Почему православное телевидение такое скучное?

Тележурналист Валерий Богатов размышляет о проблемах нашего современного ТВ

Новости Москвы 
0
2240
Время на чтение 7 минут
От редакции: В последние несколько лет разговор о необходимости создания православного телеканала постоянно возникал на разного рода церковных форумах. Сегодня таких телеканалов существует уже два – «Союз» и «Спас». Однако контент этих каналов, увы, не становится событием общественной жизни. Каналы стали сугубо корпоративными, внутрицерковными медиа-ресурсами. Надеемся, что размышления и оценки тележурналиста Валерия Богатова на эту тему (не со всеми из них, кстати, можно согласиться), станут толчком для плодотворной дискуссии о том, как превратить православные телеканалы в фактор влияния на общество.

Уже почти десять лет, как в России существует так называемое, «Православное телевидение». На данный момент оно представлено телеканалами «Союз» и «Спас».

Людей, с которыми мне доводилось беседовать о нашем православном телевидении, можно условно разделить на две категории: те, кто в восторге от того, что оно существует, и те, кто говорит, что в принципе не может его смотреть.

Первые – это люди обычно пенсионного либо предпенсионного возраста, но уже ведущие пассивный образ жизни, живущие преимущественно в сельской местности. Это люди, в основной своей массе мало что понимающие в том, что такое телевидение, и соответственно нетребовательно относящиеся к качеству того контента, который им предлагают. Такие люди очень всеядны. Для некоторых из них, иногда даже нет разницы, что смотреть, поэтому после своего любимого Андрюши Малахова с его «Пусть говорят» они с удовольствием смотрят «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз». И то и другое доставляет им одинаковое удовольствие. Или же это люди, которые устали от крови, насилия и секса на федеральных каналах, поэтому подключили себе «Союз» или «Спас» и готовы смотреть все, что там показывается, несмотря на то, как плохо сделана та или иная передача.

Второй тип собеседников – это люди среднего возраста, ведущие активный образ жизни, более образованные, с хорошо развитым эстетическим чувством, и поэтому более требовательные и разборчивые. «Один раз включил: сидит поп на фоне белой стены и целый час что-то говорит – скука смертная! Как же можно такое смотреть?!» - обычно именно это слышишь, спрашивая о том, что им больше всего запомнилось, из увиденного в эфире.

В чем же причина этой скучности? Если попытаться структурировать существующие проблемы православного телевидения – то их можно разбить на два блока: тематический и профессиональный.

Первый – это, несомненно, тематическая политика. Телеканалы, словно бы намеренно, я бы даже сказал, нарочито подчеркнуто, замыкаются внутри Церкви.

Второй – это подача материала. Сюда входит и выбор форматов программ (преимущественно, так называемые, «говорящие головы»), неспешный монтаж и озвучивание закадровых текстов, низкое качество написания этих текстов и видеосъемки.

Хуже всего обстоит дело на телеканале «Союз». Если на «Спасе» еще можно иногда найти по-настоящему интересные и профессионально сделанные телепрограммы и документальные фильмы (причем не собственного производства, а произведенные, например, студией «Сретение»), то на «Союзе» с выбором тем и уж тем более с профессионально-техническим уровнем программ все совсем плохо.

В эфире показываются исключительно внутрицерковные новости о встречах епископов и митрополитов, о епархиальных собраниях, о социальной работе, ведомой в епархиях и т.д. В телепередачах обычно говорится только о грехах либо так же о каких-либо внутрицерковных событиях. Реже рассказывается об истории Церкви, о догматике, о тех или иных аспектах вероучения, но исключительно в формате «говорящих голов». Часто просто показываются проповеди и молитвы в записи. А то и вовсе лекции. И очень много сюжетов о деятельности Святейшего Патриарха.

Давайте включим новости на телеканале «Союз». Что мы увидим и услышим: «Патриарх съездил туда-то…», «Сегодня такой-то праздник, и поэтому прошла служба в таком-то храме», «Епископ такой-то выступил там-то», «Православные волонтеры помогли тем-то», «Православный концерт прошел там-то», «Установили крест на куполе храма в селе таком-то» и т.д. А теперь скажите, что из этого вам, как зрителю, реально интересно? В лучшем случае одна пятая от сказанного. А что из этого реально касается вашей жизни? Еще меньше. А что из услышанного принесло вам какую-то пользу? Практически ничего, 1% в лучшем случае. А ведь именно так строится каждый новостной выпуск православного телеканала «Союз». Каждый! Это шаблон, используемый изо дня в день.

