Да и вправду ли Он Царь, если нет в Нем ничего такого царского? В нашем Символе веры мы исповедуем, что «Царству Его не будет конца». И все Евангелие свидетельствует об этом: Архангел Гавриил возвещает Божией Матери, что Ее Сын будет иметь престол Давида царя; волхвы приносят Ему поклонение как Царю; в течение трех лет служения Он не перестает говорить о Своем Царстве.
Однако есть нечто странное в отношении Господа к царской власти. Когда восторженные толпы хотят сделать Его царем, Он уклоняется. А перед Пилатом, когда никто не предлагает Ему царского венца, Он утверждает Свое Царство. Он непоколебимо возвещает о приходе Царства, в то время как никто не хочет иметь Его своим Царем. Когда легко Ему стать Царем, Он отказывается; когда это опасно для Него, Он ни за что не отступает.
Перед Пилатом Христос дает нам услышать, в чем заключается Его Царство. «Я на сие пришел, чтобы свидетельствовать о истине». Эта истина, которую Он возвещает, - Божественный замысел спасения: Бог послал Своего Сына Единородного спасти мир. И всякий раз, когда Господь словом и делом являет этот замысел, Он осуществляет Свою царственную власть. И всякий раз свет Преображения восходит над миром. Вся жизнь Его на земле – царская, потому что она вся – явление Божественного спасения.
Когда Господь исцеляет больных, слепых, хромых, расслабленных, прокаженных, Его прикосновение к ним – знамение, что Царство Божие приблизилось. Это значит, что Божественный свет начинает действовать во мраке мира. И когда перстом Божиим Он освобождает одержимых бесами, Он дает доказательство присутствия Божия на земле. Когда Он с мытарями ест и пьет, когда спасает жену, взятую в любодеянии, Он являет милосердного Бога, не хотящего смерти грешника, свет Его любви. Когда Он плачет над Иерусалимом, над Лазарем, Он выражает сострадание Отца Небесного к человеческому горю. И воздает приходящим к Нему Фаворским блаженством. Мы знаем, как однажды Господь назовет блаженными, то есть бесконечно счастливыми, всех несчастных: нищих, голодных, плачущих, гонимых. Он говорит, что они первыми войдут в Его Царство.
Всею Своею жизнью Господь свидетельствует об истине, но так же, и более всего, - Своею смертью. Ибо ценности, которые Он проповедовал, явились ее подлинной причиной. Вот почему среди сияния Божественного света Моисей и Илия говорят с Ним «об исходе, который Он должен совершить в Иерусалиме» ради спасения многих. Ради того, чтобы эти ценности стали достоянием всех.
Когда свет Преображения воссиял на горе Фаворской, по видимости ничто не изменилось в мире. И доныне этот свет будет сокрыт, пока ничто не начнет меняться во имя Христа и Евангелия. И, прежде всего, - наши сердца. Свет Царства Божия открывается, когда человек встает на путь заповедей блаженства, отвергая мир и то, что в мире: лучше быть нищим, чем богачом-мародером, лучше быть гонимым, чем гонителем, лучше невинно страдать самому, чем заставлять страдать других, лучше прощать, чем настаивать на своей мнимой правоте. Лучше жизнь свою отдавать за других, чем отнимать у других жизнь. Только в той мере, в какой мы живем по истине Креста Христова, открывается нам слава Его Воскресения, свет Преображения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Re: О Царстве Христовом и о земном царстве