«Это довольно драматичная дата»

Известные священнослужители о событиях августа 1991-го и отношении к ним россиян

Новости Москвы 
0
565
Время на чтение 4 минуты
19 августа исполнилось 22 года со дня «августовского путча». «Этот день, ознаменовавший конец СССР, казалось бы, должен входить в десятку наиболее значимых дат более чем тысячелетней российской истории, - отмечает Regions.ru. - Сначала казалось, что этот день будут прославлять те, кто радовался падению большевизма, затем - что его объявят траурной датой те, кто по СССР тоскует. Однако преобладающим отношением граждан России к переломной для страны дате становится безразличие – так что, судя по опросам, многие почти или совсем ничего не знают и не помнят о событиях августа 91-го».

В связи с этим корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей высказать свое мнение о событиях августа 1991-го и объяснить, с чем связано безразличное отношение многих граждан России к тем событиям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «само событие было искусственно организовано, поэтому и относятся к нему безразлично». «Это как с "башнями-близнецами" в США: все понимают, что башни взорвали спецслужбы, но делают вид, что во всем виноваты террористы. Так и у нас: все знают, что ГКЧП – это совершено надуманное дело, организованное спецслужбами. Это была слаженная операция США и России по выявлению и нейтрализации людей, у которых еще осталось державное мышление. И эта операция была проведена, но не изменился ни вектор власти, ни доминанты, ни приоритеты. А так как перемен не произошло, люди спокойно относятся к данному событию», - заметил он.

По словам священника, «это скорбная дата, приходящаяся, кстати, на великий христианский праздник – Преображения Господня». «Для нас это хороший урок: надо сопротивляться тем людям и структурам, которые сознательно разрушают наше Отечество, относиться к этому следует нормально, без злобы и ожесточения. Мы должны делать свое дело, продолжать жить, рожать и воспитывать детей, строить свою жизнь и помогать нашему несчастному и очень сильно ослабленному Отечеству выживать в условиях весьма агрессивного окружения. Оно столь же агрессивное, как в XVIII, XIX и в XX веке – это нормально. Все имеет свою оценку. И христианам это напоминание слова апостола Павла: "Блюдитеся, яко опасно ходите". Мы "ходим" в условиях великих опасностей и угроз, выживаем к восхищению наших друзей и удивлению наших врагов. И врата адовы для России не откроют. Аминь», - заключил отец Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «августовский путч» - это «агония коммунистического режима, начало распада империи из-за безбожия власти». «И это довольно драматичная дата, она стоит в одном ряду с другими советскими датами, такими как День Октябрьской революции и т.д.», - добавил он. «Само по себе это событие выглядело нелепо, - считает священник. - ГКЧП, какое-то карикатурное сидение Горбачева в Форосе. Печально, что несколько человек погибло. Но все выглядело как-то ненатурально, может, потому народу и не запомнилось, в отличие от событий октября 1993 года, который более драматичен и кровав».

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, напомнил слова А.С.Пушкина: «Мы ленивы и не любопытны». «Ведь на самом деле мы не хотим воспроизвести самих себя в той культурно-исторической судьбе и не хотим взять на себя меру ответственности. Люди хотят жить в этом мире и надеются, что он лучше того, что был тогда. Как к этому относиться? Это наводит на горькие размышления. Другой вопрос, – какие должны быть критерии оценки событий государственно-политических, и все ли вправе их давать, например, священнослужители, для которых наиболее важен их духовный смысл? Дать объективную историческую оценку – это одно, пропустить через собственный опыт – это другое. Это уже дело совести каждого», - заметил отец Сергий.

Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, считает, что «для истории, для государства и политики (но не для Церкви) это были действительно значимые события. Но для церковного человека в первую очередь важно, как то или иное событие отразилось в жизни Церкви – а в ней рубеж прошел по тысячелетию Крещения Руси». «В жизни государства это был, конечно, важный этап. Но важно и то, что для многих события августа 91-го начинают смешиваться с событиями октября 93-го. Давать оценку данным событиям значит высказывать политическое предпочтение одной из противостоящих сторон. А это все-таки не дело церковного человека», - полагает он.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, полагает, что это были дни, в которые можно было увидеть и народный подъем, и народный энтузиазм. «Вне зависимости от того, что творилось в мире политики, - для живых людей, для Божьих созданий это был один из праздников свободы. Насколько все это было иллюзорно, это уже другой вопрос», - заметил он.

«А вот равнодушие к истории, как и неспособность к здравым логическим рассуждениям и умозаключениям я не знаю, чем объяснить – разве что потреблением генномодифицированных продуктов (с этим, очевидно, связаны и результаты всевозможных соцопросов), ухудшающих память. А ведь это превращается уже в эпидемию и стихийное бедствие! С одной стороны – скепсис, с другой – философия потребления заставляют отворачиваться от истории, не учить ей детей, не проводить аналогий. А может быть, просто уже нет сил к осмыслению недавнего прошлого и выражению отношения к нему. А это одно из проявлений внутренней подавленности или просто усталости: многие же вынуждены много работать, да еще в выходные подрабатывать, и питаются неизвестно чем. Тут уж не до истории. С одной стороны это внутренний процесс, а с другой – и само информационное пространство не располагает к изучению и освоению истории. И облегчение для многих видится в забвении», - заключил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22