Как я оказался на Камчатке? Этот вопрос мне задавали часто на самой Камчатке, потому что там гости не столь часты, и я должен был как-то объяснить принимающей стороне и, может быть, действительно самому себе, как я оказался на Камчатке. Как это будет ни высоко сказано, в данном случае мне помог Иоанн Кронштадтский, и это сущая правда.
Дело было 5 лет назад, когда мы отмечали 100-летие памяти Иоанна Кронштадтского, и тогда в Петербурге произошло знаменательное событие, - съезд и собор настоятелей храмов Иоанна Кронштадтского России и зарубежья. Собралось более 100 священников, и в Кронштадте был проведен крестный ход настоятелей храмов Иоанна Кронштадтского. Это, конечно, незабываемое событие, но так получилось, что в этом крестном ходе я шел рядом с батюшкой, которого, естественно, спросил, откуда он. Это был отец Виктор с Камчатки. Мы познакомились, подружились, он у нас был на Леушинском подворье, тоже служил и, естественно, он высказал приглашение посетить Камчатку. Я принял его к сведению.
В этом году, будучи на Святой земле, я почему-то вспомнил о Камчатке. Я уже третий раз сподобился побывать на Святой земле и подумал, что ни разу не был на самом дальнем краю Русской земли, на Камчатке. Вернувшись со Святой земли, я позвонил отцу Виктору, чтобы спросить о возможности поездки. Он благословился у правящего архиерея Камчатской епархией владыки Артемия, тот благословил.
Самое лучшее время для посещения Камчатки - это август, потому что зима там долгая, еще в июне зимний цикл не завершен, можно видеть и снег лежащий, и приметы весны только входят в силу. Так получилось, что я свой день рождения - 55-летие - встретил на самом краю земли. Это посещение таило столько открытий, которых я даже не мог представить. Началось с самого главного. Камчатка в нашем общем представлении - это не только конкретное географическое место, но и некая идеологема, это что-то дальнее, это конец чего-то. Я сам в классе любил сидеть на последних партах и слышал высказывания: «Что ты делаешь на Камчатке?» Мой дальний приход в Петербургской епархии в СМИ тоже иногда называют нашей «петербургской Камчаткой». На Камчатке ты открываешь, что Камчатка - это отнюдь не конец, а это - начало, потому что, буквально приземлившись в аэропорту Елизово, выехав из него, встречаешь необычный памятник, - это памятник началу русской земли. На нем изображены камчатские медведи на фоне вулкана, и есть надпись большими буквами: «Здесь начинается Россия». И действительно, именно там, на Камчатке начинается Россия, и на вопрос известной песни «С чего начинается Родина?» у камчатцев нет двух вариантов ответа - только с Камчатки.
Там начинается наш российский день, там, что для нас, православных христиан, особенно значимо, начинается Пасха. Впервые возглашается «Христос Воскресе!» каждый год именно на Камчатке. В этом смысле посещение Камчатки носит глубокий, символический смысл. Ты видишь начало земли, начало дня, начало богослужебного круга, ведь все богослужения впервые тоже начинаются именно на Камчатке, значит, это какой-то еще молитвенный рубеж Русской земли. В этом смысле я сейчас без Камчатки не могу представить себе свою Родину – Россию. Вот это, может быть, самый главный итог этой поездки.
Мы ездили туда сестринской группой, с нами было несколько сестер с Леушинского подворья. В первый же день нас принял у себя в епархиальном управлении епископ Артемий. Очень тепло, очень задушевно, по-отечески, мы даже не думали, что наш скромный приезд будет воспринят как какое-то событие. Но дело в том, что батюшки туда заезжают не часто, и нам буквально сразу назвали последних гостей Камчатки. Несколько лет назад приезжал отец Валерьян Кречетов, еще раньше отец Артемий Владимиров, в общем, список на этом вроде и закончился. Владыка рассказал о жизни епархии, о том, что открывается много храмов, регистрируются приходы, открываются монастыри, но епархия сталкивается с проблемой нехватки кадров. Всего на сегодняшний день в Камчатской епархии около 40 клириков, включая священников и монахов. Конечно, это очень мало на такую огромную территорию, ведь Камчатка протянулась с севера на юг почти на 2000 километров, а это расстояние от Петергофа до Крыма, такая колоссальная территория. Конечно, можно вспомнить слова Спасителя, что жатвы много, а делателей мало.
