Изменились не только люди – изменилась и власть, считают 65% опрошенных. Здесь, однако, несколько больше (22%) тех, кто не видит существенных перемен. Но и здесь указывают прежде всего перемены в худшую сторону: «Она перестала думать о простых людях, преследует только свои интересы» (50%), «не может справиться с проблемами в стране» (43%), «не может сделать так, чтобы Россию уважали во всем мире» (21%). Впрочем, столько же (21%), напротив, заявили, что власть много сделала для того, что Россию сегодня уважают в мире, а 26% поставили ей в заслугу нормальные отношения с Западом.
Прокомментировать результаты социологического опроса корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заметил, что еще в советское время было заявлено, как неузнаваемо изменился облик человека. «Русский человек стал советским, и эти изменения были не самыми лучшими: идеология никого в лучшую сторону не меняет, - отметил священник. – И потом с так называемой демократизацией и либеральными реформами советский человек стал меняться и развиваться в ту сторону, которая была намечена еще при Советском Союзе. В СССР говорилось, коммунизм – это построение материально-технической базы и воспитание нового человека. Вот новую базу построили, - правда, на костях, - и воспитали такого человека, который оказался весьма охоч до ее же расхищения: первыми создателями банков, олигархической системы стали те же, кто был тогда у власти - секретари обкомов, райкомов партии. Они и начали новый период истории России, дали толчок к развитию того, чтобы дух сребролюбия завладел многими умами и сердцами. Но кто оказался у «кормушки», тот стал богатым, а кто не смог, тот выживает более скромным образом. Кто-то стал свободнее, кто-то чему-то научился, а кто-то разучился или не хочет работать. Тут диапазон большой, но в целом дух стяжания стал, к сожалению, главным, определяющим и главенствующим в развитии 20-летней народной жизни. А корни этого были заложены ранее. Поздняя советская власть была настолько маразматической, что тут и говорить нечего. Хотя чиновничий аппарат во все времена оставляет желать лучшего. Если говорить персонально о тех, кто оказывается первым лицом государства, тут прогресс налицо. Нынешние первые лица государства более разумны, компетентны, профессиональнее себя ведут, чем поздние советские генеральные секретари».
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, убежден в том, что «люди, на самом деле, те же». «Изменились их реакции на действительность, поскольку она как раз и меняется. Люди просто как могут приспосабливаются к жизни – как удобнее жить, как выгоднее. Как-то надо подлаживаться под новые обстоятельства», - считает он.
«Я бы не сказал, что люди стали более циничными. Просто линия поведения меняется в зависимости от обстоятельств, и действительность как бы открывает какие-то новые стороны характера человека. Увы, бывает, что открываются и негативные стороны. Вот вам и цинизм, и безжалостность. Кто-то стал побогаче, как правило, в крупном городе, а кто-то значительно беднее – в глубинке. А в сущности, все остались в общем-то "при своих". Другое дело, что новое поколение уже вне тех идеологем, которыми жили в ХХ веке их родители. Они этим уже не отягчены – ложная цель как бы вынесена за скобки. Но в то же время и другой цели не выработано. До революции цель была – было православное государство. Потом цель заменили. А сейчас на государственном уровне цель как бы и не ставится. Хорошо это или плохо, оставим без комментариев, но это факт. А отношение к власти, к правительству так и осталось на уровне "вот приедет барин, он нас и рассудит". Как там правительство справляется со своими задачами, сразу и не скажешь, но из разрухи 90-х вроде бы как-то вышли. А вот будет ли такое государство, в котором мы будем абсолютно независимы, свободны внутренне и внешне? До этого еще, конечно, надо дожить», - заключил пастырь.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, напротив, считает, что «изменилось все - и изменилось серьезно». «Но самое важное, что должно быть, что должно произойти, - это чтобы человек изменился в соответствии с тем определением, которым его благословил Господь, - подчеркнул отец Сергий. – Все остальные изменения, конечно, тоже реальны, этого никто не отрицает. И немножко свободней он, конечно, стал - в той степени свободы, которую он сам для себя осознает. Это правда. Но и несчастней он стал – если сравнивать с лучшими годами его жизни. Но самое главное, найдет ли он свою парадигму жизни. Ведь на самом деле она для всех уже исчислена от вечности, в которой точка отсчета и меры свободы, и меры ответственности. Там они соизмерены. Если мы к этому придем, это будет красиво. Потому что жизнь человеческая, какой бы страдательной она ни была, должна быть красивой. И человек должен достойно ее прожить. Это сложно, но это возможно. Это требует мужества. Потому что современное пространство дает великую возможность не быть мужественным, чтобы прожить кажущуюся жизнь. Но жизнь одна, и она уходит в вечность. Поэтому очень важно, чтобы иллюзия жизни не победила настоящую жизнь. Осознать это хотя бы отчасти было бы уже неплохо».
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, согласен с тем, что люди изменились. «Но осталась суть русского человека, которая помогла ему выжить в советское время, когда из него пытались сделать homo soveticus. Но они, эти homo-soveticus’ы, изменились. И не может быть хорошим человеком человек, который не верит в Бога - безбожник. Он может быть эгоистом, считающим, что ему все позволено, с соответствующим поведением. Это иллюзия, что в Советском союзе люди были добрее. Сейчас люди стали лучше в том смысле, что стали искать Бога, стали верить в Него, пытаются воспитывать в себе христианские качества. В большинстве они еще неофиты, но что-то хорошее уже получается. А в том, что люди стали более расчетливыми, я ничего плохого не вижу», - сказал священник.
При этом, признался отец Сергий, чувство советского патриотизма ему незнакомо: «За всю жизнь я встретил, может быть, одного только настоящего советского патриота. Это сейчас люди любят свою Родину, зная ее недостатки и немощи. Они с ней и в тяжелые времена». «Что касается власти, то надеюсь, что В.В.Путин хочет как лучше, - как верующий человек, прежде всего. Ну а что получается… Хотя власть все-таки в руке Божией», - добавил он.
«Я не понимаю, зачем идеализируют советскую власть. Люди стали бедными? А при советской власти они что, были богатыми? Так считают те, кто входил тогда в зажиточный "средний класс" и имел доступ к "кормушке". Я, например, рос в совершенно бедной семье. И о свободе в тоталитарном государстве можно было только мечтать. Реальные попытки стать свободным заканчивались психушкой или тюрьмой. Да, сейчас и жизнь не идеальна, и общество не идеально, но свобода есть. Самое главное – освободиться от советского прошлого. Когда оно уйдет из названий наших улиц, когда ничего не останется от советской идеологии с ее ценностями, только тогда наступит нормальная жизнь. А реальные перемены к лучшему начнутся тогда, когда русские люди примут православие и как образ жизни, и как мировоззрение», - заключил священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, полагает, что в сущности люди не изменились: «основные страсти, о которых говорится в православном учении о человеке, остались - стремление разбогатеть, жить лучше. Может, меньше стало людей, которые живут в соответствии с идеалами, люди стали более практичны».
При этом священник не считает, что люди стали беднее. «Если сейчас провести исследование, какой процент населения владеет личным транспортом, мы увидим, что таких людей стало больше. То же самое касается жилья. Сегодня молодежь старается что-то себе приобрести, хотя бы в ипотеку. Раньше никакой ипотеки не было. Мало мог себе позволить купить кооперативную квартиру, а остальные надеялись на государство и судьбу», - отметил он.
Среди главных изменений священник назвал следующие: «люди утратили идеалы, и вопросы совести все реже стоят перед человеком. Раньше если кто-то нуждался в помощи, практически каждый старался эту помощь оказать, а сегодня большинство пройдет мимо».
«Если говорить о власти, - считает священник, - простому человеку и раньше невозможно было добиться справедливости. Власть всегда жила за "высоким забором". Много ли изменилось сегодня? У власти появился больший денежный интерес. Если раньше вождям разрешалось иметь какое-то имущество и привилегии, то они были незначительными по сравнению с тем, какие привилегии имеет нынешняя власть».
«У нашего человека есть главное достоинство – он довольно упрям и не любит проигрывать. И я надеюсь, наша страна будет одной из передовых и ведущих во всех областях. Хочется, чтобы это касалось не только области обороны, но благосостояния и духовного уровня людей, чтобы дух человеческий и человеческая жизнь были на высоком уровне», - заключил отец Георгий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, согласен с тем, что «власть стала другой, не похожей на советскую». «Но это не значит, что она стала лучше или хуже, - подчеркнул он. – Власть - она и есть власть. Ожидать, что она будет защищать интересы простого человека, а не свои корпоративные – фантастика. В этом смысле она не сильно изменилась. У нее, конечно, новый имидж, новые технологии по работе с населением. Хотя все новое – это хорошо забытое старое - и сейчас так же непрерывно повторяются определенные кодовые фразы. Но внешние покровы власти стали, конечно, другие. Она стала помобильнее, внешне даже поближе к народу, внешне как бы более открытой. А по сути никаких серьезных изменений во власти не видно. Что же касается глобальной политики, то интересы России, кажется, становятся все менее актуальными для власти. На первый план все больше выходят ее узкокорпоративные интересы».
«Люди, конечно, изменились, - продолжил пастырь. – И не сказать, что сильно в лучшую сторону. Стали много потреблять и стали очень зависимы от этого потребления. Это, конечно, не к лучшему. А вот что люди потянулись к Богу, - это, конечно, к лучшему. Точнее, им разрешили потянуться к Богу. Что эта тяга, скорее, поддерживается политическим режимом, это положительный момент современной власти. Что людям перестали мешать молиться Богу, это действительно новая черта, которой раньше не было».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, напомнил шутку: «Одного старого деда спросили: "Когда жизнь была лучше - при Сталине или Брежневе?" Он ответил: "Конечно, при Сталине. Я тогда был на 20 лет моложе, и бабка моя была моложе"». «Человеку прошлое всегда видится в более радужном свете, а нынешние времена принято обливать грязью, ругать свою жизнь, соседей, власть. А по существу Россия вышла из порабощенного состояния на свободу. Это можно сравнить с состоянием заключенного, которого освободили из концлагеря. Как ни странно, для человека, который сидит в лагере, есть свои преимущества. Я работал в тюрьме и видел, что грамотные заключенные боятся выходить на свободу. Им же в тюрьме работать не надо, есть еда и одежда. Они понимают: выйдя на свободу, их ждут испытания. Да, Россию также ждали испытания, и мы их преодолеваем с Божьей помощью, - а остальное просто пыль», - заключил священник.