После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.
Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.
Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии. Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон, который в 1807 году покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.
Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька».
Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.
Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал «Новым Валаамом». Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.
Сегодня мы вспоминаем известного консервативного публициста и критика Юрия Николаевича Говоруху-Отрока, скончавшегося 27 июля 1896 г. Он родился 25 января 1851 года в состоятельной дворянской семье, происходящей от запорожских казаков. Окончив гимназию, Говорухо-Отрок поступил в Харьковский университет, но не закончил его, т.к. с юных лет втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. В 1874 г. Говоруха-Отрок участвовал в «хождении в народ», был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 г. он был в числе осужденных по «делу 193-х». Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу.
Провал «хождения в народ» подвел его к мысли, что не оторванным от реальной народной жизни беспочвенным интеллигентам решать социальные проблемы России, а также убедил его, что реальный русский народ, является народом православным и монархическим. Все это не могло не подвигнуть его на путь переоценки ценностей и постепенно проделать ту же эволюцию, которую проделали в разные годы Ф.М.Достоевский и Л.А.Тихомиров, став апологетами русской православно-монархической идеи. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, публицист обратился к почвенничеству и славянофильству.
После цареубийства 1 марта 1881 г. Говоруха-Отрок окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в «Мире» и «Южном крае», направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя широко известным и превратили в публициста всероссийского значения. Одновременно в печати появляются его рассказы, в которых публицист показывал нутро, завладевшего умами русской молодежи нигилизма. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен в Москву вести литературный и театральный отделы в ведущей национально-консервативной газете «Московские ведомости». На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом «Ю.Николаев» его статьи, рецензии, обзоры, заметки, посвященные литературной и театральной жизни России. Отдельно Говоруха-Отрок выпустил книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. Помимо «Московских ведомостей» Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом «Ю.Елагин» в «Русском обозрении» и «Русском вестнике».
В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Он по праву может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Публицист талантливо и смело боролся за русское искусство. В своих статьях он нещадно громил радикальных писателей и развивал мысль, что русскую литературу губит ее растущая оторванность от Православия.
В этот день также скончался гетман Украины Богдан Хмельницкий (1595-1657). Богдан Хмельницкий родился в 1595 году. Его отец Михаил Хмельницкий служил сотником в чигиринском полку и происходил из древнего молдавского рода Люблинского воеводства. Своё обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом, следственно, и во Львове. Овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество, но остался верен Православию. Позже он напишет, что иезуиты не смогли добраться до самых недр его души. По его словам ему не стоило труда вытеснить из себя их проповеди и остаться Православной вере.
Вернувшись на родину, Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне 1620—1621 г., во время которой, в битве под Цецорой, гибнет его отец, а сам он попадает в плен. За годы рабства Хмельницкий освоил турецкий и татарский языки. Вернувшись в Суботов он записался в реестровое казачество.
С 1625 года управляет морскими походами запорожцев на турецкие города. После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин, женился на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и получил уряд сотника чигиринского. В истории последовавших затем восстаний казаков против Польши между 1630 и 1638 годами имя Хмельницкий не встречается. Единственное его упоминание в связи с восстанием 1638-го — договор про капитуляцию восставших был писан его рукой (он был генеральным писарем у восставших казаков) и подписан им и казацким старшиной. После поражения вновь низведён в ранг сотника.
Когда на польский престол вступил Владислав IV и началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий воевал против русских войск и в 1635 году получил от короля золотую саблю за храбрость. В войне Франции с Испанией (1644—1646) за хорошую плату французского правительства с больше чем двухтысячным отрядом казаков принимал участие в осаде Дюнкерка.
В 1638 году получил должность писаря войска Запорожского, потом стал сотником Чигиринского казацкого полка. В 1646 году Владислав IV начал тайные переговоры с казацкими старшинами Ильяшем, Барабашем и Хмельницким (в то время он был войсковым писарем) о возможном участии казаков в турецкой войне. Казацкое войско должно было согласиться развязать войну с Османской империей и за это получить от короля грамоту на восстановление своих прав. Но до войны дело не дошло: вербовка войск вызвала страшное волнение в сейме, и король принуждён был отказаться от своих планов. Когда король потерпел неудачу на сейме, Хмельницкий получил королевскую привилегию, которую решил использовать для отстаивания казацких привилегий.
