Призрак воинствующего безбожника бродит по России

Профессор Валентин Семенов о религиозно-атеистической поляризации российского общества

ДелоРус 
0
1762
Время на чтение 9 минут

Нестабильность в современном обществе или, как сейчас модно выражаться, состояние «социальной турбулентности» наблюдается в очень многих странах, включая Россию, причем часто в виде экономического и духовно-нравственного кризиса, о чём постоянно пишут всевозможные эксперты. В сложившейся непростой ситуации в нашем обществе всё более наглядно начинает проявляться ценностно-ментальная, религиозно-атеистическая поляризация людей, представителей разных социальных групп.

Закон поляризации в общественной жизни, о котором писал великий социолог Питирим Сорокин, заключается в том, что « когда общество переживает некую фрустрацию, или бедствие, или чрезвычайную ситуацию, то большинство его членов, которые в нормальных условиях не являются ни слишком благочестивыми, ни слишком грешными, проявляют тенденцию к расколу и поляризации. Одни становятся более религиозными, нравственными и благочестивыми, а другие – более атеистичными, циничными, чувственными и преступными. Таким образом, большинство людей, которые в нормальное время обладают посредственными этическими качествами, движутся в направлении противоположных полюсов: одни идут к религиозному и моральному облагораживанию, другие - к деградации» (1).

В моей концепции российской полиментальности описываются четыре базовых ценностно-ментальных типа личности: православно-российский (безусловно, следует помнить и о других традиционных для России конфессиональных менталитетах), просоциально-коллективистский, либерально-индивидуалистический и криминально-клановый. Художественной метафорой данных личностных типов служат образы Алексея, Дмитрия, Ивана Карамазовых и их сводного брата – отцеубийцы - Павла Смердякова из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (2).

В настоящее время происходит поляризация ценностно-ментальных типов личности при одновременном сближении некоторых из них. Причём, православно-российский тип сближается с просоциально-коллективистским (по сути советско-социалистическим) через их аналогичные составляющие: соборность-общинность и вера в Бога и его заповеди, – с одной стороны, и коллективизм и вера в вождя-пассионария и идеалы социальной справедливости – с другой. А либерально-индивидуалистический (по сути капиталистический) менталитет всё чаще сближается с криминально-мафиозным менталитетом, за счёт свойственных этим типам личности эгоизма, аморализма и культа «золотого тельца».

Совсем неслучайно в последние два года явно усилилась антиправославная и антисоветская активность либералов, их нападки на Русскую Православную Церковь и православных граждан, на наши традиции, на российскую и советскую историю. Достаточно вспомнить выступления и статьи В.Познера, М.Прохорова, Ю.Латыниной, А.Невзорова, редкую по цинизму, оскорбительно-клеветническую передачу на телевизионном канале НТВ о схимонахине матушке Феодосии (13 октября 2012г.), кощунственные акции «Pussy Riot», М.Гельмана и прочих шоу-бизнесменов, надругательства над православными поклонными крестами, провокации сообщества ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы), а также поддержку подобных действий иностранными аморалистами вроде «Мадонны», С.Фрая, «Femen», братьев Чепмен и др.

В этой связи весьма показательна «публицистическая» деятельность скандально известного журналиста А.Невзорова, который помимо постоянных появлений в различных телевизионных программах с откровенно хамскими высказываниями в адрес православия и РПЦ выложил в интернете цикл своих монологов «Уроки атеизма». Цинизм и примитивизм этих агиток просто поражает, на нормальных зрелых людей они навряд ли произведут запланированный автором эффект, скорее последует известный в теории пропаганды «эффект бумеранга», то есть обратного воздействия. А вот на неискушенное «мозаичное» сознание подростков эти «уроки», сопровождаемые демагогией о свободомыслии, своё негативное воздействие оказать могут. О моральном уровне «публициста» свидетельствует один из сюжетов, рассказываемых им. Оказывается в детстве со своим дедушкой, важным чином КГБ, он посещал некие конспиративные квартиры, где был свидетелем, как по указаниям сотрудников этого учреждения православные священники сообщали о содержании исповедей, интересующих КГБ людей. Поражает глумливость с которой автор живописует этих пожилых батюшек, естественно, не вникая в их обстоятельства и не сомневаясь в адекватности своей детской памяти и понимания. Весьма характерно то, что Невзоров поносит только Русскую Православную Церковь, которая отличается своей законопослушностью и той самой толерантностью, о которой так пекутся либералы. О приверженцах ислама или иудаизма он предпочитает не распространяться, ибо понимает, чем это ему грозит. Зато родителям школьников он диктует текст заявления-отказа от курса «Основ православной культуры». Всё это очень похоже на выполнение какого-то хорошо оплачиваемого задания (наш герой не раз публично заявлял о том, что работает только за большие деньги). А ведь в начале 1990-х новоявленный Емельян Ярославский-Губельман совсем по-другому относился к православию, в частности к митрополиту Иоанну (Снычеву), что отражалось в его телевизионных репортажах…

