На протяжении всего моего путешествия по Крыму я постоянно сталкивался с артефактами армянского присутствия, в основном в историческом прошлом. В Феодосии прогуливался по проспекту Айвазовского, по дороге на пляж проходил памятник этому великому русскому художнику армянского происхождения. В Судаке я снимал жилье на улице Спендиарова, названной именем выдающегося русского композитора и дирижера, армянина по национальности. Многое увиденное мною свидетельствует об огромной роли армян в истории Крымского полуострова. Однако я также увидел то, что напомнило мне куплет известной песни Софии Ротару: «Все, что было, было, было, то прошло…»
Проживая в первом пункте моего пребывания в Крыму – в Феодосии – я каждый день проходил мимо заброшенного армянского храма. Его состояние меня потрясло. Было очевидно, что это древняя церковь, вероятно, признанная памятником архитектуры. Трудно описать словами тот неприглядный, заброшенный, разрушающийся вид, какой имеет на сегодняшний день это здание. Чтобы не быть голословным, предлагаю читателям самим убедиться в обоснованности моих слов и посмотреть видеосюжет, подготовленный Феодосийским порталом «Вся Кафа». Это нынешний вид этого армянского храма. Полагаю, что любой армянин, которому дорога собственная история, не сможет смотреть этот ролик без слез! Как получилось, что храм XIV века пришел в столь плачевное состояние?! В фильме «Земля Армении» эта церковь совершенно оправдано названа «болью феодосийской земли». К сожалению, я не осматривал лично храм, но, по свидетельству местных жителей, он до сих пор открыт, чем пользуются наркоманы, фактически превратившие здание церкви в наркопритон. Рядом с храмом расположено кладбище, которое также пришло в запустение.
Всезнающая Википедия весьма скупо описывает историю этого храма. Церковь святого Георгия, находящаяся на улице Нахимова, 32 в городе Феодосия, – памятник архитектуры, относящийся к армяно-григорианским культовым строениям XIV века. Был главным храмом большого Армянского Георгиевского монастыря. Церковь построена в 1385 году и перестроена в ХIX веке православными. Как сообщает портал crimeaz.ru, в девятнадцатом веке здание церкви стало хранилищем архивных документов. В 1968 году прошли восстановительные и реставрационные работы, в том числе и возведение разрушенной западной стены храма. Портал «Шукач» сообщает, что Церковь святого Георгия была занесена в список памятников архитектуры в соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 24.08.1963 г. №970, уч. №269-274; и решением Крымского облисполкома от 22.05.1979 г. №284. Охранная зона храма ограничена по улице Нахимова, улице Октябрьской и улице Десантников.
Современная история церкви представляет собой вялотекущий спор между армянской религиозной общиной и государственными структурами. Первые обвиняют вторых в том, что они не предоставляют необходимой разрешительной документации, которая позволила бы общине заняться реставрацией храма; вторые обвиняют первых в безынициативности и отсутствии всякого интереса к судьбе церкви. Хронику этой бестолковой, хаотичной и в целом безрезультатной перебранки можно восстановить по сообщениям СМИ.
4 декабря 2006 года портал Kafanews.com торжественно заявил, что «армяне восстановят церковь на свой страх и риск». «Возле армянского храма на улице Нахимова теперь каждый день кипит работа, - писал тогда обозреватель издания. - После того, как храм очистят от мусора, представители армянской общины хотят приступить к реставрационным работам. Они решились восстанавливать церковь, не дожидаясь от чиновников проекта и разрешительных документов (Феодосия, Крым). На прошлой неделе представители религиозной армянской общины начали уборку и подготовку к реставрации храма Святого Георгия на улице Нахимова. Они считают, что церковь необходимо срочно спасать, поэтому решено приступить к реставрации, не дожидаясь разрешения властей на проведение работ».
«Отец Еремия сообщил «Кафе», что община приступила к восстановительным работам, не дождавшись разрешения Республиканского комитета по охране культурного наследия», - говорилось в заметке. «Церковь Святого Георгия построена в XIII или XIV веке, она является государственной исторической ценностью, поэтому без согласования с государственными органами мы не имеем права что-то здесь делать самостоятельно, - объяснил он. – Но если мы подождем еще чуть-чуть, то окончательно потеряем этот храм, его ничто уже не спасет. Вот почему мы пошли на нарушение осознано и хотим начать реставрацию церкви. Об этом мы подали заявление в Реском».
По словам священника, процесс передачи армянской общине трех церквей длился почти пять лет (то есть с 2001 года. – А.Т.) из-за сложности процедуры документального оформления, несовершенной законодательной базы. Церковь Святого Георгия на ул. Нахимова, как утверждает о. Еремия, восстановить можно. «Несколько раз приезжала комиссия из Симферополя, пообещали заказать проект, на основании которого можно было бы начать реставрационные работы, - рассказал он. – Но как только мы подготовим документы, они их примут, подержат несколько месяцев и возвращают на доработку. Мы не желаем терять храм из-за бумажной волокиты».
