Лагерь был открыт после задержания сразу 1,4 тыс. нелегалов (в основном из Вьетнама) - в спецприемниках для мигрантов просто не хватило мест. Прямо на асфальте рядами стоят двести армейских брезентовых палаток. Задержанные спят на двухъярусных кроватях. Рядом сплошной стеной сто кабинок биотуалетов, дальше - полевые кухни, где варят гречку с тушенкой. Всем этим занимается московское МЧС.
Правозащитники жалуются на условия содержания нелегалов. «У этого лагеря нет никакого юридического статуса, - говорит глава фонда «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. - По закону людей можно лишать свободы только в определенных учреждениях - в ОВД, тюрьме, спецприемнике. Получается, у нас в Москве есть место, где людей лишили свободы без всякого юридического основания».
Тем временем Федеральная миграционная служба подготовила законопроект о создании в России 83 новых учреждений для содержания нелегалов и просит увеличить штат службы на 4,5 тыс. человек. Сейчас в России существует 21 спецприемник-распределитель, где в том числе содержатся нелегальные мигранты.
Regions.Ru попросили известных священнослужителей и экспертов прокомментировать эту новость.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил, что практика подобных лагерей существует повсеместно: в той же благополучной Франции человек, прежде чем получить официальный статус мигранта, пребывает в специальном лагере.
«Условия пребывания – другой вопрос. Да и что означают эти условия? Сейчас лето, я побывал в десятке палаточных детских лагерей, так вот лучше жить в палаточном лагере, чем в тюрьме или старом захудалом бараке, где все прогнило. Так что правозащитники могут жаловаться сколько угодно: что они хотят предложить взамен? Что реально могут сделать, чтобы улучшить положение с правилами миграции в России? О чем с правозащитниками вообще говорить, если они работают на заграницу? Та же Людмила Алексеева является гражданкой США. Пусть сдаст свой американский паспорт, а потом указывает, как нам жить», - продолжил он.
«Давайте быть справедливыми к нашим властям, а то мы кричим: «Власти бездействуют!». А как власти начинают что-то делать, то сразу кричим: «Какое безобразие!». Давайте определимся, в какой стране мы хотим жить – если в той, где соблюдается закон и порядок, тогда нелегалы должны быть депортированы. Где их содержать до депортации? Это вам не Швеция, где один заключенный на всю тюрьму. Возможно, в будущем появятся долговременные лагеря, когда примут соответствующий закон. Надо дать возможность каждому заниматься своим делом, пусть крикуны кричат и дальше, главное, не обращать на них внимания, потому что если каждый будет грести в свою сторону, лодка не справится с бурей, а уйдет в водоворот. Пусть нелегалами занимаются соответствующие органы в рамках компетенции», - заключил священник.
Игумен Гермоген (Ананьев),насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что идея взять нелегальных мигрантов под контроль в принципе правильная.
«Другое дело, как это будет осуществляться и что в результате получится? Это очень сложная проблема, но решать ее надо. Конечно, люди, живущие нелегально, создают массу проблем. Не дай Бог случится какой-нибудь кризис или форс-мажор, и мы столкнемся с огромной неподконтрольной массой людей без средств к существованию, без жилья, готовых на все. Будет ли способно государство обеспечить безопасность собственных граждан? Что касается лагерей, надеюсь, что это все-таки не концлагеря. Какие-то нормальные бытовые человеческие условия там должны быть», - заключил о. Гермоген.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что лагеря для нелегалов - это международная практика.
«По крайней мере, в Европе. Из США, насколько мне известно, сразу высылают после ареста. Что-то, конечно, нужно делать и у нас. В первую очередь, должны быть соответствующие законы. Понятно, что с нелегальной иммиграцией нужно бороться, поскольку она создает проблемы и в экономике, и в правовом поле. Лиц, находящихся в стране нелегально, нужно высылать. Иного способа решить проблему нет. Поэтому действия миграционной службы вполне объяснимы. Это неизбежность. Все страны, где это есть, столкнулись с проблемой нелегального бизнеса, роста преступности, распространения наркотиков – всех тех явлений, которые разрушают общество. Поэтому бороться с этим нужно довольно жестко, иначе мы подвергаем себя и своих потомков огромной опасности. Трудовая миграция должна осуществляться только на законных основаниях», - заключил священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, считает, что необходимы учреждения для того, чтобы фильтровать потоки мигрантов.
«И нелегалов, разумеется, нужно отправлять по месту жительства. Остаться должны только люди, чей труд действительно необходим стране, чья деятельность осуществляется исключительно на законных основаниях. Понятно, что сразу нелегалов отправить домой сложно, поэтому и нужны такие промежуточные пункты. А что отправлять нужно, с этим все согласны. Иначе криминогенная обстановка станет уже невыносимой. С правозащитниками, по-моему, все ясно. Сначала они орут, что власть никак не борется с преступностью, а когда власть начинает что-то делать, они орут, что власть устанавливает диктатуру и режим концлагерей. Этим людям не угодишь – они всегда, в любом случае будут против власти. Оглядываться на них не нужно. И в США, и в Европе довольно жесткое отношение к нелегальным мигрантам и будет еще жестче», - заключил о. Александр.