Читая житие святителя Митрофана, мы прежде всего обращаем внимание на его непрестанное памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах. Его любимыми молитвами были молитвы об умерших. И этому сопутствовала практическая основательность во всем и житейская трезвость. Половину своей жизни он прожил в миру, не помышляя ни о каких особенных подвигах, был женат, имел детей. Дело ведь не в том, какое место мы занимаем в Церкви. Более существенно – являемся ли мы настоящими христианами или нет. И впоследствии, достигнув высот святости, святитель Митрофан любил повторять, что самый великий подвиг для христианина – предание себя в волю Божию. В течение нескольких лет он служил простым сельским священником в Суздальской епархии. Господь посетил его скорбями, призывая к новому служению. На сороковом году жизни он овдовел и решил принять монашество. Его постриг был совершен в Успенском монастыре, недалеко от Суздаля. В дни Успенского поста обратим внимание на его особенную любовь к Божией Матери, и на Ее неизменный покров над ним. Несомненно, это было связано с его глубоким стремлением постигнуть благодатную тайну Пречистой, о которой Она Сама говорит: «Яко призре Господь на смирение рабы Своея». И хотя бы в какой-то степени приобщиться этой тайне.
«Кто умалит себя, тот вознесен будет», - говорит Христос. Нередко это исполняется и в земном плане. Очень скоро за благочестие и смирение отец Митрофан, вопреки своему желанию, был возведен в игумены Яхромской обители. Во время настоятельства в Унженском Костромском монастыре он построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм вновь в честь Благовещения. Очевидно, с этим праздником, по дару благодати, у него была постоянная сокровенная связь. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет – до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.
Пройдя по жизни царским смиренным путем, святитель Митрофан как бы зримо являет нам одну из основополагающих истин, заповеданных святыми отцами: «Самое главное в богословии и в духовной жизни – чувство равновесия». Это есть дар рассудительности, обретаемый смирением. Известно, что святитель был свидетелем бунта старообрядцев, и явился строгим обличителем раскола и ревности не по разуму. И во всей своей архипастырской деятельности он неизменно противостоял ложному благочестию, питаемому гордыней.
Особую страницу в жизни святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром Первым. Он решительно выступил за полезные для Отечества преобразования молодого Царя – в частности, постройку флота в Воронеже, на которую многие тогда смотрели неодобрительно, почти с суеверным страхом. Из церковной казны им даже были выделены средства в поддержку важного для России начинания. В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить Воронежский дворец Царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра. Он убрал статуи, помирился со святым старцем, и это было началом его нового, более благоговейного отношения к православной вере.
Небо и земля неразрывно связаны друг с другом для всех, кто неложно следует за Христом. Ибо Христос пришел на землю, чтобы соединить ее с небом. Отечество земное и Отечество небесное - то и другое дорого для христианина, но существует непреложный порядок: без верности небесному не может быть процветания земного. Более того, может быть потеряно и то, и другое.
Из года в год мы совершаем праздник обретения мощей святителя Митрофана Воронежского на второй день праздника Преображения Господня. Что такое святые мощи? Почему, спрашивает святой Иоанн Златоуст, они бесконечно драгоценнее всех драгоценностей земли? Потому что, говорит он, через них действует благодать Воскресения Христова. Существуют многочисленные свидетельства об исцелениях от святых мощей святителя Митрофана страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. Какой урок преподает нам Господь через жизнь и смерть этого святого? Свет Христов открывается нам необязательно сразу в Фаворской славе, но прежде всего в смиренном несении креста, данного Господом. В пасхальном свете, сокровенно присутствующем среди наших каждодневных трудов и скорбей.
Всякая скорбь малая или великая, которую мы претерпеваем ради Христа – ничто в сравнении с тем, что ожидает нас. Господь благословляет Крестом, и особенно тогда, когда хочет дать нам Свои великие блага. Если Он дает нам вкусить, что значит Его Крест, это знамение того, что Он относится к нам как к возлюбленным детям Божиим. Физические страдания, унижения, поражения – все, что происходит лично с нами, с нашими близкими, с миллионами окружающих нас людей – это не просто повод для печали. Но это дается нам для того, чтобы мы могли обратиться ко Господу и узнать Его отеческую любовь и утешение. Его помощь не замедлит придти, чтобы обратить все наши беды во благо для нашей души и для всей Церкви. Эти беды не просто наш крест, но Крест Христов, и Господь несет его вместе с нами. Без Христа тяжесть этого креста раздавила бы нас.
Если мы будем изо всех сил держаться Христа, ничто не повредит нам – ни голод, ни нагота, ни угрозы властителей, ни смертельная болезнь, ни гибель мира. Ни, тем более, каждодневные малые скорби, из-за которых мы так часто теряем душевный мир. Слово Божие возвещает христианам - и первым, и последним: «Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны» (1 Петр. 3, 13-14).
Святитель Митрофан учит нас с упованием предавать Господу все скорби и труды нашей жизни, напоминая, что Господь всегда сопутствует нам и ждет нас в вечной славе в конце пути. Молитвами Богородицы, когда придет наш последний час и закроются наши телесные очи, Господь откроет нам в полноте наше внутреннее зрение, и мы увидим Его лицом к лицу. И смерть - тот исход, о котором Господь говорит в день Преображения – будет нашим новым великим рождением, началом жизни с Богом, не имеющей конца.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России