Здесь был найден неожиданный, необычный вариант решения этой проблемы, - это вахтовые приезды духовенства. При этой формулировке – вахтовые бригады - мы сразу вспоминаем дальний Север, добычу нефти или газа, где-нибудь за Ханты-Мансийском, на полуострове Ямал, но, оказывается, в церковной жизни тоже существуют вахтовые служения. Из миссионерского отдела Московской Патриархии, который возглавляет митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, уже в течение нескольких лет на Камчатку командируются священники-миссионеры. Я познакомился с двумя из них, - это отец Петр и отец Игорь из Белгорода, которые были направлены на Камчатку для служения на дальних приходах. Конечно, такие апостольские командировки (иначе их не назовешь) представляются подвигом в наше время, ведь батюшка на это время должен оставить родной город и родную семью, своих детей (понятно, что православные батюшки не бездетны), отправиться в далекую Камчатку, служить на дальних приходах, часто в тундре, в тайге, выполняя миссионерское служение, требы, совершая крещение.
Мне было чрезвычайно интересно послушать рассказ отца Петра, который как раз закончил свою вахту и возвращался уже на родину к 1 сентября, чтобы своего сына в первый раз в первый класс отвезти. Такие поездки бывают от полугода и более (тут уже по желанию и ревности священника). Хотя они тоже представляют какие-то и материальные проблемы, ведь билет до Камчатки может стоить в разгар сезона не менее 50 тысяч рублей. Тем не менее, это большое подспорье, это большая помощь Камчатской епархии. Около пяти священников из Белгородской епархии, а также из Москвы в данный момент служат таким вахтовым методом. Жалко, что об этом не пишут, я узнал об этом только по факту приезда на Камчатку, хотя это совершенно новый, креативный опыт миссионерства, в отличие от катания на байках или выступления на эстраде. Вот реальный подвиг в наше время, и если кто-то провозглашает себя миссионером в пределах Садового кольца, так вот, пожалуйста, поезжайте на Камчатку, там большая потребность в реальном миссионерстве, а не в экзотическом, декоративном!
Владыка благословил посетить храмы, монастыри, участвовать в богослужениях, и могу сказать, что мы смогли посетить все монастыри епархии. Это сделать было нетрудно, потому что у епархии всего два монастыря и один скит. Один мужской монастырь – Пантелеимонов, другой женский – Казанский. Оба монастыря только отмечают 10-летие своей истории, потому что основаны в начале третьего тысячелетия, и мы - современники основания этих обителей. Камчатский Свято-Пантелеимонов монастырь находится в черте Петропавловска-Камчатского на берегу Авачинской бухты на сопке. От него открывается замечательный вид как на город, так и на бухту с перспективой Тихого океана. Оба монастыря основаны были по инициативе владыки Игнатия, сейчас митрополита в Хабаровске, который оставил после себя очень много трудов, и нынешний владыка Артемий с благодарностью вспоминал своего предшественника. Мы попали как раз на престольный праздник в этом мужском монастыре – 9 августа, память святого великомученика Пантелеимона, и это была для нас приятная нечаянная радость оказаться на престоле главного монастыря Камчатки. Нам рассказали, как было выбрано посвящение обители. Владыка Игнатий решил основать монастырь и не знал, кому его посвятить. Взяв двух своих послушников, он поехал на Афон помолиться Матери Божией, и в русском Пантелеимоновом монастыре ему сказали: «Ну как кому, конечно же, Пантелеимону Целителю». Таким образом, будет существовать духовная связь Святой горы Афон и камчатских вулканов.
