О православном понимании экономики

Отклик профессора Валентина Катасонова на экономические рассуждения протоиерея Всеволода Чаплина

0
1599
Время на чтение 5 минут

На РНЛ 13 августа 2013 года был опубликован ответ протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы некоей Ирины из Санкт-Петербурга, касающиеся экономики. В целом соглашаясь с ответами отца Всеволода, хотел бы сделать свои дополнения к двум из трех заданных вопросов. 

Первый вопрос: Почему в России, Греции, Болгарии и Румынии большие экономические проблемы? Автор вопроса перечисляет страны, имея в виду, что это именно основные православные страны. Да, в этих странах имеются серьезные экономические проблемы. Но при этом следует обратить внимание на следующее. 

Во-первых, весьма с большой натяжкой перечисленные страны можно назвать «православными». Мы их называем «православными» по одной причине: большая часть жителей этих стран являются крещенными в Православной Церкви. Это необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы человек и страна называли себя «православными». Да, может быть, они на генетическом уровне себя ощущают православными, но они еще не православные. Ощущать, казаться и быть – разные вещи. Эти страны втянуты в мировую «денежную цивилизацию», причем в качестве объектов эксплуатации со стороны «золотого миллиарда». Их нынешнее незавидное положение – скорбь, посылаемая (попускаемая) Богом для нашего выздоровления. Именно за отступление от Православия. Для того, чтобы мы лучше усвоили, как нам надо правильно жить. В том числе в сфере экономики. Ибо кого любит Бог, того и наказует (Притч. 3:12).

Во-вторых, каждому Он посылает скорбь и испытания по силам. Людям, живущим в перечисленных «православных» странах, грех жаловаться. В большем количестве стран мира уровень жизни еще ниже. В целом ряде стран мира душевой доход составляет около 1 доллара в день. Мы получаем «лекарства» в виде экономических испытаний строго дозировано – не больше и не меньше. 

В-третьих, что такое «большие экономические проблемы»? Это еще уровень жизни можно измерить (душевые доходы, душевое потребление), а «экономические проблемы» трудно подвергнуть количественно оценке. Как сравнить: где они больше, а где меньше? Древний Рим, например, жил в роскоши, но погиб. Т.е. жизненный уровень там (даже среди плебса, который получал бесплатно «хлеба и зрелищ») был высок, но при этом экономические проблемы нарастали. Кончилось это тем, что бесплатный хлеб перестали раздавать, и народ стал умирать тысячами от голода. С моей точки зрения, у Америки и стран Европейского союза сегодня проблемы примерно такие, как у Древнего Рима. Там что мы, Россия, в более выигрышном положении на данном отрезке мировой истории, чем Запад.

Второй вопрос: Есть ли связь между вероисповеданием и уровнем жизни? Думаю, что очевидной связи нет. Опять-таки, надо уточнить, что имеется в виду под «уровнем жизни». Уровень жизни в целом по стране или уровень жизни отдельно взятого человека? И что имеется в виду под «вероисповеданием»: доминирующая в стране религия или религиозная ориентация отдельно взятого человека. Вероисповедание может быть формальным (человек просто «крещен») или реальным (человек истинно верит в Бога и полагается на Него). Для истинно верующего человека ключевыми являются слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). К сожалению, у нас сегодня «ищущих Царство Божие» очень мало. Поэтому «остальное» у многих порой не «прикладывается». Люди удивляются, не могут понять причины своих скорбей и нищеты. Начинают даже роптать на Бога. Познание тайн экономики требует отхода от прямолинейного (протестантского, материалистического, рационального) мировосприятия. Сегодня это очень сложно, потому что значительная часть нашего взрослого населения прошла «промывку мозгов» в ВУЗах, где раньше преподавалась марксистская политэкономия (вульгарный материализм), а сегодня преподается американский «economics» (слегка закамуфлированный протестантизм).  