«Рабочие, которые сейчас очищают церковь от мусора, говорят, что пока помещением храма никто не занимался, его облюбовали наркоманы», - сообщало издание. «Наверное, полторы тысячи шприцов, использованных наркоманами, мы отсюда выгребли. Хорошо, что будет ликвидирован очаг наркомании в городе», - считают они. Рабочий Георгий Габрильян предполагает, что уже через год (в 2007 году. – А.Т.) храм будет восстановлен.
С тех пор прошло почти три года… 21 августа 2009 года на портале «Первое экскурсионное бюро» появилась заметка «Два армянских храма в Феодосии разрушаются», в которой сообщается, что «в Феодосии состояние принадлежащих Армянской апостольской церкви храмов Архангелов Гавриила и Михаила и Святого Георгия вызывает серьезное беспокойство у Республиканского комитета Крыма по делам религий». Далее отмечается, что армянские храмы Архангелов Гавриила и Михаила, Святого Георгия, Святого Сергия были переданы одной из зарегистрированных в Феодосии общин. Два из них находятся в аварийном состоянии. «К сожалению, прошло уже более 15 лет, только есть некоторые сдвиги по приведению в более-менее нормальный вид храма Сергия, где могила Айвазовского, а два других находятся просто в аварийном состоянии. С каждым годом ситуация ухудшается», - сказал председатель Республиканского комитета Крыма по делам религий Владимир Малиборский. Чиновник сообщил, что Министерству культуры и туризма Украины, в структуре которого находится орган по охране культурного наследия, направлено обращение с просьбой предусмотреть на 2010 год «хоть какие-то средства» на проведение консервационных работ. Энтузиазма среди самой религиозной общины по приведению памятников в надлежащее состояние он не видит.
12 марта 2010 года Феодосийский портал «Вся Кафа» сообщил, что «храм давно считается аварийным и негодным для проведения литургий». «Правда, года четыре назад (то есть в 2006 году. – А.Т.) отец Еремия (настоятель храма Сурб-Саркиса, что возле могилы И.Айвазовского) пробовал организовать реставрацию этого храма и говорил, что это возможно, но нужно было создать и утвердить проект, что и стоит дорого, и труднодостижимо из-за множества бюрократических препон. Представители армянской общины тогда просто провели генеральную уборку возле храма и оставили его стоять с заколоченной железной дверью. Недавно дверь исчезла. Сейчас храм открыт. Внутри он представляет собой жуткое зрелище», - говорилось в заметке.
19 марта 2010 года тот же портал публикует заметку «Армянская община Феодосии обещает спасти Храм Святого Георгия», в которой говорится, что «армянская община занимается оформлением документов на храм Святого Георгия. После получения всех необходимых бумаг собираются начать реставрацию храма, который сейчас пребывает в запустении». «Средневековый храм Святого Георгия находится в ужасном состоянии, - отмечается далее. - Помещение запущено, в нем валяются пустые бутылки, действительно, очень много шприцов. Представители армянской общины надеются, что после того, как этот храм передадут им, положение изменится».
Тогда настоятель храма Сурб-Саркис отец Иеремия рассказал «Кафе», что идет процесс оформления трех участков, на которых находятся могила Айвазовского, храм Святого Георгия и храм Святого Михаила и Георгия, в пользование армянской общины. «Процесс этот медленный и длится уже восемь месяцев, но в данный момент находится в завершающей стадии, – сказал он. – Когда земля перейдет в наше пользование – долгосрочное либо полное, пока рано об этом говорить – тогда мы и охрану поставим, и ограждение, и гаражи уберем с территории храма». Отец Иеремия сообщил, что община раньше занималась уборкой территории храма, но так как охране памятника милиция не уделяет внимания, эти усилия оказывались бесполезными. «Частичный проект реставрирования храма уже готов, – заверил отец Иеремия. – Пока речь идет только о фасаде, но в будущем доберемся и до внутренней части храма. В планах устранить последствия разрушений из-за подпочвенных вод, сделать временный навес над храмом, отреставрировать крышу, установить колоны. Зимой из-за холода было проблематично заниматься ремонтными работами, сейчас же, все благоволит этому: и завершение оформления земли, и наступающие теплые дни. Так что в ближайшее будущее храмом усиленно займемся».