Хмельницкий имел небольшой хутор Суботов (по названию реки Суба), близ Чигирина. Воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста Чаплинский, ненавидевший Хмельницкого, напал на его хутор, разграбил его, увёз женщину (Гелену), с которой Хмельницкий жил после смерти его первой жены Анны Сомковны, обвенчался с ней по католическому обряду и высек одного из сыновей Хмельницкого так сильно, что тот чуть не умер. Хмельницкий начал было искать возмездия на суде, но там ему ответили только насмешкой, возместив ему лишь 100 золотых (по оценкам историков сумма ущерба составляла больше 2-х тысяч золотых). Тогда он обратился к королю, который, чувствуя себя бессильным перед польским парламентом, высказал удивление, что казаки, имея сабли за поясом, не защищают сами своих привилегий. Тогда Хмельницкий решил прибегнуть к оружию. Он тайно собрал казаков и сумел так возмутить их, что они провозгласили его гетманом и просили Хмельницкого лично, а не через послов вести переговоры с крымскими татарами, чтобы склонить их к союзу с казаками. От гетманства Хмельницкий отказался, но последнюю просьбу казаков решил исполнить. Один из участников тайного собрания, Роман Пешта, донес о замыслах Хмельницкого коронному гетману Потоцкому, который отдал приказ арестовать Хмельницкого. Однако Барабаш, будучи главой реестрового казачества выпустил своего зятя из тюрьмы. В декабре 1647 он вместе со своим сыном Тимошем прибыл в Запорожскую Сечь, а оттуда направился в Крым, где царствовал в то время Ислам III Гирей. Хан принял Хмельницкого, но относительно войны с Польшей дал ответ нерешительный, хотя перекопскому мурзе Тугай-бею и приказано было идти с Хмельницким, не объявляя формально войны Польше. 18 апреля 1648 Хмельницкий прибыл в Сечь и изложил результаты своей поездки в Крым. Полковники и старшина на Сечи приняли его и казачество избрало его гетманом войска запорожского.
22 апреля 1648 года четырёхтысячное войско Хмельницкого выступило из Запорожья; за ним на некотором расстоянии шёл Тугай-бей с тремя тысячами татар. Обойдя крепость Кодак, где сидел польский гарнизон, Хмельницкий направился к устью реки Тясмина и остановился лагерем на притоке Жёлтые Воды, впадающем в Тясмин (в нынешней Днепропетровской области). Несколько времени спустя подошли туда и поляки, под начальством Степана Потоцкого. Поскольку поляки ждали подкрепления от пикинёрских хоругвей и реестровых казаков (регулярных солдат-наёмников), которые в это время перебили своих командиров и перешли на сторону Хмельницкого, было подписано перемирие, и поляки выдали Хмельницкому артиллерию в обмен на заложников — полковников М.Крысу и Максима Кривоноса. Затем казаки провели обманную атаку на лагерь поляков, и находящиеся в заложниках казацкие полковники потребовали себе коней, чтоб остановить «наступление». Как только им дали коней, они поскакали к восставшим, чтобы их якобы «остановить», а на самом деле сбежали. После того, как Хмельницкий завладел артиллерией, положение польской армии стало безнадежным. Поляки пробовали передать сведения о своем тяжелом положении в основную армию, которая стояла около Корсуня, многими способами. После перехода реестровых казаков на сторону Хмельницкого польская армия не могла обороняться. 5 мая после ряда казацких атак на лагерь было принято решение отходить. Но возле урочища Княжие Байраки казаками и татарами была сделана засада, и оступавшие поляки были разгромлены. Потоцкий был смертельно ранен, другие начальники взяты в плен и отправлены пленниками в Чигирин.
Хмельницкий двинулся в Корсуню, где стояло польское войско, под начальством польного и великого коронных гетманов Калиновского и Николая Потоцкого. 15 мая Хмельницкий подошёл к Корсуню почти в то самое время, когда польские полководцы получили известие о поражении поляков при Желтых Водах и не знали ещё, что предпринять. Хмельницкий подослал к полякам казака Микиту Галагана, который, отдавшись в плен, предложил себя полякам в проводники, завел их в лесную чащу и дал Хмельницкому возможность без труда истребить польский отряд. Погибла вся коронная (кварцяная) армия Польши мирного времени — более 20 тыс. человек. Потоцкий и Калиновский были взяты в плен и отданы, в виде вознаграждения, Тугай-бею. Сразу после этих побед на Украину прибыли основные силы крымских татар во главе с ханом Ислямом III Гиреем. Поскольку сражаться уже было не с кем (хан должен был помочь Хмельницкому под Корсунем), был проведен совместный парад в Белой Церкви, и орда вернулась в Крым.