А теперь подумайте, что вам на самом деле интересно было сегодня узнать? Скорее всего, это были 2-3 новости из тех, что вы услышали в утреннем информационном блоке «Первого», по радио в машине, пока стояли в пробке, или какая-нибудь новость из первых строчек «Яндекса», которую вы пробежали глазами, придя на работу. Но «Союз» вам об этом не рассказал.

Одна женщина, работавшая на «Союзе» координатором новостей, однажды рассказала мне, что руководство изначально дало весьма необычный критерий выбора событий для съемок: «православным» считается только то событие, где присутствует священник. Отсюда и такая невероятная замкнутость внутри церковной ограды.

В техническом смысле тоже все плохо: ни на одной из телепрограмм «Союза» нет декораций, кадры сменяют друг друга очень медленно, качество «картинки» довольно низкое, голоса за кадром медленные и с плохой дикцией, а ведущие имеют неприглядный вид. Заставки к телепрограммам длятся почти по минуте, звуковое оформление крайне примитивно, однообразно и монотонно.

«Выдержать» такую подачу материала могут разве что пенсионеры и люди, близкие им по образу жизни. Именно поэтому не стоит удивляться, что наше православное телевидение не смотрят ни деловые люди, ни уж тем более молодежь. Оно им просто не интересно. Не интересно не потому, что они равнодушны к Православию, а потому что та форма подачи материала, которая используется на православных телеканалах, мешает восприятию его содержания. «Было бы поинтересней, я бы смотрел, а так скучно, долго, однообразно» не раз доводилось мне слышать от многих людей.

Давайте будем честны перед самими собой: наше православное телевидение действительно очень скучное. Об этом говорят не только миряне, это признают даже священники, но мало кто из духовенства открыто высказывается по этому поводу. Однако пока внутри Церкви мы сами не признаемся себе в этом – ничего не изменится. Это необходимо осознать на уровне Московской Патриархии. Скажем прямо: сегодняшний профессиональный уровень телеканалов «Союз» и «Спас» не дотягивает даже до уровня средних спутниковых телеканалов.

Так каким же должно быть наше православное телевидение, чтобы оно было интересно широкой аудитории? Что и как оно должно показывать?

Во-первых, оно должно быть увлекательным. Но как это сделать? На западном телевидении уже давно сложилась особая система подачи материала: смесь развлечения, информирования и просвещения. Почему именно так работает «ВВС», «Discovery» и многие другие телеканалы в Европе и США? Потому что только такое сочетание позволяет завладеть внимаем зрителя, а потом вложить в его сознание нужные мысли, идеи, убеждения. Нужно не нарочито проповедовать, а совмещать развлечение с информированием и просвещением. В России так работают телеканалы «Моя планета» и «Москва 24».

Как ни крути, но большинство людей, даже православных, смотрят телевизор для развлечения, отдыха, расслабления. Развлекая зрителя, отвлекая его от повседневной рутины, вы завоевываете его внимание. Если зрителю будет интересно смотреть то, что показывается на этих телеканалах, то он услышит то, что там говорится и поймет те мысли, которые Церковь хочет до него донести. А главное, если зрителя удалось увлечь, то он включит этот телеканал и на следующий день, чтобы посмотреть еще. Это, что касается подхода к созданию телепрограмм.

Информационная политика православного телеканала не должна зацикливаться на внутрицерковных событиях. Большинство событий, которые реально волнуют сегодня наших соотечественников, и православных в особенности, происходят вне церковной ограды.

Нужно понять, что в Церкви происходит относительно мало по-настоящему важных для общества событий, которые могли бы претендовать на то, чтобы стать инфоповодами новостей по телевидению, даже если это ТВ православное. Нужно говорить и о проблемах в обществе, и о политике, и о митингах и т.п. Информационная политика на православном телеканале должна выстраиваться так, что бы зрители не испытывали нужды смотреть новости на других телеканалах.

В телепрограммах не нужно делать упор только на грехи, покаяние, посты и запреты. В вопросе о том, что показывать на православном телеканале, ключевым словом является – радость. Нужно показать, что в православии радостно жить верующим людям! Как только это понимаешь – сразу решаются все вопросы. Во-первых, что показывать. Во-вторых, как показывать. И, в-третьих, сразу мотивируешься на то, как рассказывать. Понятно, что о радости не будешь рассказывать сонным голосом.

