Как сообщалось, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела. Отец Всеволод в частности ответил на вопрос Ирины из Санкт-Петербурга: «Почему в России, Греции, Болгарии и Румынии большие экономические проблемы? Есть ли связь между вероисповеданием и уровнем жизни? Как русскому пенсионеру выжить на пенсию, которой хватает только на оплату жилья?»
«Близка ли вам идея такой экономики? Как могла бы выглядеть такая система?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, сказал, что ему совсем не близка методология рассуждений о. Всеволода. «На мой взгляд, - продолжил он, - она тенденциозна и заключается в том, чтобы оправдать то, что называется инерционностью. Нужен совершенно иной, правдивый взгляд».
«Ведь двадцатый век начисто проигран Россией и сдан коммунистам. А о. Всеволод, по-моему, пытается выстроить интеллектуально привлекательную модель, выдавая нужду за добродетель – вот, мол, нам, православным, особо ничего и не нужно, мы и так обойдемся. В результате здесь путаются два главных начала: одно дело - внутренний мир аскета и подвижника, другое дело – состояние и историческое бытие большого многомиллионного народа, которое в двадцатом веке оказалось совершенно катастрофическим. Ведь мы сами себя погубили – великую во всех отношениях, богатейше одаренную Богом страну. Нами же все было изничтожено. Или мы этого не понимаем и начинаем выстраивать какие-то неустойчивые и нравственно не укрепленные ходули?» - задал вопрос пастырь.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что речь идет не столько о самой экономике, сколько об отношении к ней. «На самом деле, - продолжил он, - зачем мне сразу десять пар обуви - да еще завидовать соседу, что у него обувь лучше, чем у меня? Все это гримасы общества потребления».
«Исходить из того, чего тебе достаточно, - подход здравый и правильный. Но для него требуется большая воспитательная работа, - ведь у каждого свое представление о достаточности. Вот, например, раньше в походе как было: чтобы сахар всем достался, каждый должен был взять по совести, но если оказывалось, что у кого-то совесть слишком "большая", то остальным ничего не доставалось. Поэтому чтобы экономика достаточности реализовалась, нужно серьезное воспитание самоограничения. Это комплексная проблема. Но постановка ее совершенно правильная», - сказал священник.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, заявил, что совершенно согласен с отцом Всеволодом. «Экономические отношения должны опираться на духовно-нравственные основания, - пояснил он. - А с оппонентами о. Всеволода, которые предлагают надуманную, искусственную модель, в принципе не согласен».
«Да, - продолжил он, - в силу различных неблагоприятных исторических условий экономики православных стран не всегда развивались успешно. Но вот - православная Россия перед революцией показывала самые высокие темпы экономического роста. И никакого противоречия между православием и экономическим прогрессом не было. А погубили все именно атеисты. Надо как раз сконцентрироваться на изучении российского экономического опыта в до-атеистический период».
«А какие собственно атеистические экономики имеются в виду? Советскую атеистическую экономику назвать успешной ну никак не получается. А современную успешную китайскую экономику атеистической назвать нельзя - там в основе мораль, опирающаяся на древние религиозные представления», - заключил протоиерей.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что серьезные исследования зависимости экономических показателей от вероисповедания были бы чрезвычайно интересны. «Вот, например, Макс Вебер вполне обоснованно указал на связь протестантизма с развитием капитализма. О других конфессиях подобных исследований - нет, видимо, потому, что их представители не проявили также ярко экономической активности. А в протестантизме именно провозглашается взаимосвязь этого вероисповедания и экономического преуспеяния», - отметил пастырь.
«В православии, конечно, такой массовости и очевидности нет. С другой стороны - вспомним, что наиболее успешными бизнесменами в России до революции были выходцы из старообрядчества Это факт, и здесь связь с конфессиональной принадлежностью совершенно очевидна», - сказал отец Андрей.
«Что касается экономики достаточности, то о. Всеволод, конечно, прав в том смысле, что в православии материальное преуспевание никогда не рассматривалось как некое угождение Богу в отличие от того же протестантизма, где материальное преуспевание расценивается как следствие правильных отношений с Богом. Скорее, наоборот: нам ближе евангельское слово о том, как трудно богатому человеку войти в Царствие небесное. В этом смысле экономика достаточности ближе к православию», - считает священник.
«И из истории мы знаем, что Россия не стремилась к высоким экономическим показателям ради показателей, но всегда умела сама обеспечить себя всем необходимым - и благодаря своим ресурсам, и благодаря трудолюбивому народу, и благодаря нашей религиозной традиции. В этом смысле умение довольствоваться достаточным более перспективно, чем стремление к обогащению любыми способами», - подвел итог своему рассуждению директор Традиционной гимназии.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что когда речь идет об экономике православных народов, нужно отделять религиозную форму от экономической стороны. «Там, где религия играла большую роль, экономика как раз была успешной, потому что православие против лени и лжи. Возьмите старообрядческое купечество XIX века: какие были люди с точки зрения твердости слова, выполнения обещаний! – напомнил он. - Иначе и быть не могло, потому что купца ждало бы бесчестие, в религиозном смысле его бы считали клятвопреступником».
«Во-вторых, хорошо было бы вопрос о системе потребления ставить по-другому. Христос говорит: "Не можете Богу служить и мамоне ", а Мамон – это дух наживы. Там, где властвует дух наживы и во главу ставится прибыль – неважно дает ли она прекрасный экономический результат или что-то другое, - человеку и обществу обеспечено духовное опустошение. Поэтому прежде всего нам надлежит говорить о духовном богатстве, которое нам надлежит приобретать», - призвал пастырь.
«Лень, ложь, лукавство, обман – все это православие осуждает, зато для православных характерно трудолюбие и самопожертвование, потому что Бог любит трудящихся. А когда мы в субботу летим на Багамы проматывать денежки, в воскресенье идем в храм, а в понедельник проводим очередную махинацию – это не поведение православного человека. Да, отец Всеволод Чаплин прав: православным характерна умеренность, мы пришли в этот мир быть добрыми, заботливыми и честными», - подчеркнул он.
«А графики строить на тему того, представители какой религии наиболее успешны в своих действиях, это ложный путь. Можно построить график зависимости силы притяжения от температуры, но эти явления не зависят друг от друга. Графики должны быть логически обоснованы», - заключил отец Георгий.