Победы Хмельницкого при Жёлтых Водах и под Корсунем вызвали восстание черкасов и населения Малороссии против поляков. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали погромы полякам и евреям. Мстя полякам и нанимавшимся ими для сбора налогов евреям, казаки, порой, расправлялись с ними крайне жестоко и беспощадно. Зная о погромах еврейского населения и чудовищных масштабах кровопролития, Хмельницкий пытался противостоять разрушению. Значительное количество пленных евреев и поляков было продано на рынках рабов в Стамбуле вскоре после восстания.
Тем временем Хмельницкий начал переговоры с поляками. Когда пришло письмо Адама Киселя, обещавшего свое посредничество для примирения казаков с польским государством, Хмельницкий собрал раду, на которой было около 70 тысяч человек, и получил её согласие на приглашение Киселя для переговоров; но перемирие заключено не было вследствие враждебного к полякам настроения казацкой массы. Сейм между тем постановил готовиться к войне с казаками. К казакам были посланы уполномоченные для переговоров, но они должны были предъявить такие требования, на которые казаки никогда не согласились бы (выдача оружия, взятого у поляков, выдача предводителей казацких отрядов, удаление татар). Рада, на которой были прочитаны эти условия, была сильно раздражена против Богдана Хмельницкого за его медлительность и за переговоры. Уступая раде, Хмельницкий стал двигаться вперед на Волынь, дошёл до Случи, направляясь к Староконстантинову.
Предводители польского ополчения — князья Заславский, Конецпольский и Остророг не были ни талантливы, ни энергичны. Они подошли к Пилявцам (близ Староконстантинова), где стоял Хмельницкий, но никаких решительных мер не предпринимали, хотя на этом настаивал Иеремия Вишневецкий. Численность польского войска доходила до 80 000 человек. До 20-го сентября Хмельницкий ничего не предпринимал, поджидая прихода татарского отряда. В это время донские казаки по приказу царя напали на Крым, и орда не смогла выступить на помощь казацкой армии. Хмельницкий, узнав об этом ещё до начала битвы, послал гонцов в Буджацкую орду (на территории современной Одесской области), которая не была задействована в обороне Крыма и пришла ему на помощь. Пришло 4 000 человек. Хмельницкий подослал к полякам православного священника, который, когда его взяли в плен, передал полякам, что пришло 40 тысяч крымчан, и этим навел на поляков панический страх. Поляки до этого были настолько уверены в победе, что даже не построили укреплений для обороны своего лагеря. 21 сентября началось сражение, поляки не устояли и побежали. Неприятеля не преследовали. Хмельницкий занял Староконстантинов, затем Збараж.
В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. Хмельницкий разрешил отрядам восставших крестьян и казацкой голоты штурмовать Высокий Замок. Восставшие захватили польский замок, а горожане согласились заплатить Хмельницкому откуп за его отступление от стен Львова.
В первых числах января 1649 г. Хмельницкий выехал в Киев. Из Киева Хмельницкий отправился в Переяслав. Слава его разнеслась далеко за пределы Украины. К нему приходили послы от крымского хана, турецкого султана, молдавского господаря, седмиградского князя и от Русского Царя Алексея Михайловича с предложением дружбы. К Хмельницкому приехал Константинопольский Патриарх Паисий, который уговаривал его создать отдельное православное Русское княжество, упразднить унию церкви. Пришли послы и от поляков, с Адамом Киселём во главе, и принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий созвал раду в Переяславле, принял гетманское «достоинство» и благодарил короля. Война, впрочем, не прекращалась и после отступления Хмельницкого от Замостья, особенно на Волыни, где отдельные казацкие отряды (загоны) продолжали непрерывно партизанскую борьбу с поляками. Сейм, собравшийся в Кракове в январе 1649 г., ещё до возвращения комиссаров из Переяслава, постановил собирать ополчение. В Переяславе Хмельницкий повенчался с Геленой Чаплинской, получив специальное разрешение Патриарха Паисия. Первый муж Чаплинской был жив, и Чаплинская состояла с ним в браке.