Радость от природы привлекательна для всех людей больше, чем грусть и печаль, так уж мы устроены. Но сегодня большинство православных как будто об этом забыли. Андрей Кураев назвал это «революцией бассет-хаундов в Церкви», от названия породы собак, у которых всегда очень грустные глаза. Но Апостолы шли и проповедовали не систему запретов, они шли и проповедовали Благую Весть о спасении. Почему это не понятно нашим православным режиссерам и руководителям православных телеканалов?

Не нужно показывать сутулых и грустных «бассет хаундов» в платочках – покажите тех, кто счастлив, что он в Церкви! И покажите достойно. На высоком профессиональном уровне. Но для этого нужно и снимать интересно. «Картинка» того же «Союза» очень напоминает по уровню изображения телевидение конца 80-х. В то время, как любители снимают на недорогие камеры, но с гораздо более хорошим изображением, ролики о Православии для интернета, и они смотрятся гораздо «вкуснее» и интереснее. Такие ролики набирают десятки и сотни тысяч просмотров на YouTuBe и в социальных сетях. Нужен профессиональный монтаж, нужна динамика, нужна цветокоррекция, нужны интересные живые закадровые голоса и привлекательные ведущие. Нельзя рассказывать об истории Церкви в формате говорящих голов – нужно делать это в форме документальных фильмов с компьютерной графикой.

Для всего этого нужны профессионалы. Сегодня на православном телевидении их нет. И это корень всех вышеописанных проблем. Будут профессионалы – будет профессиональное телевидение. Если они не появятся – ничего не изменится. На данный момент мы имеем скорее то, что на профессиональном языке называется симулякр: православное телевидение вроде бы и есть, но оно не интересно широкой аудитории, даже среди самих православных людей оно не пользуется большой популярностью.

Но преобразовать существующее православное телевидение из симулякра в полноценное возможно! С этим согласны многие профессионалы, с которыми мне доводилось общаться на эту тему в телевизионной среде. И я искренне надеюсь, что в России все же будет сформировано по-настоящему интересное и профессиональное православное телевидение.

Валерий Богатов, журналист, телережиссёр
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Ответ на 35., Андрей Карпов:

И если бы нам удалось не подменять духовный авторитет назидательной проповедью, мы бы обрели снова наш народ.

Так ведь авторитет в магазине не купишь. И за полчаса духовный опыт не передашь. "Приехала однажды к отцу Павлу Груздеву одна монахиня за духовным опытом, сидит на лавочке, поджидает его после службы. А батюшка вышел и конкретно сразу ей в лоб: "Какая ты хитрая! Я одиннадцать лет копил, а тебе за пять минут высыпал бы все?" К чему это он сказал? Она говорит, не знаю". А мудрость-то батюшкина лагерная: "Одиннадцать лет копил". Так что за пять минут на блюдечко не высыпешь...http://www.skaz.ru/magazine/5-006 А в целом - всё правильно написали, Вашими бы устами да мёд пить.

35. Ответ на 13., Бауманец с красным дипломом:

Совсем не скучный семейный православный канал "Радость моя".

Согласен. Программы этого канала - постоянно в активе. Иногда пользуемся передачами "Спаса", но гораздо реже... Однако проблема действительно существует. И это проблема позиционирования. И касается она всего корпуса православных СМИ, а не только телевидения. Фактически есть два вопроса, остающихся без ответа - Для кого? и Зачем? Они взаимосвязаны. Допустим, ответим - для кого? - для всей аудитории (русскоговорящей) - тогда в отчете - зачем? - будет преобладать миссионерский оттенок. Отсюда должна быть соответствующая подача материала - он должен конкурировать с материалами светского телевидения, то есть затрагивать те же темы, но с православной позиции. И обладжать тем же качесвтом визуализации. Если мы ответим - для кого? - для глубоко верующих, то вопрос - зачем? - забуксует, ибо человек, занятый духовным деланием не нуждается в телевидении (в СМИ вообще). Он может нуждаться в книге (в библиотеке видеоматериалов), чтобы обратиться к какому-либо источнику (толкованию), теме. Но у него нет времени (поребности) потреблять информационный поток. Итак, самое логичное в случае православных СМИ ориентироваться на тех, кто уже в теме, но не ещё сделал Православие своим повседневным дыханием (на ближних сочувствующих, интересующихся, воцерковленных и только и т.д.). Это означает, с одной стороны, необязательность прямой конкуренции со светским вещанием, потому как тематика здесь другая. С другой стороны, проповедь и тексты не могут исчерпывать весь контент, потому как аудитория не готова жить этим в той мере, в которой живёт сама Церковь. Это касается и новостей, они должны быть социально, интерперсонально, антропологически значимы а не только значимы церковно. Такое православное СМИ должно отзываться на движение ещё довольно страстной души и потихоньку облагораживать её страсти. Подменять душевное духовным. Возводить, выполнять анагогическую функцию - из житейского моря доставать жемчужины небесного бытия. Проблема в том, что этобезумно сложно сделать. Гораздо проще читать Писание на текущую дату и комментировать его устами батюшки. Но если мы заметим, то сегодня подобная деятельность имеет успех в храмах, поскольку служба настраивает людей на соответствующий лад, но народ не ищет проповеди за пределами службы. Нет такой духовной потребности. Можно, конечно, считать, что люди плохи, но проблемы это не решит. Зато есть очень острая потребность в разговоре по душам - искреннем, правдивом, ответственном, с опорой на непреложную истину. Есть громадный дефицит духовной авторитетности. И если бы нам удалось не подменять духовный авторитет назидательной проповедью, мы бы обрели снова наш народ.
Андрей Карпов / 02.09.2013, 08:02

