всё это время я тосковала по Сирии, как по духовной Родине! Мне хотелось обнять бабушку России, рассказать ей нашу русскую беду, хотелось выплакаться ей, мудрой и доброй, в сердечном покаянии и быть утешенной. Да, я ждала от Сирии именно утешения. Слишком болит сердце о ведомой на крест России, слишком глубока рана! И кто бы мог подумать, что наша первая встреча окажется такой трагичной? Кто кроме Самого Бога мог предположить, что припасть к теплой земле пророков и апостолов я смогу тогда, когда она сама в крови, и что не придется мне просить у нее утешения, но напротив увеличатся страдания и сердце мое, раненное Россией, окажется ранено ещё и Сирией. Мученичество – наш общий Крест!
Я смотрела в круглое окошко самолета и видела живое, израненное тело страдающей Земли, той самой, которая была избрана принять в свои объятья наших праотцев Адама и Еву. Блестел и переливался в солнечных лучах величественный Ефрат. Именно здесь, где Тирг и Ефрат образуют единую реку по преданию находился сад Эдем! Сирия прекрасна! Когда пророк Мухамед впервые увидел Дамаск, он сказал: «Я не смею ступить на эту землю, ибо рай может быть только на небе!» - столь восхитительным представился ему утопающий посреди пустыни в зелени и цветах Дамаск - поистине рай на земле.
«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его…» - незаметно для меня самой зачала молитву душа. Самое сильное молитвенное воззвание против духов бесовских не покидало сердца ни на минуту, остается со мной и поныне. Тысячи и тысячи раз «Да воскреснет Бог!». Тысячи и тысячи раз широкое крестное знамение тайно падало на Землю, которую возлюбил Господь. Именно оттого, что возлюбил больше собственной жизни, поэтому и ввергает в горнило, отчищает в печах огненных. Все это до боли знакомо! Это русская судьба! Несмотря на боль, душа ликовала, она предвкушала встречу с чем-то огромным и настоящим. И встреча эта состоялась. Ибо именно здесь, на святой земле Сирии, залитой кровью мучеников за Веру и Отечество, именно сейчас, перед глобальной угрозой третьей мировой войны рождается святость! Мусульмане говорят: «Если Аллах хочет наградить человека, он дарует ему путешествие в Дамаск». Аллах возлюбил меня, возлюбившую Христа и две эти любви оказались взаимны.
Мы прилетели в Дамаск в тот день, когда террористами были жестоко обезглавлены одиннадцать христиан, беженцев из Хомса, а двумя днями раньше захвачен и разграблен православный храм святых Сергия и Вакха в Эль-Саура, осквернена Библия и разбиты иконы. Война священная! Мы привезли на землю Сирии русский джихад.
Мария Мономенова, журналистка, Москва-Дамаск
1. Мы привезли на землю Сирии надежду.