Вообще экономика – это организм, состояние (здоровье) которого определяется вещами, не видимыми глазом, причина болезней организма лежит на клеточном уровне. Мы думаем, что покрестились, сходили в Церковь, прочитали акафист, и все должно быть в порядке, появится сначала достаток, а потом богатство. Это мне напоминает тяжелую внутреннюю болезнь, которая иногда проявляется на коже в виде прыщей и волдырей. Человек мажет кожу мазями, не понимая, что эти мази никак не затрагивают причин серьезной болезни. А устав лечиться мазями и примочками, идет к хирургу. А последний начинает орудовать ножом. А выздоровления все равно не происходит. Оздоровление экономического организма возможно лишь через очищение сердца. Как человек свои физические, умственные и духовые силы получает через благодать Бога, так и экономика нуждается в благодати. Без благодати Божией вся экономика рассыпается в прах. Как сказал Спаситель, без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5),- Если определять в самом общем виде православную модель экономики, то это экономика благодати. Очевидно, что человеку нужен достаток, а не богатство. Богатство – это уже избыток. Если сравнивать с человеческим организмом, то это отложения жира. Любой врач, скажет, что жир и полнота – причина многих болезней.

Также хочу отметить, что постановка вопроса о связи между религией и уровнем жизни (экономическим развитием) – достаточно распространенная среди протестантов. У них это «больной» вопрос. Ведь для них уровень богатства – критерий избранности (отверженности) человека Богом. Истинно православный человек в своей жизни руководствуется совершенно другими ориентирами (см.: В.Ю. Катасонов. Религия «экономического роста» как мировое и российское явление). 

Еще хотел бы обратить внимание на то, что слишком много внимания мы (так называемые «православные») уделяем вопросам потребления. Что ж, таков «дух времени», печать «общества потребления». Человек создан по образу и подобию Божию. А коль важнейшее свойство Бога – Творец, то истинно православный человек не может не быть творцом. А экономика – прежде всего, не потребление, а создание, творчество, созидание. Между прочим, экономика – в переводе с греческого – «домостроительство». И в этом смысле, безусловно, Православие, дающее наибольшие возможности человеку преобразить себя по образу и подобию Божию, обеспечивает истинно православному обществу несравненные преимущества в деле экономического строительства. То, что мы живем в такой экономической разрухе, является явным признаком того, что мы – лишь номинально православные. О том, что сфера экономики – очень чуткий индикатор духовного состояния общества, к сожалению, у нас очень мало говорится и пишется.

P.S. Подробнее о том, как понимается экономика в православии, католицизме, протестантизме и иудаизме, можно прочитать в моей недавно вышедшей книге: ««Религия денег». Религиозно-духовные основы «денежной цивилизации»» (М.: Кислород, 2013)

Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Re: О православном понимании экономики

Страшно сказать, но ув. Катасонов почти единственный верующий автор - при этом компетентный экономист, который смотря в корень (а корень Дух, не материя), регистрирует наше печальное положение, наше обрядоверческое, вербальное или вообще никакое (псевдо)православие. Если Запад приспособил притчи Христа к выбиванию чистогана, то мы, православные, не сумели практически раскрыть красоту нашего православия или потеряли этот смысл где-то в веках. Потому у нас везде разруха и нескладуха. Хорошо бы вместо околоцерковной развлекаловки, православное ТВ "Союз" и др. церковные СМИ читали и разъясняли книгу Катасонова "Религия денег". Как дьяволу удалось помутить наш коллективный разум, что мы даже и на сотую долю не пользуемся предпочтениями нашей уникальной религии - Православия! Именно к ее конкретной реализации должны быть направлены усилия нашей Церкви. Кто-то скажет, я хочу рая на земле. Но разве в наших внутренних храмах не лепо и не рай? Разве владимирские посыльные не "купились" именно красотой Православия - при "выборе веры"? И вот эту красоту, этот храм, надо рспространить и расширить на всю нашу жизнь и наше пространство. Для этого нужна методическая Программа по воспитанию воспитателей и просвещению народа. Катасонов положил благое, нужное и практическое начало. Спасибо ему!
Адриан Роум / 15.08.2013, 21:39

6. все гениальное просто, спасибо автору

Упрекать мастера своего дела в простоте - недоразумение. Это высшая форма признательности. Мы действительно протестантствуем сплошь и рядом, химерический итог неудивителен посему. Надо во всём возвращаться к себе самим...
В.Н.Шульгин / 15.08.2013, 19:56

5. Наблюдатель.

