Оценивая результаты проведенной работы и поступившие в адрес разработчиков стандарта замечания и предложения, С.Нарышкин просил участников рабочей группы по их подготовке активнее привлекать представителей регионов, а также других специалистов, которые помогут сделать новые учебники доступными для школьников, интересными как по содержанию, так и по стилю изложения. «Критика показала, насколько велик разброс мнений и точек зрения, - отметил председатель Госдумы, - именно поэтому так важно придерживаться профессионального и научного подхода в изучении и преподавании истории в школе».
По словам директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, к предложенному историко-культурному стандарту поступило уже несколько сотен замечаний, они прорабатываются, часть из них безусловно будет учтена. К проработке стандарта и концепции привлечена Российская академия образования, кроме того, обсуждение активно ведется в рамках педагогических чтений, проводимых по всей стране. Ожидается, что намеченная на сентябрь конференция учителей истории, также даст свои систематизированные предложения.
Все участники встречи были едины во мнении, что новые учебники не должны ограничиваться сухим перечислением фактов и событий отечественной истории. Учебник должен быть интересным, увлекающим к более глубокому и всестороннему изучению истории России. Так, по словам писателя, профессора факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Игоря Волгина учебник должен быть эмоциональным. А Татьяна Устинова уверена, что при этом он должен давать «логику событий, объяснение, почему так, а не иначе, из каких исторических предпосылок вытекают те или иные события» и, безусловно, он должен быть написан хорошим литературным языком.
Именно поэтому только разработкой новых учебников не обойтись, выразили уверенность участники встречи. Учебники необходимо будет сопроводить хорошо проработанной хрестоматией, интересным визуальным рядом и «историей повседневности». Кроме того, по мнению директора Государственного архива Российской Федерации Сергея Мироненко необходимо развивать интерактивность изучения истории, в качестве примера он привел проект «Архивы – школам», а для этого, в том числе, привлечь специалистов для подготовки новых методических пособий.
Академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН Валерий Тишков предложил вместе с хрестоматией подготовить глоссарий. Пока, по его мнению, подготовленный стандарт изобилует излишними терминами при отсутствии фундаментальных исторических терминов.
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Сергей Карпов напомнил о необходимости синхронизации новых учебников российской истории с учебниками по всеобщей истории. «Должно быть концептуальное единство», - подчеркнул он.
Председатель Правления РИО Сергей Шахрай предложил в качестве дополнения к хрестоматии и другим сопровождающим новую линейку учебников пособиям подготовить издание «История глазами творцов», куда могли бы войти произведения литературы, искусства, наиболее ярко, интересно и главное – правдиво отражающие российскую историю.
Подводя итоги обсуждения, Сергей Нарышкин напомнил, что интерес к российской истории растет в последнее время в том числе на фоне празднования знаменательных и юбилейных дат. Так, например, активно идет подготовка к 100-летию начала Первой мировой войны: очередное заседание национального Оргкомитета состоится 7 октября. А 2 сентября депутаты Госдумы посетят школы, где проведут открытые уроки парламентаризма, посвященные 20-летию Конституции и современного российского парламента.