Там же оба послушника были пострижены в монашество. Монастырь на Камчатке был основан, по сути, по образу Святой горы Афон и получил оттуда благословение. В этом смысле было заложено понятие камчатского Афона. Я должен отметить, что братия этой обители удивительно отличалась глубокой молитвенностью, монашеской, в лучшем смысле этого слова, строгостью. Должен сказать, что праздничная трапеза в престольный день продлилась не более 20 минут, так четко, по-монашески, без лишних речей, слов. Несмотря на то, что монастырь новый, в 2004 году как раз было благословение на горе Афон получено, тем не менее, в нем чувствуешь уже намоленность.
За эти годы воздвигнут храм святого великомученика Пантелеимона, келейный корпус, благоустроена территория. На сопке, где располагается монастырь, в этом году заложен новый храм в честь святого Архангела Михаила. Храм этот предполагается посвятить всем морякам и всем плавающим по водам. Владыка выступил с инициативой присвоить этому заложенному храму официальный титул – Камчатского Морского Собора, это одна из заветных идей владыки Артемия. Он подчеркнул, что для него важна в этом смысле связь с Кронштадтом, с Кронштадтским Морским Собором, и он хочет, чтобы как на западе Русской земли есть Морской Собор в Кронштадте, так и на востоке также был Камчатский Морской Собор. В этом смысле это знаковый проект двух морских соборов. Не зная об этом, мы привезли икону, которую подарили владыке от мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского. Была мысль преподнести икону Иоанна Кронштадтского, но в Троицком кафедральном соборе был уже образ, и тогда мы решили преподнести образ, перед которым молился отец Иоанн Кронштадтский, дорогой нам образ Божией Матери, написанный в училище Штиглица, художником академистом Павлом Фроловым. Мы преподнесли образ владыке, и он воспринял этот образ как особый знак благословения из Кронштадта и сказал, что поместит его в возводимый Морской собор, что эта икона станет первой в этом будущем храме. Для нас это было приятной неожиданностью, что мы с нашим даром оказались столь востребованы.
Пока что ведется только нулевой цикл работ - подготовка фундамента, но уже существует замечательный проект, храм в древнерусском стиле, напоминающий высокую свечу или же маяк; его так и называют – духовный маяк Камчатки, а строительство ведется под девизом: «Духовному маяку Камчатки – быть!». Конечно, такие события не могут не радовать, не могут не трогать, и мы видим возрождение Православия на Камчатке, даже не возрождение, а просто рождение, поскольку монастыри были основаны уже в наше время, как мужской, так и женский.
Женский монастырь находится в 20-ти километрах от Камчатки в Елизовском районе у подножия Авачинского вулкана. Этот монастырь посвящен Казанской иконе Божией Матери. Он также возник по инициативе владыки Игнатия в 2001 году. Основу монастыря составили пять сестер общины преподобного Серафима Саровского. Сейчас монастырь возглавляет матушка Александра, она сюда приехала из Дивеевского монастыря. В этой обители мы тоже побывали, здесь как раз чувствуется дух Дивеева, особая любовь сестер, молитвенность, благоговение, и невольно тоже хотелось назвать этот монастырь камчатским Дивеево. На таком значимом краю Русской земли обители несут особую нагрузку, мужская обитель связывает Камчатку с Афоном, а женская - с Дивеево, которое, как мы знаем, является четвертым уделом Божией Матери. Благодать двух уделов Божией Матери – Афона и Дивеево - через эти обители почивает на, дерзну сказать, святой Камчатке. Мы подарили в этот монастырь наше издание игуменьи Таисии, ее трудов, ее наставлений, желая, чтобы благодать Леушина тоже пребывала на этом монастыре. В монастыре недавно воздвигнут величественный собор – Преображения Господня, и, наверно, это неслучайно, поскольку Камчатка - это прежде всего вулканы, горы, здесь видишь высокие вершины, которые достигают почти 5000 высоты; в частности, самый высокий вулкан – Ключевская сопка, он без малого пять километров высится над землей.
