План Минфина по «оптимизации» бюджета анализирует в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве Олег Сухарев.
1. То, что необходимо контролировать гособоронзаказ, – это азбука! Даже странно, что такие вещи появляются в правительственных документах или распоряжениях – это их имманентная функция, это равносильно тому, что Церковь бы сама себя уговаривала молиться, или мы напоминали бы себе дышать воздухом? Нужно не просто контролировать государственный оборонный заказ, а сделать так, чтобы деньги поступали равномерно по субъектам, исполняющим этот заказ, если деньги приходят ко концу второго или третьего квартала, то считайте заказ сорван. С января по декабрь должно быть равномерное финансирование исходя из потребностей обороны и соответствующего плана обеспечения оборонно-промышленного комплекса.
2. Если правда, что предполагается замедлить рост пенсий, – это никуда не годится. Пенсии небольшие, еле позволяют людям жить. Такая мера будет означать отказ правительства от своих социальных обязательств, но я думаю, что Президент такого исхода не допустит. Какие бы внутренние технологические изменения ни предпринимались финансистами, полагаю общий результат, касающийся величины пенсии, не должен измениться, как минимум. Лучше, если пенсии будут планомерно возрастать.
3. Относительно материнского капитала я здесь скептичен. Дело даже не в том, что его действие исчерпывается законом в 2016 году. А в том, что неоднозначно позитивное влияние этого капитала на изменение демографической ситуации. Показатель естественного прироста в положительной области ранее 1991 года, причём он постоянно уменьшался, начиная с 1955 года, хотя имелся рост рождаемости в период с 1966 по 1984 гг. Рождаемость начала увеличиваться с 1999 по 2010 гг., но смертность была выше рождаемости, несколько снизившись только в период 2004-2010 гг., что с повышением рождаемости в этот период вывело естественный прирост из отрицательной области к нулевой отметке.
Материнский капитал, как известно, введён с 2006 года и, разумеется, имел лаг запаздывания в воздействии на систему как минимум 1-2 года, поэтому можно считать, что на период роста рождаемости с 2004 по 2007 гг. и даже 2008 г. включительно он вряд ли повлиял. На снижение смертности он вообще не оказывает влияния. Так что, по всей видимости, спорные моменты здесь налицо, и надо очень хорошо подумать пролонгировать этот критерий как стимул в деторождении. Мне кажется, правильнее создавать общие социальные условия комфорта для молодёжи и молодых специалистов вузов, предоставляя жильё, улучшая нравственную атмосферу в обществе, снижая конфликтность и число разводов и т.д.