«Подход здравый и правильный»

Известные пастыри об экономике достаточности, предложенной о. Всеволодом Чаплиным

0
523
Время на чтение 5 минут

Как сообщалось, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела. Отец Всеволод в частности ответил на вопрос Ирины из Санкт-Петербурга: «Почему в России, Греции, Болгарии и Румынии большие экономические проблемы? Есть ли связь между вероисповеданием и уровнем жизни? Как русскому пенсионеру выжить на пенсию, которой хватает только на оплату жилья?»  

«Близка ли вам идея такой экономики? Как могла бы выглядеть такая система?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, сказал, что ему совсем не близка методология рассуждений о. Всеволода. «На мой взгляд, - продолжил он, - она тенденциозна и заключается в том, чтобы оправдать то, что называется инерционностью. Нужен совершенно иной, правдивый взгляд».

«Ведь двадцатый век начисто проигран Россией и сдан коммунистам. А о. Всеволод, по-моему, пытается выстроить интеллектуально привлекательную модель, выдавая нужду за добродетель – вот, мол, нам, православным, особо ничего и не нужно, мы и так обойдемся. В результате здесь путаются два главных начала: одно дело - внутренний мир аскета и подвижника, другое дело – состояние и историческое бытие большого многомиллионного народа, которое в двадцатом веке оказалось совершенно катастрофическим. Ведь мы сами себя погубили – великую во всех отношениях, богатейше одаренную Богом страну. Нами же все было изничтожено. Или мы этого не понимаем и начинаем выстраивать какие-то неустойчивые и нравственно не укрепленные ходули?» - задал вопрос пастырь.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что речь идет не столько о самой экономике, сколько об отношении к ней. «На самом деле, - продолжил он, - зачем мне сразу десять пар обуви - да еще завидовать соседу, что у него обувь лучше, чем у меня? Все это гримасы общества потребления».

«Исходить из того, чего тебе достаточно, - подход здравый и правильный. Но для него требуется большая воспитательная работа, - ведь у каждого свое представление о достаточности. Вот, например, раньше в походе как было: чтобы сахар всем достался, каждый должен был взять по совести, но если оказывалось, что у кого-то совесть слишком "большая", то остальным ничего не доставалось. Поэтому чтобы экономика достаточности реализовалась, нужно серьезное воспитание самоограничения. Это комплексная проблема. Но постановка ее совершенно правильная», - сказал священник.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, заявил, что совершенно согласен с отцом Всеволодом. «Экономические отношения должны опираться на духовно-нравственные основания, - пояснил он. - А с оппонентами о. Всеволода, которые предлагают надуманную, искусственную модель, в принципе не согласен».

«Да, - продолжил он, - в силу различных неблагоприятных исторических условий экономики православных стран не всегда развивались успешно. Но вот - православная Россия перед революцией показывала самые высокие темпы экономического роста. И никакого противоречия между православием и экономическим прогрессом не было. А погубили все именно атеисты. Надо как раз сконцентрироваться на изучении российского экономического опыта в до-атеистический период».

«А какие собственно атеистические экономики имеются в виду? Советскую атеистическую экономику назвать успешной ну никак не получается. А современную успешную китайскую экономику атеистической назвать нельзя - там в основе мораль, опирающаяся на древние религиозные представления», - заключил протоиерей.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что серьезные исследования зависимости экономических показателей от вероисповедания были бы чрезвычайно интересны. «Вот, например, Макс Вебер вполне обоснованно указал на связь протестантизма с развитием капитализма. О других конфессиях подобных исследований - нет, видимо, потому, что их представители не проявили также ярко экономической активности. А в протестантизме именно провозглашается взаимосвязь этого вероисповедания и экономического преуспеяния», - отметил пастырь.

«В православии, конечно, такой массовости и очевидности нет. С другой стороны - вспомним, что наиболее успешными бизнесменами в России до революции были выходцы из старообрядчества Это факт, и здесь связь с конфессиональной принадлежностью совершенно очевидна», - сказал отец Андрей.

«Что касается экономики достаточности, то о. Всеволод, конечно, прав в том смысле, что в православии материальное преуспевание никогда не рассматривалось как некое угождение Богу в отличие от того же протестантизма, где материальное преуспевание расценивается как следствие правильных отношений с Богом. Скорее, наоборот: нам ближе евангельское слово о том, как трудно богатому человеку войти в Царствие небесное. В этом смысле экономика достаточности ближе к православию», - считает священник.

«И из истории мы знаем, что Россия не стремилась к высоким экономическим показателям ради показателей, но всегда умела сама обеспечить себя всем необходимым - и благодаря своим ресурсам, и благодаря трудолюбивому народу, и благодаря нашей религиозной традиции. В этом смысле умение довольствоваться достаточным более перспективно, чем стремление к обогащению любыми способами», - подвел итог своему рассуждению директор Традиционной гимназии.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что когда речь идет об экономике православных народов, нужно отделять религиозную форму от экономической стороны. «Там, где религия играла большую роль, экономика как раз была успешной, потому что православие против лени и лжи. Возьмите старообрядческое купечество XIX века: какие были люди с точки зрения твердости слова, выполнения обещаний! – напомнил он. - Иначе и быть не могло, потому что купца ждало бы бесчестие, в религиозном смысле его бы считали клятвопреступником».

«Во-вторых, хорошо было бы вопрос о системе потребления ставить по-другому. Христос говорит: "Не можете Богу служить и мамоне ", а Мамон – это дух наживы. Там, где властвует дух наживы и во главу ставится прибыль – неважно дает ли она прекрасный экономический результат или что-то другое, - человеку и обществу обеспечено духовное опустошение. Поэтому прежде всего нам надлежит говорить о духовном богатстве, которое нам надлежит приобретать», - призвал пастырь.

«Лень, ложь, лукавство, обман – все это православие осуждает, зато для православных характерно трудолюбие и самопожертвование, потому что Бог любит трудящихся. А когда мы в субботу летим на Багамы проматывать денежки, в воскресенье идем в храм, а в понедельник проводим очередную махинацию – это не поведение православного человека. Да, отец Всеволод Чаплин прав: православным характерна умеренность, мы пришли в этот мир быть добрыми, заботливыми и честными», - подчеркнул он.

«А графики строить на тему того, представители какой религии наиболее успешны в своих действиях, это ложный путь. Можно построить график зависимости силы притяжения от температуры, но эти явления не зависят друг от друга. Графики должны быть логически обоснованы», - заключил отец Георгий.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06