Весной 1649 г. польские войска стали стягиваться на Волынь. Хмельницкий разослал по Украине универсалы, призывая всех на защиту родины. Образовано было 24 полка. Хмельницкий выступил из Чигирина, но двигался вперед чрезвычайно медленно, поджидая прибытия крымского хана Исляма III Гирея, с которым он и соединился на Чёрном Шляху, за Животовым. После этого Хмельницкий с татарами подступил к Збаражу, где осадил польское войско. Осада продолжалась больше месяца (в июле 1649 г.). В польском лагере начался голод и повальные болезни. На помощь осажденным выступил сам король Ян Казимир во главе двадцатитысячного отряда. Папа прислал королю освященное на престоле святого Петра в Риме знамя и меч для истребления православных. Близ Зброва, 5 августа, произошла битва. Поляки отступили и окопались рвом. На другой день началась ужасная резня. Казаки врывались уже в лагерь. Плен короля, казалось, был неизбежен, но Хмельницкий остановил битву, и король, таким образом, был спасен. Самовидец объясняет этот поступок Хмельницкого тем, что он не хотел, чтобы басурманам достался в плен христианский король.
Когда утихло сражение, казаки и татары отступили; хан Ислям III Герай первый вступил в переговоры с королем, а затем его примеру последовал и Хмельницкий, сделав большую ошибку тем, что допустил хана первым заключить договор с поляками. Теперь хан уже перестал быть союзником казаков и в качестве союзника Польши требовал от казаков повиновения польскому правительству. Этим он мстил Хмельницкому за то, что тот не дал ему взять в плен Яна Казимира. Хмельницкий принужден был сделать огромные уступки, и зборовский договор (XII, 352) являлся не чем иным, как утверждением прежних, старинных прав украинского казачества. Когда Хмельницкий осенью 1649 г. занялся составлением казацкого реестра, оказалось, что количество его войска превышало установленные договором 40 тысяч. Остальные должны были возвратиться в первоначальное положение, то есть снова сделаться крестьянами. Это вызвало большое недовольство в народе. Волнения усилились, когда польские паны стали возвращаться в свои имения и требовать от крестьян прежних обязательных отношений. Крестьяне восставали против панов и изгоняли их. Хмельницкий, решившийся держаться зборовского договора, рассылал универсалы, требуя от крестьян повиновения помещикам, угрожая ослушникам казнью. Хмельницкий вешал, сажал на кол виновных, по жалобам помещиков, и вообще старался не нарушать основных статей договора. Между тем поляки вовсе не придавали серьёзного значения зборовскому договору. Когда киевский митрополит Сильвестр Коссов отправился в Варшаву, чтобы принять участие в заседаниях сейма, католическое духовенство стало протестовать против этого, и митрополит принужден был уехать из Варшавы. Когда в ноябре 1650 г. в Варшаву приехали казацкие послы и потребовали уничтожения унии во всех русских областях и запрещения панам производить насилия над крестьянами, требования эти вызвали бурю на сейме. Несмотря на все усилия короля, Зборовский договор не был утвержден; решено было возобновить войну с казаками.
Неприязненные действия начались с обеих сторон в феврале 1651 г. в Подолии. Митрополит киевский Сильвестр Коссов, происходивший из шляхетского сословия, был против войны, но митрополит коринфский Иоасаф, приехавший из Греции, побуждал гетмана к войне и препоясал его мечом, освященным на гробе Господнем в Иерусалиме. Прислал грамоту и Константинопольский Патриарх, одобрявший войну против врагов Православия. Афонские монахи, ходившие по Украине, немало содействовали восстанию казачества. Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как не добровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками. Польское войско в это время стояло лагерем на обширном поле под Берестечком (местечко в нынешнем Дубенском уезде Волынской губернии). Туда направился и Хмельницкий, которому в это самое время пришлось пережить тяжелую семейную драму. Его жена была уличена в супружеской неверности, и гетман распорядился повесить её вместе с её любовником.
19 июня 1651 года казацкое войско сошлось с польским под Берестечком. На другой день поляки начали сражение. На третий день боев в самый разгар сражения орда вдруг обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого — несмотря на мнения историков о предательстве хана, есть сведения, что он сам не командовал бегущей ордой. На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии. Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалий и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну. Начали подозревать Хмельницкого в измене; коринфскому митрополиту Иоасафу нелегко было уверить казаков, что Хмельницкий ушёл для их же пользы и скоро вернется. Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшовой. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. В ночь на 29 июня Богун с войском начал переправу через болото, но сначала перевел через болото казацкие части и артиллерию, оставив в лагере чернь и отряд прикрытия. Когда на другое утро чернь узнала, что в лагере не осталось ни одного полковника, поднялось смятение. Польское войско двинулось на Украину, опустошая все на пути и давая полную волю чувству мести. К этому времени, в конце июля, Хмельницкий, пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в местечко Паволочь. Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Народ относился к Хмельницкому с недоверием и всю вину за берестечское поражение сваливал на него.