Из сообщений СМИ не вполне ясно, почему храм, о необходимости реставрации которого говорится с 2001 года, продолжает разрушаться. Почему власти и религиозная община на протяжении 12 лет так и не смогли придти к соглашению?! Честно говоря, я не могу понять, в чем заключается основная причина, из-за которой памятник архитектуры постепенно уходит в небытие. Вероятно, это связано в первую очередь с микроскопическим влиянием армянской диаспоры в Феодосии в виду ее стремительного сокращения. Это предположение кажется правдоподобным, учитывая постепенное уменьшение численности армян в Феодосии и в Крыму в целом.
Как сообщает Википедия, в XII веке армяне стали второй по численности этнической группой Крыма (после крымских татар), количество армян было так велико, что некоторое время генуэзцы называли юго-восточное побережье Крыма «Морской Арменией», в частности в Феодосии армяне составляли 2/3 населения. К середине XV века Феодосия превзошла по размерам Константинополь; среди многонационального населения преобладали армяне. Во время организованного в 1778 году российским правительством переселения христианского населения Крыма в Приазовье Феодосию покинули 5511 армян. В 1897 году в Феодосии насчитывалось 27238 жителей, среди них 1500 армян, то есть с XII века доля армян в Феодосии сократилась с почти 70% до 5%. Летом 1944 года из Крыма был депортирован 9621 армянин, заподозренные в сотрудничестве с нацистами. По данным всеукраинской переписи населения 2001 года, доля армян в Феодосии составила 0,5% и приблизилась фактически, как отметили бы социологи, к уровню статистической погрешности.
Какова бы ни была причина, из-за которой храм не реставрируется, ясно одно, - необходимо принять кардинальное решение, в противном случае разрушение церкви может принять необратимый характер. В виду того, что армянская община не желает либо не может восстановить храм, необходимо его в срочном порядке передать Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Благо, подобный прецедент имел место в Феодосии. Ранее УПЦ МП была передана армянская церковь Иоанна Предтечи, позже переименованная в честь Иверской иконы Божией Матери. Такое решение было бы исторически оправдано и политически целесообразно, учитывая тот факт, что в XIX веке, как сообщают исторические источники, храм был перестроен православной общиной. Остается надеяться, что новая власть Феодосии примет единственно правильное решение, которое спасет храм от неминуемой гибели на фоне безразличия либо преступного попустительства со стороны армянской диаспоры.
Стоит отметить, что 20 декабря 2012 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в пределах Феодосийского и Керченского благочиннических округов Симферопольской епархии была образована Феодосийская епархия. Епархиальный архиерей Феодосийской епархии получил титул - «Феодосийский и Керченский». Управляющим Феодосийской епархией назначен митрополит Платон (Удовенко). Владыка в интервью газете Феодосийского городского совета «Победы» выразил надежду, что «благосклонность к нам проявят и светские, гражданские власти. Рассчитываем, что нам пойдут навстречу, если у нас возникнут, скажем, какие-то проблемы со зданием или землёй». В интервью газете «Крымское ЭХО» архипастырь сообщил, что Феодосийская и Керченская епархия имеет порядка пятидесяти приходов. «Есть среди них такие, которым надо помогать: к примеру, община есть, а здания своего не имеет. Священникам довольно сложно прожить, поэтому мы стремимся помочь им встать на ноги», - отметил владыка. Если даже в советское время митрополиту Платону удавалось открывать новые приходы во вверенных ему епархиях, то нет никакого сомнения, что и в наше освобожденное от официального безбожия время владыка, как человек, имеющий колоссальный дипломатический и политический опыт, сможет украсить свою епархию новыми или отреставрированными храмами.
Феодосия испытывает острую потребность в дополнительных храмах. В частности, отсутствие православного прихода ощущается в верхней части Феодосии, которую местные жители называют «садами». Именно здесь и расположен многострадальный армянский храм. Ближайший православный храм находится на центральной площади, поэтому жителям «садов» приходится для того, чтобы добраться до него, преодолевать большое расстояние – сначала спускаясь по Октябрьской улице, о которой уже пришлось говорить во второй части моих записок, потом поднимаясь по ней. А путь этот, по моим собственным наблюдениям, не только тяжел, особенно для пожилых людей, но еще и опасен в ненастную погоду, превращающую эту улицу в непроходимую дорогу. Уверен, что жители микрорайона единогласно выскажутся за передачу разрушающегося армянского храма Феодосийской епархии. Рядом с храмом находятся пандусы, которые часто используются притомившимися жителями, изнуренными непосильным подъемом по Октябрьской улице, как место для передышки. Невозможно представить ту радость, которую местные жители испытают, когда заброшенный армянский храм окажется в лоне Русской Православной Церкви. И даже не стоит сомневаться в том, что энергичный, дипломатичный и договороспособный митрополит Феодосийский и Керченский Платон в самое короткое время вернет храму в случае его передаче УПЦ МП его былое великолепие.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»