Рост ВВП во втором квартале 2013 г., по данным Росстата, оставляет желать лучшего – 1,2%, при том, что Минэкономразвития прогнозировало 1,9%. Улюкаев заявил, что низкие темпы роста ВВП связаны с тем, что у страны слишком много социальных обязательств. Но, по его словам, в России не будет рецессии, потому что есть потребительский спрос и экспорт: «Чистый экспорт России уже не может быть мощным драйвером экономического роста, но он вполне способен в течение многих лет обеспечивать невысокие, но положительные темпы роста. Наша структурная и социальная матрица способна держать темпы роста на уровне около 3% . Это примерно среднемировой ожидаемый темп роста».
Но 3% роста совершенно недостаточно. Такая критическая оценка заявлений (и деятельности) Улюкаева обусловлена тем, что на самом-то деле не управляет экономикой. Все эти цифры – это не результат управленческих решений. То, что говорит министр Улюкаев есть ни что иное, как «успокаивающие мантры» или гадание на кофейной гуще. Он не имеет никакой инсайдерской информации относительно того, как поведут себя денежные власти в США или в ЕЦБ. Поэтому я не вижу большой разницы между «его» стагнацией и депрессией. На самом деле, хрен редьки не слаще.
И вместо того, чтобы заниматься никчемными прогнозами, господину Улюкаеву целесообразнее заняться действительно серьезными управленческими решениями. Я конечно понимаю, что у Минэкономразвития не так много полномочий, но все-таки какие-то серьезные задания на него навешивались. Так последние годы министерству была поставлена задача втянуть Россию в ВТО.
И если Улюкаев сегодня пытается позиционировать себя в качестве «эффективного министра, отстаивающего интересы России», то, прежде всего, он должен исправить те ошибки, которые допустили его предшественники. Поэтому первой задачей Министерства экономического развития должны стать меры по выходу из ВТО. Поскольку до тех пор, пока мы не выйдем из этой организации, нам будут грозить одновременно и рецессия, и стагнация, и кризис, и все остальное.
Вторая задача, которая так же возложена на министерство - это организация приватизации остатков государственной собственности. Поэтому, если господин министр действительно не хочет, чтобы страна окончательно вошла в состояние кризиса, то кроме выхода из ВТО, он должен предпринимать решительные меры против приватизации.
Но, скорее всего, министр Улюкаев будет делать обратное: будет рассказывать о том, как «ВТО позитивно влияет на российскую экономику», потом будет говорить о том, «как важно для нас провести приватизацию». Находясь на посту первого зампреда Банка России, отвечавшего за денежно-кредитную политику, он так же занимался откровенной болтовней. Поэтому сложно ожидать, что Улюкаев поведет себя как «эффективный министр экономического развития России».
Здесь нужно вспомнить, что перед началом кризиса в 2008 году и его непосредственный начальник Кудрин придерживался точно такой же успокаивающей риторики. На самом деле и сегодня все держится на волоске – мировая экономика в любой момент может войти в ступор. И для того, чтобы закрыться от надвигающейся катастрофы, нам необходимо принимать самые решительные меры. Так, кроме выхода России из ВТО нам необходимо немедленно ввести определенные ограничения и запреты на заграничные владения капиталом. Впрочем, пока Улюкаев находился в Центральном банке, он на этот счет даже не заикался.
А мы сегодня напрямую зависим именно от мировой ситуации. Поэтому фраза о том, что сдерживающими рецессию факторами станут потребительский спрос и экспорт – это миф. Дело в том, что во всех своих заявлениях Улюкаева ставит на внешние рынки, которыми на самом деле ни Минэкономразвития, ни Правительство РФ не управляет. При том наш экспорт на 80% составляют энергоносители, мировым рынком энергоносителей управляют глобальные банки с Уолл-стрит и Лондонского Сити, которые через производные финансовые инструменты, привязанные к «черному золоту», и определяют, какая будет цена. Я редко заглядываю в данные по фьючерсным сделкам, но несколько месяцев назад отметил, что сделки заключались с понижением цен на ближайшие месяцы. Поэтому я ожидаю, что будет понижение цен на «черное золото». Естественно, возможно, в номинальном выражении они не будут понижаться, учитывая, что деньги быстро обесцениваются, но реально будет происходить обесценивание нашего экспорта.
Что касается прогноза министра об «экономическом росте в 3%» - это такая же фикция. Сейчас статистические службы всех стран дружно химичат. И я думаю, наш Росстат занимается тем же, подкручивая показатели каждый год. Если смотреть на общие публикуемые данные, там нам показывают «стабильность» в виде «небольшой положительной динамики». Но когда смотришь натуральные показатели – железнодорожные перевозки грузов или, скажем, потребление электроэнергии - то видим, что тенденция понижающаяся, и никаких 3% не хватит для того, чтобы выйти из этого состояния стагнации. Недостаточно хотя бы потому, что наша экономика довольно сильно увязла в долгах, а кредиты нам дают далеко не под 3% годовых. Поэтому даже если бы цифры соответствовали реальности, этих 3% «роста» явно недостаточно, чтобы покрыть проценты по зарубежным кредитам и выйти из стагнации. Нам нужно иметь хотя бы 5-6% роста для того, чтобы, по меньшей мере, не погружаться в болото.
А здесь какие-либо стратегические планы у Правительства отсутствуют полностью, если не считать громко рекламируемой в своё время т.н. «Стратегии-2020». Честно говоря, мне было совсем не интересно её смотреть, но я стараюсь отслеживать общие управленческие решения. И у меня сложилось полное впечатление, что сами министры не часто вспоминают о своей «стратегии». Кроме того, мы живем в мире, где неизвестно, что будет завтра, потому «либеральная стратегия на 2020 год» выглядит полным безумием. Нас все время так разводят, мол, смотрите, « в небе журавли-2020 года», а в это время «у нас в руках» даже не синицы, а какие-то дикие собаки и волки, которых нужно срочно отгонять. Нам нужна не «сладко-либеральная программа 2020», а оперативная оценка надвигающейся катастрофы, и программа о том, как с ней бороться. Подобно той программе, которую Ленин писал в 18-м году («Грозящая катастрофа и как с ней бороться»). Нам нужен оперативный план на ближайшие несколько месяцев. А он, на самом деле, очевиден и понятен:
1. Выход из ВТО.
2. Немедленное введение ограничений и запретов на трансграничное движение капитала.
3. Введение контроля над ценами. Причем «не какое-то там косвенное влияние на цены», или интервенции, которых нет, а именно «административное управление ценами, которое сегодня существует во многих ‘цивилизованных странах’».
4. Кардинальный пересмотр деятельности Центрального банка, который должен кредитовать российскую экономику, выпускать деньги не под валюту, а выпускать деньги через рефинансирование коммерческих банков, которые работают с реальным сектором экономики.
5. Срочные меры по деоффшоризации российской экономики.
Я рассматриваю оффшоризацию как серьезнейшую угрозу, когда 80-90% крупных и средних предприятий выведены в оффшоры. Это не вывоз капитала, это вывоз активов. Соответственно, управление идет извне, а не изнутри.
Так ответ на вопрос «Чем управляет господин Улюкаев?» - нам полностью очевиден, - «Ничем не управляет», - поскольку не в состоянии добраться до оффшоров.
Поэтому необходимо принятие указа или закона, который обязывал бы владельцев предприятий, которые физически находятся здесь, провести перерегистрацию предприятий в российскую юрисдикцию. А те предприятия, которые не успели или не пожелали этого сделать в течение месяца, должны подвергнуться национализации.
И все пункты этого плана нужно поставить на первое место.
Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, профессор
1. Автору