Хмельницкий собрал раду на Масловом-Броде на реке Россаве (теперь местечко Масловка) и так сумел подействовать на казаков своим спокойствием, веселым настроением, что недоверие к нему исчезло и казаки вновь стали сходиться под его начальство. В это время Хмельницкий женился на Анне, сестре Золотаренко, который потом был поставлен корсунским полковником. Началась партизанская война с поляками. Кроме главного польского войска, на Украину двигался и литовский гетман Радзивил. Он разбил черниговского полковника Небабу, взял Любеч, Чернигов и подступил к Киеву. 6 августа Радзивилл вступил в Киев, а затем польско-литовские предводители сошлись под Белой Церковью. Хмельницкий решился вступить в мирные переговоры. 17 сентября 1651 г. заключен был белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Белоцерковский договор был скоро нарушен поляками. Сын Хмельницкого Тимофей весной 1652 г. отправился с войском в Молдавию, чтобы жениться на дочери молдавского господаря. Польский гетман Калиновский загородил ему дорогу. Около местечка Ладыжина, при урочище Батоге, 22 мая произошла крупная битва, в которой 20-тысячное польское войско погибло, а Калиновский был убит. Это привело к изгнанию из Украины польских жолнеров и помещиков. Территория Украины была очищена от поляков.
Хмельницкий давно уже убедился, что Гетманщина не может бороться одними своими силами. Он завел дипломатические отношения со Швецией, Османской империей и Россией. Ещё 19 февраля 1651 г. земский собор в Москве обсуждал вопрос о том, какой ответ дать Хмельницкому, который тогда уже просил царя принять его под свою власть; но собор, по-видимому, не пришёл к определённому решению. До нас дошло только мнение духовенства, которое предоставляло окончательное решение воле Царя. Царь послал в Польшу боярина Репнина-Оболенского, обещая забыть некоторые нарушения со стороны поляков мирного договора, если Польша помирится с Хмельницким на началах Зборовского договора. Посольство это не имело успеха. Весной 1653 год польский отряд под начальством Чарнецкого стал опустошать Подолье. Хмельницкий в союзе с татарами двинулся против него и встретился с ним под местечком Жванцем, на берегу реки Днестра. Положение поляков вследствие холодов и недостатка продовольствия было тяжёлое; они принуждены были заключить довольно унизительный мир с крымским ханом, чтобы только разорвать союз его с Хмельницким. После этого татары с королевского позволения стали опустошать Украину. При таких обстоятельствах Хмельницкий снова обратился в Москву и стал настойчиво просить Царя о принятии его в подданство. 1 октября 1653 г. был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Хмельницкого с войском запорожским в русское подданство был решён в утвердительном смысле. 8 января 1654 г. в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или Русского Царя и отдаться в его подданство, народ закричал: «волим (то есть желаем) под царя русского»! После присяги Хмельницкого и старшин, вручая гетману царский флаг, булаву и символическую одежду.
Вслед за присоединением Гетманщины началась война России с Польшей. Весной 1654 г. Царь Алексей Михайлович двинулся в Литву; с севера открыл против Польши военные действия шведский король Карл X. Казалось, Польша находится на краю гибели. Король Ян Казимир возобновил отношения с Хмельницким, но последний не соглашался ни на какие переговоры, пока не будет признана со стороны Польши полная самостоятельность всех малорусских областей. Тогда Ян Казимир, через посредничество императора Фердинанда III, обратился к Царю Алексею Михайловичу, который в 1656, заключил с поляками перемирие. После этого начались переговоры о заключении мира и межевании новых границ, польская сторона так же предложила избрать Царя Алексея Михайловича наследником польской короны.
