На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.
Сегодня мы вспоминаем дипломата, министра иностранных дел России 1906-1910 гг. Александра Петровича Извольского (1856-1919). Он родился в семье чиновника. В 1875 году окончил Александровский лицей. Поступил на службу в министерство иностранных дел, работал в Канцелярии МИД, затем на Балканах под началом посла в Турции князя А.Б.Лобанова-Ростовского.
С 1882 года — первый секретарь российской миссии в Румынии, затем на такой же должности в Вашингтоне. В 1894—1897 годах министр-резидент в Ватикане, в 1897 году посланник в Белграде, в 1897—1899 годах в Мюнхене, в 1899—1903 годах в Токио и в 1903—1906 годах в Копенгагене. В 1906—1910 годах назначен министром иностранных дел. Почти сразу же после прихода в министерство им была создана специальная комиссия, задачей которой было подготовить проект реформы. По должности эту комиссию возглавлял товарищ министра — первые два года Константин Губастов, затем — ещё полтора года Николай Чарыков, пользовавшийся особым доверием Извольского и наконец, Сергей Сазонов. Довести работу над проектом реформы до завершения Извольскому не удалось.
При его участии были заключены: русско-английское соглашение 1907 и русско-японское соглашение 1907, австро-русское соглашение в Бухлау 1908 и Русско-итальянское соглашение 1909 в Раккониджи. Особенно следует отметить секретные переговоры Извольского с министром иностранных дел Австро-Венгрии Эренталем в замке Бухлау 3 (16) сентября 1908 года.
После отставки с поста министра иностранных дел, в 1910 году Извольский — посол в Париже (до 1917 года). Сыграл видную роль в консолидации Антанты и подготовке 1-й мировой войны 1914—1918. В мае 1917 вышел в отставку и впоследствии, находясь во Франции, поддерживал военную интервенцию против Советской России. Оставил воспоминания. С 1909 года член Государственного совета по назначению. Брат — протоиерей Пётр Петрович Извольский (1863—1928) — обер-прокурор Святейшего Синода.
В этот день скончался историк, лингвист, академик Алексей Александрович Шахматов (1864-1920). Он родился в дворянской семье, в 1883 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв». Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А. И. Соболевским его магистерской диссертации — о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения ученых сохранялись до конца жизни Шахматова.
В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом. В 1894 выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности. Первые научные разработки — в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 80-х гг. — в Архангельскую и Олонецкую губернии.
После смерти Я.К Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка. С 1894 адъюнкт Петербургской АН, с 1898 — член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 — действительный член АН. С 1910 профессор Петербургского университета. С 1906 — член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918. Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др. Умер от истощения в Петрограде в августе 1920 года.
Завтра мы вспоминаем Михаила Григорьевича Черняева, который родился 22 октября 1828 г. в семье офицера, участника Отечественной войны 1812 года. С ранней юности Черняев начал воевать. Уже в 1853 г. он участвовал в сражениях Крымской войны, воевал с турками на Дунае, участвовал в Инкерманской операции, защищал легендарный Малахов курган в Севастополе. Затем были боевые операции в Оренбургской степи и на Кавказе. В 60-х гг. Черняев прославился взятием Чимкента и Ташкента, причем, действовал он вопреки инструкциям из Петербурга, где с опаской поглядывали на недовольство Англии. За победы в Туркестане Черняев получил почетное прозвище «ташкентский лев».
Однако из-за несогласия с политикой военного министра Д.А.Милютина молодой генерал вынужден был выйти в отставку. Вместе с другими противниками Милютина генералом В.А.Фадеевым и полковником В.В.Комаровым, он начал издавать газету «Русский мир». В это время Черняев сблизился с лидером московских славянофилов И.С.Аксаковым.
Когда в Боснии вспыхнуло восстание против османского ига, а Сербия объявила войну Турции, Черняев почти нелегально уехал добровольцем сражаться за братьев-сербов. Князь Милан Обренович назначил его командующим сербской армией. Прибывшие вместе с Черняевым русские офицеры-добровольцы стали командирами соединений. В публицистике того времени Черняева называли «архистратигом славянской рати». В ряде сражений Черняев разбил турок, однако силы были неравные и сербская армия потерпела тяжелейшее поражение. От полной гибели спасло сербов только вступление в войну России. Черняева обвинили в поражении, припомнили неподчинение приказам в Туркестане, самовольный отъезд в Сербию, он был забыт, вел жизнь частного человека в Кишиневе.
Император Александр III в ознаменование былых заслуг генерала назначил его в 1882 г. Туркестанским генерал-губернатором. Затем Черняев некоторое время был членом Военного совета. Скончался генерал в 1898 г. в своем имении в Могилевской губернии.
В воскресенье мы вспоминаем Александра Михайловича Бутлерова, который родился 3 сентября 1828 года в г. Чистополе Казанской губернии в семье помещика, офицера в отставке. Рано лишившись матери, Бутлеров воспитывался в одном из частных пансионов в Казани, затем – в гимназии и Казанском университете, в которой поступил в возрасте 16 лет. По окончании университета Бутлеров был оставлен на кафедре в качестве преподавателя, вскоре защитив магистерскую, а затем докторскую диссертации. А в 1868 г. по представлению великого русского ученого Д.И.Менделеева Бутлеров был избран ординарным профессором Петербургского университета, где и работал до конца жизни, дослужившись до ординарного академика Петербургской Академии наук. Менделеев впоследствии писал: "Александр Михайлович Бутлеров – один из замечательнейших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов. Ученик знаменитого академика Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани…".
Огромное значение для всей мировой науки имела его теория химического строения. На ее основе ученый начал систематические исследования полимеризации. Многочисленные синтезы Бутлерова лежат у истоков целых отраслей промышленности. Преподавательская деятельность Бутлерова длилась 35 лет. Огромная заслуга ученого – создание первой русской школы химиков. Кроме химии, ученый много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе. Умер Бутлеров в деревне Бутлеровка Казанской губернии 5 августа 1886 г.
В понедельник, в праздник Преображения Господня, мы вспоминаем завоевателя Сибири легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, павшего 6 августа 1585 года. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных Царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нес военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил Царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.
В 1579 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
К началу 1580 года Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо польского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».
1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историком Р.Г.Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключен в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак все еще воевал с литовцами.
Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.
Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.
Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1581 году для отражения казацкого вторжения.
Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.
Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.
26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского Царя.
В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.
Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.
Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.
6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночевки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.
Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.