В связи с этим корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей высказать свое мнение о событиях августа 1991-го и объяснить, с чем связано безразличное отношение многих граждан России к тем событиям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «само событие было искусственно организовано, поэтому и относятся к нему безразлично». «Это как с "башнями-близнецами" в США: все понимают, что башни взорвали спецслужбы, но делают вид, что во всем виноваты террористы. Так и у нас: все знают, что ГКЧП – это совершено надуманное дело, организованное спецслужбами. Это была слаженная операция США и России по выявлению и нейтрализации людей, у которых еще осталось державное мышление. И эта операция была проведена, но не изменился ни вектор власти, ни доминанты, ни приоритеты. А так как перемен не произошло, люди спокойно относятся к данному событию», - заметил он.
По словам священника, «это скорбная дата, приходящаяся, кстати, на великий христианский праздник – Преображения Господня». «Для нас это хороший урок: надо сопротивляться тем людям и структурам, которые сознательно разрушают наше Отечество, относиться к этому следует нормально, без злобы и ожесточения. Мы должны делать свое дело, продолжать жить, рожать и воспитывать детей, строить свою жизнь и помогать нашему несчастному и очень сильно ослабленному Отечеству выживать в условиях весьма агрессивного окружения. Оно столь же агрессивное, как в XVIII, XIX и в XX веке – это нормально. Все имеет свою оценку. И христианам это напоминание слова апостола Павла: "Блюдитеся, яко опасно ходите". Мы "ходим" в условиях великих опасностей и угроз, выживаем к восхищению наших друзей и удивлению наших врагов. И врата адовы для России не откроют. Аминь», - заключил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «августовский путч» - это «агония коммунистического режима, начало распада империи из-за безбожия власти». «И это довольно драматичная дата, она стоит в одном ряду с другими советскими датами, такими как День Октябрьской революции и т.д.», - добавил он. «Само по себе это событие выглядело нелепо, - считает священник. - ГКЧП, какое-то карикатурное сидение Горбачева в Форосе. Печально, что несколько человек погибло. Но все выглядело как-то ненатурально, может, потому народу и не запомнилось, в отличие от событий октября 1993 года, который более драматичен и кровав».
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, напомнил слова А.С.Пушкина: «Мы ленивы и не любопытны». «Ведь на самом деле мы не хотим воспроизвести самих себя в той культурно-исторической судьбе и не хотим взять на себя меру ответственности. Люди хотят жить в этом мире и надеются, что он лучше того, что был тогда. Как к этому относиться? Это наводит на горькие размышления. Другой вопрос, – какие должны быть критерии оценки событий государственно-политических, и все ли вправе их давать, например, священнослужители, для которых наиболее важен их духовный смысл? Дать объективную историческую оценку – это одно, пропустить через собственный опыт – это другое. Это уже дело совести каждого», - заметил отец Сергий.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, считает, что «для истории, для государства и политики (но не для Церкви) это были действительно значимые события. Но для церковного человека в первую очередь важно, как то или иное событие отразилось в жизни Церкви – а в ней рубеж прошел по тысячелетию Крещения Руси». «В жизни государства это был, конечно, важный этап. Но важно и то, что для многих события августа 91-го начинают смешиваться с событиями октября 93-го. Давать оценку данным событиям значит высказывать политическое предпочтение одной из противостоящих сторон. А это все-таки не дело церковного человека», - полагает он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, полагает, что это были дни, в которые можно было увидеть и народный подъем, и народный энтузиазм. «Вне зависимости от того, что творилось в мире политики, - для живых людей, для Божьих созданий это был один из праздников свободы. Насколько все это было иллюзорно, это уже другой вопрос», - заметил он.
«А вот равнодушие к истории, как и неспособность к здравым логическим рассуждениям и умозаключениям я не знаю, чем объяснить – разве что потреблением генномодифицированных продуктов (с этим, очевидно, связаны и результаты всевозможных соцопросов), ухудшающих память. А ведь это превращается уже в эпидемию и стихийное бедствие! С одной стороны – скепсис, с другой – философия потребления заставляют отворачиваться от истории, не учить ей детей, не проводить аналогий. А может быть, просто уже нет сил к осмыслению недавнего прошлого и выражению отношения к нему. А это одно из проявлений внутренней подавленности или просто усталости: многие же вынуждены много работать, да еще в выходные подрабатывать, и питаются неизвестно чем. Тут уж не до истории. С одной стороны это внутренний процесс, а с другой – и само информационное пространство не располагает к изучению и освоению истории. И облегчение для многих видится в забвении», - заключил пастырь.