В начале 1657 Хмельницкий заключил договор со шведским королем Карлом X и седмиградским князем Юрием Ракочи. Согласно этому договору, Хмельницкий послал на помощь союзникам против Польши 12 тысяч казаков. Объясняя свое решение, Хмельницкий сообщил в Москву, что в феврале 1657 года к нему приезжал польский посланник, Станислав Беневский, с предложением перейти на сторону короля и сказал, что статьи виленской комиссии никогда не состоятся. Поляки известили об этом Москву, откуда были посланы к гетману послы. Они застали Хмельницкого уже больным, но добились свидания. Хмельницкий не послушал послов, но тем не менее отряд, посланный на помощь союзникам, узнав, что поход не санкционирован Царем Алексеем Михайловичем, вернулся обратно. Казаки взбунтовались. Месяца два спустя Хмельницкий велел созвать в Чигирине раду для выбора ему преемника. Рада избрала его несовершеннолетнего сына Юрия.
Хмельницкий умер от апоплексии 9 февраля 1657года, похоронен в селе Суботове, в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени. В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий сжёг Суботово и велел выкопать прах Хмельницкого и его сына Тимоша и выбросить тела на «поругание» из могилы.
Сегодня мы также вспоминаем композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975). Шостакович был средним из трёх детей в семье. В 1915 году поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Первые уроки игры на фортепиано начала давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе фортепианного педагога Игнатия Гляссера. В 1918 Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал Александр Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством Максимилиана Штейнберга, контрапункт и фугу — у Николая Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.
На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Леонида Николаева. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович. Шостакович пишет «Четыре басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и Три фантастических танца для фортепиано.
В 1923 г. окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 г. — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. В 1927 г. на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта (Шостакович исполнил в Варшаве также сонату собственного сочинения) заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу поиграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.
В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с Иваном Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No.2 (op.36) Хиндемита, Шостакович создал свой Первый фортепианный концерт.
Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича — обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова Александра Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова Семёна Кирсанова).
Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати и была снята с репертуара.
В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию. С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором. Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию.
В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию. В 1948 году Шостакович был обвинён в профнепригоднности и изгнан из Московской консерватории. В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах», за которую получает Сталинскую премию. В 1957 году он становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м — Союза композиторов РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960-м году Шостакович вступает в КПСС.
В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Завтра мы чтим Смоленскую икону Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и некоторое время находилась в Антиохии. Затем святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда Императрица Евдокия, супруга Императора Аркадия, передала ее в Константинополь, где она была поставлена во Влахернском храме.
Греческий Император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с Крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. В ХIХ веке в память изгнания врагов из Отечества было также установлено праздновать день Смоленской иконы Божией Матери 5 ноября.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Православной Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению.
В день празднования иконы Божией Матери, именуемой "Путеводительница", в 1936 году скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый Предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий).
Он родился 17 марта 1863 г. в Новгородской губернии в старинной дворянской семье (сын генерала, героя русско-турецкой войны) и в миру звался Алексеем Павловичем Храповицким. Получил блестящее образование, в 1881 г. окончил с золотой медалью гимназию в С.-Петербурге, а в 1885 г. кандидатом богословия С.-Петербургскую духовную академию, при которой был оставлен профессорским стипендиатом. С 14 лет участвовал в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, преимущественно в Исаакиевском соборе. В молодости находился под большим влиянием Ф.М.Достоевского, бытует даже версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. Еще в стенах академии в 1885 г. был пострижен в монашество и рукоположен сначала во диакона, а затем во иеромонаха. Служил преподавателем в Холмской семинарии и доцентом Петербургской академии. В 1890 г. возведен в сан архимандрита, занимал последовательно должности ректора С.-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1900 г. назначен на самостоятельную кафедру - епископом Уфимским и Мензелинским, а в 1902 г. переведен на Волынскую кафедру - форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем.
Монархист по убеждениям, владыка всячески способствовал распространению и упрочению монархических идей и патриотического движения в России. Он стал первым архиереем - членом Русского Собрания, где неоднократно выступал с докладами (в 1910 г. избран почетным членом РС). При активной поддержке владыки в Волынской епархии возникла самая многочисленная монархическая организация - знаменитый Почаевский отдел Союза Русского Народа, почетным председателем которого был избран владыка Антоний. Он принимал участие в нескольких монархических съездах. Летом 1911 г. владыка совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых, который строился на личные пожертвования монархистов.