Вторая часть нашей поездки была связана с посещением природной достопримечательности. Выражение «жить на вулкане» в буквальном смысле характеризует ситуацию на Камчатке. Действительно, Камчатка живет на вулкане и в прямом и в переносном смысле. Вулканы - это её и гордость, и слава, и в то же время это - источник каких-то катаклизмов. На Камчатку большинство людей едут исключительно из-за вулканов, посмотреть их вершины, извержения. Мы сподобились побывать на трех вулканах. Один из самых красивых - это вулкан Горелый южнее Петропавловска, потом высокий, трудный для восхождения вулкан Авачи, или Авачинский вулкан, вблизи которого находится как раз Казанский женский монастырь. Потом мы ездили на север Камчатки, как там говорят, на севера, к извергающемуся вулкану Толбачик. Вулкан производит действительно неизгладимое впечатление, это не просто высокие, красивые горы, это какие-то живые организмы, каждый извергается или извергался в какое-то время, это придает им такие неповторимые формы, просто фантастические. На Камчатке около 30-ти действующих вулканов, какие-то извергаются в прямом смысле, какие-то извергают газы, пары, но в любом случае дышат, конечно, это потрясающее зрелище. Камчатка живет на вулканах в метафорическом смысле, поскольку именно вулканы составляют духовный фон жизни, здесь есть особый праздник, уникальный, и, наверное, больше нигде такого нет – День Вулкана. Он празднуется в воскресенье в середине августа, и так получается, что, как правило, он бывает накануне Преображения. В этот день совершается массовое восхождение на вулкан Авачи; говорят, в прошлом году около 10 000 человек поднималось на этот вулкан. Мы тоже сподобились подниматься на него. Это восхождение на вулкан владыка Игнатий наполнил молитвенным смыслом, он совершил его сам и с группой православной молодежи, и там отслужил молебен. Следуя примеру владыки Игнатия, мы тоже помолились на этом вулкане. Его высота около 3000 метров, и так получилось, что вулкан был затянут весь облачностью, но во время молебна облака разошлись и открылся вид на окружающие вулканы – Корякский вулкан, на город и на океан. Было ощущение, что сама гора преобразилась, невольно подумалось, что гора - эта какой-то камчатский Фавор. Там не раз вспоминаешь гору Фавор, на которой Господь преобразился, а на Камчатке горы являют такой огонь, свет и магму, извергая эту лаву.
Главным событием стало посещение и восхождение на действующий вулкан Толбачик. В конце прошлого года, 27 ноября, этот спящий вулкан неожиданно проснулся, и началось сильное извержение, он очень редкий, трещинного типа вулкан. В первые месяцы он очень активно извергался, но даже то, что мы сейчас увидели, оставляет сильное впечатление, потому что из него стекает магма, и, застывая, она становится лавой. Залита этой лавой огромная территория, два языка. Один из них почти 30 километров длиной, шириной до 4-5 километров, а толщина этого слоя вытекшей лавы в отдельных участках достигает 50 метров, можно представить, какая масса. Это огненная река продолжает течь с большой скоростью и интенсивностью. Тот, кто проявит усилие, доберется до Камчатки, потом еще 500 километров на север до поселка Козыревск и потом еще дойдет по бездорожью до подножия вулкана и совершит восхождение, будет вознагражден возможностью видеть реальное, живое извержение вулкана.
Впечатление незабываемое, этот восторг хочется выразить молитвенно, благодарностью Богу, восхищением Его всемогуществом, потому что на твоих глазах материя - базальтовый поток - течет, как огненная река. И одновременно вспоминаешь первые дни творения, глядя на это, невольно приходят в голову слова: «Земля была безвидна и пуста». С другой стороны, понимаешь, что это - прообраз апокалипсического конца света, и это соединение начала и конца в одном месте, которое ты переживаешь, делает это восхождение настоящим духовным событием. Там, конечно, тоже встает вопрос, а кому же помолиться? Хочется помолиться, совершить молебен, но кому? И вспоминаешь Преображение Господне. Материя, пронизанная огнем, производит потрясающее впечатление просветленности, преображенности, силы. Думаешь, как же Господь прекрасен в момент преображения. Становится понятным, почему ученики Господа, три апостола, не хотели уходить с вершины Фавора. Мы помолились иконе Божией Матери Неопалимая Купина, вспоминали пророка Даниила, который в пещи огненной был невредим, помолились и о России, о камчатской земле на краю кратера вулкана. Молитва была горячая, один из вылетевших кусков магматической пены мне прожог подрясник, вернулся я с боевым подрясником. Когда стоишь на краю вулкана, видишь кипящую магму, ты понимаешь, что заглядываешь прямо вглубь земли, ведь она поднимается с глубины почти 100 километров, и там делаешь для себя существенное открытие, что наша земля - это отнюдь не замерзшая Антарктида, она горячая внутри, она раскаленная, да мы это знаем еще со школьной скамьи, мы это теоретически знаем, но когда это видишь в реальности, земля предстает в какой-то новой ипостаси. Она горячая внутри себя, она греет, мы живем на ней, потому что она как раз внутри, имеет «горячее сердце», солнце бы ее не обогрело, если бы она остыла внутри, и возникает чувство благодарности этой горячей магме, что она согревает всю землю, поражаешься премудрости Божией, как Господь устроил, что мы живем на такой печке, по сути, которая греет нас. В общем, когда зайдешь на действующий вулкан, представление о Земле и мире немножко меняется, делаешь для себя важные открытия о мире Божием. В этом смысле это познание Божиего творения. Для меня теперь какие-то библейские картины сотворения мира воплощаются в образах раскаленной магмы, вулкана.