Вместе с тем, активизировались и представители православного и просоветско-коллективистского менталитетов, которые всё чаще самостоятельно дают отпор либеральным нападкам и провокациям, в том числе применяя вполне современные активные методы и всевозможные протестные акции («Народный собор», «Русский лад»), которые ранее были исключительно методами либералов.

По данным моего исследовательского проекта в апреле 2013 года (репрезентативная выборка взрослого населения Санкт-Петербурга – 1207 чел. от 18 лет), верующими, религиозными людьми себя назвали 63,3% петербуржцев, при этом православными – 55,5%, представителями прочих конфессий – 7,8% (эти цифры ниже, чем по России в целом). Понятно, что это не означает, что всё это воцерковлённые люди, но главное, что они склонны к идентификации с соответствующей культурой и традициями. Впервые за более чем десятилетний цикл исследований ценность веры превзошла ценность денег по количеству выборов из семи базовых ценностей. Тем не менее, неверующими называют себя 34,4% петербуржцев (остальные 2,3% затрудняются ответить).

Весь комплекс наших исследований, начиная с 2001 года, свидетельствует о преобладании представителей православного и просоциально-коллективистского менталитетов во всех возрастных группах нашего общества. Это подтверждают и данные исследования 2013 года. Так, 45% петербуржцев выражают желание построить «общество честных людей труда» (среди молодежи до 30 лет – 43%), построить «общество веры и любви к ближним» - 31% (среди молодежи – 27%) и только 9% жаждут «общества потребления и комфорта» (среди молодежи – 19,5%). Остальные затрудняются ответить или называют другие типы общества.

Здесь, несомненно, работают механизмы ценностно-ментальной саморегуляции, самосохранения российского общества. Вместе с тем, очевидно, что мощный многолетний рекламно-информационный прессинг («брейнвошинг») в определенной мере влияет на молодежь, которая, собственно, и выросла в этой псевдорыночной, вульгарно-потребительской атмосфере. Поэтому каждый пятый молодой человек выбирает потребление и комфорт ( аналогичные данные были получены нами в 2010 году). Но одновременно с потребительскими ценностями возрождаются исконные российские ценности православия, которые успешно конкурируют с ними. А наиболее востребованными молодежью (как и другими возрастными группами) оказываются ценности просоциального нравственного общества труда.

Однако в настоящее время в российском обществе идёт ценностная идейная кристаллизация и поляризация. Очевидно, что кроме извечного противостояния законопослушных граждан и криминалитета, существуют проблемы в сфере социального согласия и социально-психологической совместимости и между другими представителями базовых российских менталитетов. В своё время это была идейная борьба между «почвенниками» и «западниками», затем уже физическая борьба, перешедшая в гражданскую войну между «белыми» и «красными». Ныне возникают и более сложные противоречия между, условно говоря, «белыми» (православными), «красными» (социалистами) и «голубыми» (либералами) - практически между представителями трёх базовых российских менталитетов. Поляризация проявляется и в превращении разнообразных ценностно-ментальных групп в две макрогруппы, во многом аналогичные традиционной с начала XIX века оппозиции славянофилов (почвенников) и западников. Не случайно, в нашем исследовании 2013 года 74% петербуржцев назвали себя патриотами России, а 21% не отнесли себя к таковым (остальные затруднились ответить). Это и есть примерное соотношение современных «почвенников» и «западников».

