По версии следствия утром 29 мая 2011 года Байдак, являющийся участником радикальной организации «НОРМ», пропагандирующей ислам и оправдывающей совершение террористических актов на территории Российской Федерации, разместил на одном из общедоступных интернет-ресурсов статью, в которой содержится публичное оправдание терроризма.
21 августа 2013 года следователями ГСУ, совместно с сотрудниками УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Северо-Западному федеральному округу, при поддержке спецназа ГУ МВД РФ УФСИН России по СПб и ЛО проведен ряд обысков в местах проживания членов указанной организации, в том числе и по месту жительства Байдака, в ходе которых была обнаружена и изъята литература экстремистского содержания.
В результате Байдак был задержан, решается вопрос о предъявлении ему обвинения в совершении указанного преступления и избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу. Также проверяется информация о причастности членов радикальной организации к совершению преступлений на территории Санкт-Петербурга. Расследование уголовного дела продолжается.
После задержания Максима Байдака перед судом было представлено ходатайство о помещении его под стражу на время следствия. В ходатайстве было отказано, Байдак был отпущен. Как отмечает РИА Новости со ссылкой на представителя петербургского управления Следственного комитета, в данное время Байдак скрывается от следствия. «На текущий момент его местонахождение неизвестно. На вызовы для производства следственных действий он не является», — сказал собеседник агентства.
Максим Байдак, который также известен под именем Салман Север, является одним из лидеров русских мусульман в Петербурге. В его защиту уже выступил председатель НОРМ Харун Сидоров, опубликовавший заявление на сайте golosislama.ru, сообщает «Газета.Ру». Он назвал Байдака «мусульманским узником совести», а операцию правоохранительных органов — «очередной показательной акцией устрашения в отношении активной части мусульман города, на этот раз русских мусульман». «Вместо корректного предъявления обвинения за публикацию статьи двухлетней давности его (Байдака), интеллектуала, человека, дающего интервью местному телевидению и выступающего с докладами на различных семинарах и конференциях, показательно арестовывали как террориста — с мешком на голове, демонстрируя это по многим телеканалам», — заявил Сидоров.
По мнению Сидорова, в СМИ был сделан вброс, что и Салман, и вся НОРМ оправдывают теракты на территории Российской Федерации. «Я, как лидер НОРМ, заявляю, и тысячи людей, в том числе достаточно авторитетных, знакомых с нами в России и мире, готовы это подтвердить, что с момента своего основания НОРМ не только не была причастна к какой-либо террористической деятельности на территории России или ее поддержке, но и неоднократно выступала с публичным осуждением террористических актов против мирного населения», — заявил Сидоров.
Своим мнением о деятельности Максима Байдака поделился в интервью аналитическому порталу «Modus Agendi» заместитель имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленобласти Мунира Беюсова Танай-хазрат Чолханов. «Отдельные ресурсы называют Максима Байдака не иначе, как "один из ведущих сетевых авторов и блоггеров, пропагандировавших духовное наследие традиционного Ислама". Так же есть мнение и о его единомышленниках – "организация придерживается традиционного Ислама (суннитская ашаритско-матуридитская акыда, признание мазхабов и суфизма). В нее входят русские по национальности новообратившиеся мусульмане". Однако, если посмотреть на страницы в социальных сетях участников этой группы и самого Байдака, становится понятным, что ни о каком "традиционном исламе" и "духовном наследии" речи идти просто не может», - отмечает Танай-хазрат Чолханов.
«Вся его философия – это синтез ультраправых идей, идеологии Третьего Рейха и псевдоисламской экстремистской идеологии. Все это можно увидеть на его странице Вконтакте, там он зарегистрирован под псевдонимом Максим Барзах, и в его различных его блогах – экстремизмом пронизано все его "творчество". Периодически на страницах сообществ его групп появлялись такие забавные фразеологизмы как "шейх-фюрер" и "осман-нербе". Такое смешение философских систем в разуме одного человека даже наводит на мысль о каком-то психическом заболевании, но в конечном счете все заканчивалось обыкновенной пропагандой опасных идей среди молодежи. Не исключено, что вся его деятельность финансировалась иностранными агентами влияния», - считает исламский деятель.
По его словам, группа Байдака действует примерно 4 года. «Около 3 лет назад мы выразили свою озабоченность ситуацией – в прессе и письмах общественным деятелям. Но тогда Максима Байдака никто не воспринимал всерьез. О группах русских новообращенных вспомнили только в связи с делом принявшего ислам Рябинина, который впоследствии был убит фактически своими же товарищами в Сирии, где хотел воевать на стороне оппозиции», - заявил он.
Танай Чолханов также рассказал о своих непростых отношениях с Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, которое возглавляет Равиль-хазрат Пончаев. Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России контролирует Соборную мечеть СПб и строящуюся Квартальную мечеть города. В состав ДУМ входят также МРОМ Ленобласти: в г. Луге (см.: Татарская община г. Луги) и Выборге. Канцелярия ДУМ располагается в двухэтажном здании рядом с Соборной мечетью.
Тем не менее, 22 августа в здании Санкт-Петербургской митрополии состоялась встреча имам-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрата Беюсова с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Во встрече также принял участие заместитель имам-мухтасиба по связям с общественностью Тонай Чолханов. Беседа была посвящена совместным усилиям традиционных религий в деле поддержания межрелигиозного и межнационального мира и согласия. Обсуждалась перспектива учреждения в Санкт-Петербурге Института диалога цивилизаций. Предполагается, что это будет научно-образовательный центр по изучению межконфессионального и межкультурного диалога, мониторингу религиозных процессов и межрелигиозного взаимодействия. В сферу интересов будущего института войдет и работа с мигрантами по их адаптации и профилактике экстремизма. Планируется, что православное и мусульманское духовенство из регионов России будет проходить в Институте диалога цивилизаций курс знакомства с мусульманской и христианской культурами соответственно. Это, полагают инициаторы проекта, поможет сотрудникам религиозных организаций лучше понимать другие культуры и легче строить диалог и взаимодействовать с представителями других религиозных организаций, последователями иных религиозных традиций.
Участвовавший во встрече с митрополитом Владимиром Мунир-хазрат Беюсов заявил недавно, что «в Санкт-Петербурге сохраняется тяжелая религиозная обстановка», «произошла дифференциация мусульман по национальному признаку». По мнению имама, «отсутствие местных кадров привело к притоку религиозных эмиссаров из Турции, Афганистана, арабских стран и Таджикистана, естественно все это привело к эскалации и росту радикализма в регионе».