Мы возвращались с Камчатки, где познакомились со многими батюшками и мирянами. Особую благодарность я хотел бы выразить владыке Артемию за его благословение посетить эту землю, а также иерею Виктору Музыканту, который является ключарем кафедрального собора Живоначальной Троицы и руководителем епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Мы, как могли, поучаствовали в жизни епархии, были на двух службах, также была проведена встреча с прихожанами в актовом зале просветительского центра. Увидели для себя новые формы епархиальной жизни. В частности, отец Виктор регулярно проводит молебны для беременных женщин Петропавловска-Камчатского. На него собирается около 30-40 беременных женщин, они молятся. 30-40 женщин собрать после службы на специальный молебен Божией Матери и увидеть одновременно столько беременных женщин не часто приходится, может, где-то в роддоме это и можно увидеть, но в храме, стоящих, молящихся... Потом для них совершается трапеза, приглашается специалист, психолог, либо гинеколог, может, даже педагог, поскольку они - будущие матери, воспитатели своих чад. Это важное направление, тоже творческое, и, наверное, этот опыт имело бы смысл распространить и в другие епархии.
Хотел бы сказать слова благодарности нашему инспектору Александру Биченко, который нас водил по вулканам, в частности, на Толбачик, это редкий по увлеченности человек, который действительно любит и вулканы, и эту землю. Он был с нами 4 дня, и меня поразило, как он болеет за чистоту земли. Каждый брошенный окурок или пачка сигарет, пластиковая бутылка воспринималась им с такой болью... Он не проходил мимо них, собирал их в особый мешочек и сколько он поклонов сделал, чтобы собирать все эти окурки, это нужно было видеть. Думаю, что вот это самое конкретное, самое, может, нужное проявление любви к своей земле - подними окурок, очисти землю, сохрани ее в чистоте. Этот человек не прошел мимо ни одного брошенного окурка. Для нас это был большой опыт, и после этого, я думаю, никто из группы паломников, а там были и камчатские паломники, уже никогда не бросит мусор на свою родную землю.
Это было открытие Камчатки, открытие России с Камчатки. Я мысленно представлял свой родной Санкт-Петербург, и он мне казался Камчаткой в переносном смысле этого слова. Мы летели назад, и так получилось, что в час дня местного времени мы вылетели с Камчатки и в Москве приземлились тоже ровно в час дня. То есть прошло 8 часов перелета, самолет летел как бы со скоростью солнца. И это ощущение величины России я никогда так конкретно не переживал! Впервые я пересек всю Россию от края до края и не раз повторял: «Какая же ты большая, Россия-матушка! Какая же ты великая!» Я думаю, что такой урок географии необходим обязательно хотя бы раз в жизни. Русскому человеку просто нужно пролететь над землей от края до края, но, к сожалению, это удовольствие не дешевое. У нас дешевле слетать в Хургаду, в Турцию, даже в Таиланд, чем пролететь над родной землею. И это тоже вопрос, который озадачивает.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, Санкт-Петербург