На минувшей недели, 7 августа, премьер-министр Дмитрий Медведев дал большое интервью грузинскому телеканалу «Рустави-2». Это первое за пять лет выступление главы российского правительства перед широкой телеаудиторией Грузии.
Основные тезисы интервью российского премьера для KM.RU проанализировал вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов.
«Предложение Дмитрия Медведева к конфликтующим сторонам не апеллировать к крупным геополитическим игрокам и разбираться самостоятельно можно, отнести к политическим пожеланиям, - заявил эксперт. - На самом деле, вырвать грузино-осетинский конфликт из контекста мировой политики совершенно невозможно. Этот конфликт изначально был направлен на создание определенной ситуации на Кавказе в целом, а мы понимаем, что на протяжении не то что десятилетий, но веков Кавказ является геополитическим перекрестком мира, его болевой точкой, состояние которой оказывает серьезное влияние на ход событий далеко за пределами этого региона. Реально же такое предложение - это попытка уйти от обсуждения общих глобальных проблем в мире, свести все к частностям и на этом уровне попытаться достичь каких-то компромиссов. Может быть, параллельно перевести основные геополитические договоренности в теневую сферу. Но в реальности ситуация на Кавказе диктуется не просто тем, что грузины не любят осетин — все на порядок сложнее...»
«Медведев также заявил, что Россия не может влиять на решение той или иной страны о вступлении в НАТО. С точки зрения норм дипломатии - это вполне корректное заявление. И надо сказать, что в заявлениях государственных руководителей всегда фиксируется, прежде всего, формальная сторона вопроса. Но это вовсе не отменяет каких-то "теневых" аспектов внешнеполитической работы - от секретных переговоров до активной деятельности спецслужб — это было всегда и во все времена, но уже, конечно, за пределами дипломатии. То есть, конечно же, мировая политическая борьба ведется всеми возможными силами и средствами, но если говорить непосредственно о дипломатическом уровне - здесь имеется определенная "нарезанная" поляна, существуют пределы возможностей», - сказал Константин Соколов.
«Не все так просто и прозрачно и с якобы уже сделанным выбором Украины в пользу евроинтеграции. Во всяком случае, я бы не стал об этом говорить так определенно, учитывая последний демарш ряда представителей партии регионов, собравшихся инициировать обращение в Конституционный суд. Далеко не все на Украине согласны с курсом на евроинтеграцию, как показывает, в том числе, и ряд социологических опросов. Да, интеграция в Евросоюз — не столько желание руководства Украины, сколько политическое условие со стороны Европы. Украина именно что активно втягивается в Евросоюз, при этом она в экономическом плане во многом от него зависит», - считает эксперт.
«При этом не лишним будет вспомнить неоднократные высказывания таких высоких авторитетов западной политики как Генри Киссинджера или Збигнева Бжезинского, которые утверждали, что в случае восстановления единства Украины с Россией неизбежно также и восстановление геополитического центра в России, чего Запад допустить, конечно, никак не готов. Но все же какие бы документы не были бы подписаны Украиной в пользу евроинтеграции, борьба за воссоединение России с Украиной будет продолжена и она будет иметь совершенно объективную основу с точки зрения соблюдения интересов обеих сторон. Она будет иметь отклик в народе, в том числе и благодаря исторической памяти. Ведь совершенно очевидно, что Украину примут в Евросоюз на условиях ничуть не лучших, чем наши бывшие прибалтийские республики. Во что они превратились в итоге? Из самых высокоразвитых республик бывшего СССР со своими академиями наук, творческими союзами сейчас они стали поставщиком дешевой рабочей силы для Запада», - заключил вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов.