Одиннадцать уникальных захоронений, которые не обозначены ни на одной из карт Перми, обнаружили сотрудники Камской археологической экспедиции Пермского университета (ПГНИУ). Первоначально здесь были найдены лишь типичные небольшие объекты материальной культуры на месте бывшей усадьбы XIX века: изразцы, керамика, стекло.
Лишь несколько дней назад здесь были обнаружены первые погребения, преимущественно коллективные, вероятнее всего - семейные. Как пояснила руководитель раскопок Людмила Романова, это плановые археологические работы, связанные с началом на этом участке строительных работ. Поскольку территория относится к исторической части города, так называемой «Перми губернской», то перед началом любого строительства на ней обязательно должна проводиться археологическая экспертиза.
Находки, несомненно, привлекут интерес любителей истории и краеведения. Исследователи уже успели предварительно изучить девять захоронений, семь из которых - детские. Гробы, обернутые в бересту, сделаны из досок. Дети в возрасте до года погребены в деревянных колодах.
«Это, конечно, архаичный способ захоронения, но, видимо, он сохранялся на территории Перми довольно долго, - пояснила Людмила Романова. - Пока невозможно установить, к какому точно историческому периоду относится захоронение, и какие-либо заключения пока преждевременны. Раскопки идут всего месяц, впереди еще два месяца работы, поэтому все выводы можно будет сделать после завершения полевых работ».
По ее словам, четыре нательных креста, обнаруженные в гробах, - в очень плохой сохранности, и очистке поддаются с трудом, поэтому определить, какого вероисповедания были умершие, пока невозможно. Биологические останки будут переданы антропологам, которые уточнят возраст и пол погребенных. Остальные обнаруженные вещи отправляются в лабораторию ПГНИУ. Как сказала Людмила Романова, найденные вещи большой историко-археологической ценности не имеют, поскольку это в основном предметы массового обихода - посуда, монеты, пуговицы. Хотя не исключено, что кое-какие вещи будут интересны краеведческому музею.
Подобные находки в современных городах - не редкость. Однако нынешняя удивила историков тем, что о существовании здесь захоронения до настоящего времени никто не предполагал. В известных исторических документах этот погост не значится. Известно, что в XVII-XVIII веках рядом с этим местом располагался Егошихинский завод и деревня Брюханово, так что вполне вероятно, захоронение сделали жители одного из этих поселений. Однако без дополнительных экспертиз и анализа невозможно ни установить время погребения, ни интерпретировать находки.
Археологи обращаются ко всем, кому интересна история Перми, с предложением стать волонтером на раскопках. Ученые отмечают, что это очень интересно и абсолютно безопасно.
Павел Корчагин, кандидат исторических наук, доцент кафедры древнейшей и новой истории России ПГНИУ, прокомментировал сообщение о находке. «Такой способ хоронить своих умерших традиционен для жителей здешних мест тех временен. В нем переплетены традиции язычества и верований народа Коми. Младенцев предпочитали хоронить в березовых колодах, а гробы для взрослых, сделанные из других пород деревьев, обязательно оборачивали берестой. Для славян (и не только славян) береза была символом перехода из одного мира в другой. Заметьте, береза и берег - слова однокоренные. До XIX века при размежевании угодий именно по березе определялась граница участка. Согласно верованиям, чтобы попасть в высший, горний мир, необходимо было соблюсти ряд условий. Поэтому место для захоронений выбиралось очень тщательно и продумывалось до деталей. Как правило, погосты устраивали возле углублений, пещер или водных объектов, которые рассматривались как вход в подземный мир. А наверху обязательно должна была расти береза, как портал, соединяющий два мира - корнями, уходящая в подземный, а ветвями стремящаяся в высший», - отметил он.
«Чтобы покидающий этот мир человек удачно завершил свое путешествие в мир другой, высший, ему нужно было слиться с березой, стать ее частью. Поэтому детей, умирающих в младенчестве, как правило, хоронили в березовых колодах. Поскольку найти дерево подходящего размера для взрослого человека было невозможно, то делали обычные струганные деревянные гробы и оборачивали их берестой. И все же сказать с уверенностью, какой веры были люди, чьи останки найдены, пока невозможно. Чтобы сделать окончательные выводы, необходимо максимально восстановить нательные кресты, найденные в захоронении. Отмечу, что если судить по найденным во время подобных раскопок нательным крестам и другим историческим фактам, на Урале до середины XIX века только 20 процентов населения были никонианцами, то есть верующими "по новым правилам". Подавляющее же большинство населения исповедовали "старую веру" - были старообрядцами. И именно они работали на уральских заводах, в том числе и на Егошихинском медеплавильном, который располагался недалеко от обнаруженного сейчас погоста. Так что возможно это действительно было старообрядческое кладбище», - заключил эксперт.