Преобладание либералов-«западников» в СМИ после крушения СССР долгое время было подавляющим, но в последние годы эта гегемония стала нарушаться. Несмотря на более чем 20-летний прозападный прессинг СМИ и рекламы, даже среди молодёжи патриотами себя считают 62%, а к таковым не относят себя 33%, вместе с тем, среди людей старше 30 лет соответствующие цифры составляют 77 и 17%. Из этих данных ясно, что прозападная антироссийская пропаганда бесследно не прошла для людей, которые родились после «перестройки» или были ещё дошкольниками. Вместе с тем, поразительно, что за нравственный контроль за содержанием СМИ и рекламы в 2013 году выступают уже 86% петербуржцев (среди молодежи – 70%). И какие-то очень скромные положительные изменения, например, на телевидении, всё-таки происходят: меньше становится западных сериалов (правда, собственные делаются по американским образцам), исчезла с общедоступных каналов зарубежная порнография и программы типа «Секс с Анфисой Чеховой» (но появился вульгарнейший канал «Перец»), введена возрастная маркировка программ и фильмов (однако, не всегда правильная, соответствующая возрасту зрителей), наконец, появился канал «Общественное телевидение России» (пока, к сожалению, не слишком творческий и интересный).

Тем не менее, несмотря на явное и подтвержденное репрезентативными социологическими исследованиями (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ, ИНОП, НИИКСИ и др.) преобладание представителей православного менталитета в стране, СМИ и прежде всего телевидение остаются выразителями либерально-атеистического менталитета (представляющего меньшинство российских граждан), что ещё раз было наглядно продемонстрировано в дни празднования 1025-летия Православия на Руси. В воскресенье 28 июля 2013 года из шестнадцати главных телевизионных каналов России только канал « Россия-Культура» посвятил этому событию часовую (20.00-21.05) трансляцию торжественного концерта с Красной площади, а в 23.00 на круглосуточном новостном канале «24» был показан документальный фильм «Второе крещение Руси». Юбилею какого-нибудь не слишком великого артиста или представителя шоу-бизнеса уделяется гораздо больше внимания на том же канале «Культура» (как раз в тот же день 90-летию актера и режиссера В.Басова был посвящен документальный фильм и художественный фильм – с 16.00 до 20.00, не говоря о других каналах (например, в тот же день ещё один документальный фильм о Басове показывали на канале ТВ «ЦЕНТР»). Так, что претензии либералов к якобы «идеологическому диктату» Русской Православной Церкви выглядят совершенно необоснованно и просто клеветнически, не говоря об их прямо-таки нарциссических наклонностях присутствовать на экранах, в радиоэфире и на страницах прессы повсеместно и повсечасно.

В контексте того, что происходит сейчас на Западе в семейной, гендерной, сексуальной сферах, нравственные установки большинства российского населения, проистекающие из более чем 1000-летней православной традиции на Руси, пока обнадёживают. Однако, вызывает тревогу усиливающееся в настоящее время проявление бюрократизации и ограничение именно гражданских прав личности и её достоинства в процессе всевозможных прозападных реформ. В частности, это проявляется в безапелляционном авторитарном насаждении американского формализма на предприятиях, в образовании и науке, ведущего к социальному отчуждению и снижению доверия между людьми. Как писал ещё в ХIХ в. Иван Аксаков: «Веруя безусловно в преимущество европейской цивилизации, наши доктринеры-чиновники с жадностью хватаются за разные образчики европейского прогресса…Для них, проповедующих уважение к личности человеческой, народ – tabula rasa, на которой вырезай резцом что хочешь! Уроки истории – им решительно нипочем!» (3). И тогда, и сейчас российские чиновники не считаются с народом, с гражданами своей страны (между прочим, в главе 1, ст.3 современной Конституции РФ записано: ««единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ»). Оказывается, менталитет современных реформаторов всё тот же и проблемы всё те же – формально-технократический и либерально-прозападный подход игнорирует духовно-психологический фактор, ментальные особенности народа.

Наш народ в своей основе патриотичен и мудр. Исследование, на которое я уже неоднократно ссылался, в апреле 2013 года зафиксировало тот факт, что петербуржцы восприняли и поняли значение духовно-нравственных факторов. Отвечая в ходе интервью на вопрос: «Что более всего будет способствовать позитивному развитию российского общества?» - они впервые за десятилетия наших исследований на первое место поставили не экономические условия, в данном случае «экономическую модернизацию» (28%), а «духовно-нравственное воспитание молодежи» (51%), так как осознали, что без качеств веры, трудолюбия, честности, ответственности, справедливости у нового поколения - никакая модернизация невозможна.

Результаты анализа современной ситуации в российском обществе в очередной раз приводят к пониманию ключевой, системообразующей роли духовно-нравственных факторов в реальном развитии страны, необходимости морального оздоровления, духовного преображения общества, соответствующего воспитания молодежи. Простые люди осознают это. Сумеют ли и власть имущие это осознать?

Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор

Литература

1. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006. С.145.

2. Семёнов В,Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

3. Русские о русских. СПб, 1992. С. 50.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Адриану Роуму

Как я понял, Вы написали это стихотворение в 2011 году и, конечно, не зная о моей типологии, которую я "широко" опубликовал в "Вестнике СПбГУ" в 1997,серия 6,выпуск 4, а создал в 1994-м. Просто конгениальность у нас.
В.Е.Семёнов / 07.08.2013, 23:25

5. В.Е.Семёнов: Спасибо,братья-комментаторы

Особое спасибо Адриану Роуму за его стихотворение!
В.Е.Семёнов / 07.08.2013, 23:08

4. Re: Призрак воинствующего безбожника бродит по России

Русский народ на четыре вида Фёдор Михалыч*, отец наш добрый, Mетко разбил, чтоб без всякой обиды Kаждый узнал вид, в котором собран: Вот дебошир и любовник Дмитрий, Страстный поклонник цыган и водки, А вот Иван, умник он и хитрый И атеист, и риторик ловкий. Тихий Алёша, Богу послушный, В Духе Святом отыскавший мудрость, Есть и подлец, Смердяков двурушный, Плод от измены, прикрытой пудрой. Все они братья, одной они крови, Но их достоинство разной меры. Честно познай, с кем из них ты вровень, Кто приподнялся из них над химерой. Пусть сатана выбор твой не обманет, Пусть твой герой будет самый хороший! Если в мірском ты ослепнул тумане, То для меня самый русский - Алёша. ________________________________________ * Фёдор Михайлович Достоевский - "Братья Карамазовы" http://stihi.ru/2011/12/04/2236
Адриан Роум / 06.08.2013, 14:40

3. По поводу Невзорова.

Невзоров состоит в олигархическом клане тех, кто обворовывал наш народ в 90-е. Невзоров активно осуществлял информационное прикрыте "прихватизации". Они начали войну в Чечне, когда присваивали себе богатства Родины, для отвлечения внимания масс. Вспомните как Невзоров смаковал кровь и многократно пережевывал ужасы военных действий--просто заказ был, отвлекать внимание ужасом и кровью, когда народ обчищали до нитки, ничего личного. А теперь то же олигархическое ворье дало заказ на травлю Церкви--оно видит угрозу своему наворованному. Золотой телец всегда бунтует против Христа.Для этих, Церковь нужна немая и только за церковной оградой и больше нигде. Так, что пока эту нечисть не расстрелять или не отобрать наворованное--она будет продолжать гадить.
Степа / 06.08.2013, 13:42

2. Re: Призрак воинствующего безбожника бродит по России

Бродит с 1917 года.
/ 06.08.2013, 07:44

1. Re: Призрак воинствующего безбожника бродит по России

Очень мудрая и своевременная публикация. Действительно, быть или не быть пробуждению духовного зрения со стороны власть придержащих. Да не только власть, но и все СМИ, да и все ...деньги, что были наши, но стали "ваши". Именно последнее обстоятельство (полное отсутствие морально-нравственных критериев, совести)и не позволяет утвердиться оптимизму.Не желает власть слушать "простых людей" да и только. А потому, считаю: БЕЗДУХОВНОСТЬ НЫНЕШНЕЙ ВЛАСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ НЕГАТИВНЫМ ФАКТОРОМ ВЕСЬМА ОПАСНЫМ ДЛЯ ЕЁ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО. Что делать? - не буду вывод навязывать...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Евгеньевич Семенов
Культурный фронт России: духовно-нравственная мобилизация
Об угнетении русской культуры в российских СМИ
17.09.2024
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Все статьи Валентин Евгеньевич Семенов
ДелоРус
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 12:01
Золото передай, а не медные монеты
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 11:41
«Бред сумасшедшего», реализуемый официальной доктриной
Новый комментарий от Человек
25.12.2025 11:22
О детской литературе в России
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2025 08:50
Новый год и пляски на гробах
Новый комментарий от учитель
25.12.2025 07:32
О ценностно-смысловых линиях
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.12.2025 06:31