Самое холодное из чудовищ, по слову Ницше. Разумеется, это взгляд романтика-индивидуалиста. Гегель за полвека до него определял государство как высшую ступень объективного духа. Если убрать рационалистический пафос гегельянщины, то можно согласиться с Егором Федоровичем (он же Георг Вильгельм Фридрих). Государство - это не просто тюрьма, полиция и армия. Государство есть организованная национальная воля к власти/истине. Этим оно отличается от орудия классового господства (марксизм-ленинизм), и от «ночного сторожа» (либерализм).
Разумеется, каждому человеку лично поменьше хочется сталкиваться с государством, даже в самых либеральных странах. Я уже не говорю о лагерях, зонах, поселениях и т.п. Не дай Бог! Однако ещё ни одна историческая нация не обходилась без государства. Тем более Россия. Самое страшное для нас - это хаос.
Всё дело в том, что Россия обречена на мощную, тяжелую государственность - прежде всего своим климатом, размерами многонациональностью. Мы, как известно, самая большая и самая холодная страна на свете. Здесь надо обогревать каждое рабочее место и возить продукцию за тридевять земель. Отсюда её высокая себестоимость, и, как следствие, неконкурентоспособность на мировом рынке. Реальное производство в России невыгодно. Именно по этой простой причине капитализма как такового у нас никогда не было, нет и быть не может. И при царе, и при советах, и сейчас государственность у нас, volens-nolens, вынуждено жестко распределять прибавочный продукт и природную ренту - хлеб, нефть, золото. Нации, социальные классы и гражданское общество у нас вторичны по отношению к державе. А она в идеале восходит к трансцендентной энергетике Царства.
Вообще говоря, это всегда чувствовали/понимали на Руси, разве что кроме недалеких либералов. И чувствовал прежде всего сам народ, который любил царя вплоть до 1917 года, потом любил Сталина и сейчас любит (во всяком случае, выбирает) Путина. Власть на Руси носила и носит чрезвычайный и даже революционный характер, в том числе власть царская/императорская. Когда народ просил вернуться Иоанна Грозного на царство из Александровской слободы, он не из «врожденного рабства» это делал, а боялся остаться без благословленного Богом владыки. Семибоярщина вскоре показала, что такое шляхетская олигархия на Руси. В 1613 году народу пришлось всем миром ставить царя. Наши нынешние (да и прошлые) «национал-демократы» вывели отсюда некую изначальную враждебность российского государства русскому народу: дескать, из Орды происходит. На самом деле - только единая централизованная державность способна защитить народ от внешних (поляки, шведы, французы, немцы, турки, американцы, китайцы, исламисты) и внутренних (либералы, хапуги-капиталисты и авантюристы) врагов. И как только последним -- при поддержке первых -- удавалось русскую государственность разрушить, чудо отечественной истории делало своё дело: держава восстанавливалась. Правда, стоило это России многой крови.
Господа-товарищи! Не надейтесь превратить московского Царя в ночного сторожа! Не выйдет. Выйдет очередная смута, из которой придется потом мучительно выбираться. Конечно, Царь должен быть умен и слушать свой народ - об этом твердили все теоретики монархии. Законный православный Царь (пусть он временно называется императором или даже президентом) - вот судьба России, вот единственно дружественная народу власть. Ни семибоярщина, ни семибанкирщина такой властью обладать не могут. Да, отдельному человеку «по своим надобностям» приходится нелегко на Руси. Жизнь ему медом не кажется. А кто сказал, что она должна такой казаться? «Не напрасно начальник меч свой носит» (Рим.13,4). Но с полицией лучше лишний раз не связываться.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
1. Монархия - это узковатая постановка