Постригшись с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с Царем Алексеем Михайловичем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви Государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.
В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт, и Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и Крестным ходом пошел на бунтующих. Пораженные его твердостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед Царем.
А вскоре Никон был избран на Патриарший престол. «Тесная дружба соединяла Никона с царем. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея», - писал церковный историк Н.Д.Тальберг, осмысливая роль Патриарха Никона.
Однако в 1658 г. произошел разрыв теплых отношений Патриарха с Царем. Никон отрекся от патриаршей власти и уехал под Москву в основанный им Воскресенский монастырь. В 1664 г. Никон неожиданно вернулся в Москву, но был отослан приказом Алексея Михайловича обратно. Церковный собор в 1666 г. обвинил опального Патриарха в произнесении хулы на Царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, подтвердив проведенные им церковные реформы, снял с него сан Патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. После кончины Государя, по приказу нового Царя Феодора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Москву, но по дороге туда отошел ко Господу 17 августа 1681 года.
Царь Феодор участвуя в погребении, сам на плечах своих нес гроб с телом Патриарха Никона, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех Патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги...
Седьмой Патриарх Русской Православной Церкви Никон по сей день остается одной из самых загадочных фигур Русской истории. Недолгие шесть лет его патриаршества оставили глубокий след в русском Православии. Имя Патриарха Никона чаще упоминается в связи с расколом в Русской Церкви, в результате которого образовалось старообрядчество. Менее известны другие стороны его деятельности. Так, именно Никон способствовал заключению договора 1654 года о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Иерарх мыслил Россию как центр мирового Православия. Ново-Иерусалимский монастырь, построенный им на реке Истра, воссоздал образ Святой Земли с ее главными реликвиями - Храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом, рекой Иордан. Никон был низложен в 1667 году за конфликт с властями и пробыл в ссылке 15 лет. Через год после кончины опального Патриарха в Москву была доставлена грамота глав Восточных Церквей о его «реабилитации».
Между тем, выдающийся русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий) считал Патриарха Никона самым значительным человеком в Русской истории. Именно Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия. При этом, как считают некоторые историки Церкви, именно антицерковные круги, а не Патриарх Никон были виновны в церковном расколе XVII века. Так, выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) считал, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы и не произошло.
«Державные заслуги Первосвятителя велики и несомненны. Он сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии, благословил Царя на войну с Польшей ради воссоединения Русских земель. "Отец и богомолец" царский, "великий государь, святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси" стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на "симфонию властей" - основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить "народ Божий" во благонравии и покое, необходимых для спасения души», - писал о Патриархе Никоне митрополит Иоанн (Снычев).
Сегодня мы также вспоминаем маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Петра Кирилловича Кошевого (1904-1976). Он родился в городе Александрия Херсонской губернии в крестьянской семье. В 1920 году вступил в Красную армию. В 1927 году окончил кавалерийскую школу и служил на командных и штабных постах. Окончив в 1939 году академию им. Фрунзе, перед Великой Отечественной войной занимал должность начальника штаба дивизии в звании полковника.
В Великой Отечественной войне Кошевой (до сентября 1943 года командир стрелковой дивизии, а затем стрелкового корпуса) проявил себя как инициативный и волевой командующий. Выполнил ряд выдающихся боевых операций, отличился, в частности, при штурме Сапун-горы под Севастополем и взятии Кёнигсберга (за эти сражения получил звания Героя Советского Союза). Окончил войну в звании генерал-лейтенанта. На параде Победы командовал сводным полком Третьего Белорусского фронта.
После войны Кошевой занимал ряд важных командных постов и высоко котировался как командующий и военный администратор. Был командующим армией (1946—1955), первым заместителем Главнокомандующего Группой советских войск в Германии (1955—1957), командующим войсками Сибирского военного округа (1957—1960), Киевского военного округа (1960—1965). Наивысшая должность, которую занимал Кошевой — Главнокомандующий Группой советских войск в Германии (1965—1969). 15 апреля 1968 года генералу армии Кошевому было присвоено (вместе с П.Ф.Батицким) звание Маршала Советского Союза.
Завтра, 31 августа, день памяти одного из лидеров монархического движения в Нижнем Новгороде протоиерея Николая Васильевича Орловского, принявшего мученическую кончину в 1918 г. Дата его рождения к сожалению пока неизвестна. Служил отец Николай настоятелем Живоносновской церкви в Нижнем Новгороде, долгие годы являясь учителем Закона Божьего в местном начальном училище.
В дни первой революционной смуты 1905–1907 годов иерей Николай Орловский был в числе основателей монархического союза «Белое Знамя», в 1906-1907 годы возглавляя этот союз. В этот же период он также издавал и редактировал черносотенную газету «Минин».
После возникновения Союза Русского Народа (СРН), вокруг которого стали объединяться мелкие региональные монархические организации Российской Империи, иерей Николай Орловский возглавил Георгиевско-Мининский отдела СРН. По общему мнению, он являлся одним из лучших ораторов среди правых в Нижегородской губернии, активно занимался просветительской работой, неоднократно баллотировался на выборах в Государственную Думу.
После Февральской революции отец Николай Орловский, ставший к тому времени протоиреем, настоятелем Казанской церкви, начал подвергаться преследованию со стороны новой власти. С приходом же власти большевиков преследования только усилились.
Летом 1918 года, в самом начале «красного террора», протоиерей Николай был обвинён в контрреволюционной агитации и арестован и в ночь с 30 на 31 августа решением ревтрибунала приговорён к расстрелу. С ним вместе был расстрелян активный участник монархического движения редактор правых газет «Минин», «Козьма Минин» и «Голос нижегородца» Григорий Николаевич Васильев.
24 июня 2009 года Прокуратура Нижегородской области вынесла постановление о реабилитации 39 видных заложников-нижегородцев, жертв террора на Мочальном острове, в числе которых был и отец Николай Орловский.
1 сентября Русская Церковь чтит Донскую икону Пресвятой Богородицы. Эта икона была написана Феофаном Греком, и в день Куликовской битвы находилась среди Русского войска. После победы она была передана донскими казаками в дар Великому князю Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.
В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен Крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы.
В день битвы святыня находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
В настоящее время Донская икона Божией Матери находится в Государственной Третьяковской галерее.
Также 1 сентября мы вспоминаем академика-геолога Владимира Степановича Соболева (1908-1982).