Опять тут кто-то под моим ником. "Тезка", в чем именно рассуждения наивные? Все правильно В.Катасонов пишет, хоть прросто, но с глубоким смыслом. Экономика - это прежде всего творческий труд, а не потребление. Бог, навреное, потому и попускает нам периодически большие разрушения - чтобы наши новые поколения приобретали навыки творить и трудиться. Это как хороший воспитатель, который ломает "творение" своего ученика и заставляет его сотворить заново (для закрепления навыков, улучшения и т.д.). И в этом смысле перечисленные страны, и увы Россия в т.ч., действительно сегодня творят меньше, чем потребляют и тем самым отдаляются от своего Учителя и Творца.
Наблюдатель. / 15.08.2013, 15:09

4. Re: О православном понимании экономики

Очень хорошая статья. Все верно. Часто считая себя православным мы требуем неких дивидендов от Бога за свою " веру". А есть ли она? И что мы желаем за нее получить? Какую награду мы ждем? "4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу." (Иак.4:4)

3. Ответ на 1., Наблюдатель:

Особенно понравились рассуждения по поводу экономических проблем в России, Греции, Болгарии и Румынии. Какие-то довольно наивные рассуждения. И это излагает В.Катасонов!:)

А каких рассуждений Вы хотите? Если Вам рассуждения понравились, то почему Вы их называете наивными? Они не наивные, а простые с учетом уровня подготовки аудитории, то есть нас с вами. Профессор кафедры международных финансов МГИМО может наверно написать и посложнее если его статья будет предназначена для специалистов-экономистов. Здесь же на сайте РНЛ люди разные, но в основном православные. Предполагается, что они знакомы со Священным Писанием. Люди, у которых главная книга - это Священное Писание, смотрят на окружающий мир и все происходящее более широким взглядом, позволяющим видеть не только материальную сторону, но и духовную, то есть видеть гораздо глубже. Как сказано в Священном Писании (Пс 118,32) "Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил ты душу мою." И (Пс 118,45) "Просторно стало сердцу моему, ибо искал я заповедей твоих". Так что рассуждения В. Катасонова отнюдь не являются наивными. Просто он рассмотрел конкретный экономический вопрос в духовном аспекте. Это правильный подход, поскольку он знает и сам предмет о котором говорит (экономику)и Священное Писание и грамотно и излагает свои мысли. И не поленился изложить их (эти мысли) для нас. За что я ему и благодарен.
Анатолий Пронин / 15.08.2013, 08:41

2. Re: О православном понимании экономики

Очень хорошо и кратко объяснил. Спасибо Валентин Юрьевич.
Анатолий Пронин / 15.08.2013, 07:35

1. Re: О православном понимании экономики

Особенно понравились рассуждения по поводу экономических проблем в России, Греции, Болгарии и Румынии. Какие-то довольно наивные рассуждения. И это излагает В.Катасонов!:)
Наблюдатель / 15.08.2013, 07:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Ровно четыре века назад начался всеобщий психоз под названием «тюльпаномания»
Сегодня он повторяется под названием «криптомания»
26.11.2024
Может ли криптовалюта использоваться в сфере внешнеэкономических связей России?
Криптовалюта как инструмент борьбы с антироссийскими санкциями
25.11.2024
Майнинг, с которым сейчас все носятся, это не только «добыча», это ещё «минирование»
5 причин, по которым к цифровой валюте надо относиться крайне осторожно
22.11.2024
Дьявольская война против России
Центробанк занимается вредительством, разгоняя инфляцию через повышение ключевой ставки
21.11.2024
«Стратегической задачей Трампа является ослабление глубинного государства»
Если избранному президенту США удастся закрыть продвигаемый Федеральным резервом проект цифрового доллара, то он прекратит и свою поддержку криптовалют
21.11.2024
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42
Две патриотические культуры: конкурентная и грантовая
Новый комментарий от Наталья Сидорина
26.11.2024 13:17
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 13:09