34. Либеральная революция

Интересно "аффтор жжoт" - откураил нас и отмитрофанил по самое немогу - даешь революцию компьютерной графики вместо бассет-хаундов!!! Поневоле усомнишся во многом ... и многих...
Лебядкин / 02.09.2013, 05:19

33. Re: Почему православное телевидение такое скучное?

Небезызвестный портал Православие и мир хочет найти себе специалиста ("мастера на все руки" в плане сео) с опытом не менее 3 лет на зп "до 30000 рублей": http://www.superjob.ru/rabota/vacancy-26025267-130813.html В то же самое время с опытом работы всего в 1 год полно вакансий на зп от 40000 рублей на тех же условиях. Вот и на тв также.
рудовский / 01.09.2013, 20:36

32. Ответ на 31., электрик:

"По мне, Бог есть единый Творец ысего,"Но о у Него есть Имя.Вы не веруете в Истинного Бога - Троицу, Отца и Сына и Святого Духа?То-то я смотрю, уж больно рациональна ваша "вертикаль". Понятно.

О господи, что Вас понятно, гле жто у меня вообще слова - "не верю", "вертикаль", "троица" ? Иногда складывается впкчатление, чтокогда человеку всё ясно - его обуяло...
Лебядкин / 01.09.2013, 16:26

31. 28. Лебядкин : Ответ на 25., электрик:

"По мне, Бог есть единый Творец ысего," Но о у Него есть Имя. Вы не веруете в Истинного Бога - Троицу, Отца и Сына и Святого Духа? То-то я смотрю, уж больно рациональна ваша "вертикаль". Понятно.
электрик / 01.09.2013, 15:36

30. Ответ на 29., рудовский:

Было бы желание (и средства)...

Бог всегда усмотрит средства, если замыслы чисты....
Лебядкин / 01.09.2013, 15:32

29. Re: Почему православное телевидение такое скучное?

Но подобные проекты на поток не поставишь. (c) А конвейер и не нужен. Но регулярно создавать что-то значимое и полезное и можно и нужно. Было бы желание (и средства)...
рудовский / 01.09.2013, 15:00

28. Ответ на 25., электрик:

А бог с маленькой буквы потому, что этот бог - не Троица,если вы об этом спрашивали.

Спор рискует зайти исключительно в терминологический, теософский тупик. По мне, Бог есть единый Творец ысего, а божки с маленькой буквы - суть бесы.
Лебядкин / 01.09.2013, 14:12

27. Re: Почему православное телевидение такое скучное?

Простое на тк - продолжение спора Иосиф Волоцкого и Нила Сорского, спора иосифлян и нестяжателей - но уже на новом поприще. Сюда подмешивается сильнейшая струя - стремление даже не подменить, а заменить веру (даже) не религией, а социальным служением. Но это никоим образом не специфика телевидения - это особенность времени, злоба дня, так сказать.
Лебядкин / 01.09.2013, 13:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Богатов
Новые апостолы
Беседа с Александром Люлькой, ректором Школы православного миссионера
07.12.2014
Как православному человеку провести отпуск
Беседа с православным миссионером Ильей Молёвым
16.10.2014
Все статьи Валерий Богатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07