Однако уполномоченный по правам человека Владимир Лукин не одобрил эту инициативу. После введения уголовной ответственности для наркоманов можно было бы ввести уголовную ответственность за курение и чрезмерное употребление алкоголя, полагает он. Напротив, основатель знаменитого уральского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, кандидат в мэры Екатеринбурга, в своем блоге эту идею поддержал: «Считаю, что закон об уголовной ответственности за употребление необходим.
1. Он необходим самим наркоманам как мощный побудительный момент бросить употреблять и пройти реабилитацию. К тому же, как показывает опыт, кто сел, тот не умер. Плюс дополнительный шанс бросить.
2. Принятие этого закона отсекает от употребления большой процент молодых, начинающих, и любопытных, потому что - уголовная ответственность.
3. Необдуманная отмена уголовной ответственности за употребление в 1994 году дала огромный прирост наркоманов, еще бы! - было нельзя, а стало можно. Предполагается, что возвращение отмененной нормы со временем стабилизирует ситуацию.
4. Уголовная ответственность за употребление – это, наконец, внятная позиция государства».
Прокомментировать предложение ФСКН и реакцию на него корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, задается вопросом: «Нужно ли вообще принуждать человека к здоровому образу жизни или не нужно?» «В конечном счете, у нас система пенитенциарная, то есть воспитательная, а не "наказательная"», - считает он. «Мы должны воспитывать тех людей, которые преступили закон, разрушая общество. Конечно, в тюрьмах мы их воспитываем плохо, но воспитываем. Да, принудительно и за колючей проволокой, так что теперь – давайте вообще отменим всю систему. Принуждение к здоровому образу жизни наркоманов, которые губят себя и своим примером вовлекают в это занятие других – молодых или слабовольных, совершенно необходимо. Более того, очень плохо мы сделали, когда отказались от вытрезвителей. Это такая же проблема, как и наркомания».
«Воспитание общества – это основная функция государственной власти. Она существовала во все времена. И даже языческие государства защищали своих граждан от наркомании, от педерастии, и защищали иногда очень жестко. Например, я с удивлением недавно узнал, чему посвящен сюжет картины Верещагина "Апофеоз войны": Тамерлан таким образом выводил заразу извращений в Тегеране и Дамаске, он просто казнил всех, кто занимался развратом, и построил пирамиду из черепов в назидание потомкам. Конечно, страх и трепет – это жесткая позиция, но она спасла миллионы людей. Поэтому принуждение необходимо. И если его нет, значит, государство и общество отказываются от своей главной функции – воспитательной. Отказываться от создания благоприятной обстановки для людей, здорового мышления и образа жизни – это самоубийство, на которое своей точкой зрения нас толкает Лукин и прочие подобные ему люди», - считает священник.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, заметил, что «не все так просто как кажется», а потому, «крайние меры всегда не очень оправданы». «С одной стороны, должна быть идея борьбы с наркоманией. Есть страны, где употребление наркотиков уголовно наказуемо вплоть до смертной казни, - среди таких стран, например, Египет. Между тем, мои знакомые рассказывали: во время отдыха в Египте им предлагали наркотики под видом курения. То есть даже там все равно находятся люди, которые успешно избегают тяжелейшего наказания, определенного законом», - отметил он.
«Дискуссия о том, кем являются наркозависимые – больными или преступниками, т.е. их надо лечить или уголовно преследовать, длится издавна, - напомнил пастырь. – То же самое касается алкоголизма. Мне не нравится позиция ФСКН и Ройзмана в этой ситуации. ФСКН получают большие деньги из госбюджета, есть специальные отделы, которые должны заниматься профилактикой, а им по-прежнему не хватает идей и усилий, чтобы реально бороться с распространением и употреблением наркотиков. Более того, принимаются меры, которые усложняют работу с молодежью. Например, Роспотребнадзор принял новые стандарты по организации палаточных лагерей, что поставило под удар проведение летних молодежных лагерей на природе. Получается, выгодно не проводить и запретить такие лагеря, чтобы молодежь была предоставлена сама себе и болталась где угодно, лишь бы не была занята в летний период полезной деятельностью в образовательном палаточном лагере».
«Вот и новая инициатива ФСКН говорит о том, что специалисты расписываются в своей беспомощности. Выходит, все их замечательные программы по борьбе с наркотиками не имеют никакого успеха? А если они имеют успех, почему мы должны принимать такую инициативу? Непонятно. Получается, огромная армия работников ФСКН не справляется со своими обязанностями и перекладывает их на плечи законодателей, чтобы суды занимались наказанием наркоманов и отправляли их в тюрьмы, которые и так переполнены. У нас в тюрьмах сидит миллион человек, давайте еще посадим сто тысяч. Их же нужно кормить, они там теряют здоровье и выходят на свободу не вполне обустроенными людьми, не приспособленными к жизни. Допустим, посадили на 2-3 года молодого человека за употребление наркотиков, потом он выходит на свободу, у него нет образования, на нем клеймо осужденного, его никто не возьмет на работу. На что он себя обрекает? Вновь совершить преступление самостоятельно или пойти в какую-то преступную банду. Человека это не исправит», - заключил отец Александр.