В 1912 г. архиепископ Антоний стал членом Св. Синода, а с 1914 г. возглавил одну из крупнейших епархий России - Харьковскую. В годы Первой мировой войны часто выступал с патриотическими проповедями. После февральского переворота был устранен с кафедры по стандартному обвинению в "возбуждении религиозной и национальной розни" и уволен на покой. Однако был избран членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 гг., как представитель монашества. Вскоре был восстановлен на Харьковской кафедре верующими. Вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 г. Украинский Церковный Собор избрал владыку митрополитом Киевским и Галицким, но 4 декабря он был арестован по приказу Петлюры. После нескольких арестов и заточений в сентябре 1919 г. он был освобожден, но вынужден бежать из Киева. Был главой Высшего Временного Церковного Управления при генерале А.И.Деникине. После поражения белых вынужден был бежать в Константинополь, а затем в Сербию.
В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление заграницей. С начала 1921 г. обосновался в г. Сремски-Карловцы. Принимал участие в работе Съезда хозяйственного восстановления России в 1921 г. в Рейхенгалле, был избран почетным председателем съезда. В ноябре 1921 г. был председателем Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции, к чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим, и о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. В течение 15 лет митрополит Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ, носил титул "Блаженнейший". Личной трагедией для него была необходимость борьбы с бывшими учениками: митрополитом Сергием (Страгородским) в Москве и митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже. 22 июня 1934 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митрополита Антония в священнослужении. В эмиграции открыто выступил против масонства, подписав Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация. Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне, перед кончиной принял схиму.
В этот же день, 10 августа 1922 года в г. Владивостоке завершился Приамурский Земский Собор, возродивший традицию созыва законосовещательных, представительных учреждений. Собор, открывшийся 23 июля 1922 г., был созван из-за острого политического кризиса на последнем островке свободной от красных России и поставил своей целью установление твердой власти, способной сплотить антибольшевистские силы. В состав Земского Собора вошли представители практически всех слоев населения Приморья, за исключением социал-демократов. В ходе своей работы Приамурский Земский Собор принял акт огромного исторического значения, который провозглашал, что "осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых", а выбранный Собором Правитель Приамурского Края (им стал генерал М.К.Дитерихс), принес присягу с обещанием "дать ответ за все учиненное по долгу Правителя перед Русским Царем и Русской Землей". Впервые в истории Белого движения Дом Романовых был признан "Царствующим". Таким образом, Приамурский Земский Собор стал исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории Гражданской войны.
В воскресенье, 11 августа, мы вспоминаем видного консервативного публициста, издателя и редактора крупнейшей патриотической газеты "Киевлянин" Дмитрия Ивановича Пихно, скончавшегося в 1913 году.
Он родился 1 января 1853 года в Киевской губернии в семье зажиточного мельника-крестьянина. Окончив юридический факультет Киевского университета с золотой медалью, Пихно был оставлен для дальнейшей научной подготовки. Защитив диссертацию, в 1877 г. он был назначен приват-доцент кафедры политической экономии и статистики при Киевском университете. С этого же времени в качестве сотрудника по экономическим и юридическим вопросам Пихно начал свое сотрудничество в газете "Киевлянин", стоявшей на твердых национальных и монархических позициях. После смерти издателя "Киевлянина" профессора Киевского университета В.Я.Шульгина, Пихно взял на себя редактирование и издание газеты, продолжая твердый национальный курс, взятый основателем газеты. Женившись на вдове В.Я.Шульгина, Пихно взял на воспитание его сына, в будущем видного деятеля монархического движения В.В.Шульгина.
В 1885 г. по приглашению министра финансов Н.Х.Бунге Пихно перешел на службу в Министерство финансов и был назначен чиновником особых поручений и членом Совета по железнодорожным делам. Пихно считался одним из идеологов системы "экономического национализма" (т.е. национально ориентированной экономической политики, требующей введения специального правительственного покровительства представителям русского народа).
Выслужив в качестве профессора Киевского университета 25 лет, в 1901 году Пихно вышел в отставку, всецело отдавшись публицистической деятельности и общественной работе. К революционной смуте 1905 г. Пихно отнесся резко отрицательно и возглавил Киевский отдел Союза Русского Народа. Издаваемый им "Киевлянин" не спасовал перед натиском революционных сил, продолжая проводить прежнюю монархическую линию, превратившись, по словам Витте в "крайнего черносотенца". В скором времени он стал почетным членом Киевского Клуба Русских Националистов и членом Русского Собрания.
Активная деятельность Пихно не осталась не замеченной, и в 1907 г. он был назначен членом Государственного Совета, в котором вошел в правую группу. А в 1913 г. Пихно был произведен в тайные советники. Скончался Пихно на шестьдесят первом году жизни от разрыва сердца.