Особенности крымского курорта

Записки путешественника. Продолжение

0
1524
Время на чтение 8 минут
Клянусь, человек стоит того,
чтоб его рассматривать с большим любопытством,
нежели фабрику и развалину.


Николай Гоголь

Начало

Бессмертной остается рекомендация Николая Васильевича Гоголя, данная графу Александру Петровичу Толстому, о том, на что путешественник должен обращать внимание в первую очередь. В его письме, размещенном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», говорится, что «как русский путешественник, приезжая в каждый значительный европейский город, спешит увидеть все его древности и примечательности, таким же точно образом и еще с большим любопытством, приехавши в первый уездный или губернский город, старайтесь узнать его достопримечательности. Они не в архитектурных строениях и древностях, но в людях. Клянусь, человек стоит того, чтоб его рассматривать с большим любопытством, нежели фабрику и развалину».

Следуя совету великого писателя, я буду описывать не столько достопримечательности Крыма, которые мне удалось посетить и увидеть, сколько крымских курортников и их нравы.

Свое путешествие по Крыму я начал с Феодосии. Это странный город. Некоторые его улицы, по красоте и архитектурному изяществу не уступающие самым красивым улицам Санкт-Петербурга, соседствуют с темными, мрачными и, признаюсь, совершенно безобразными улицами. По одной из таких улиц – Октябрьской – мне приходилось ходить каждый день. Улица начинается у центрального рынка, в этом месте она асфальтирована, затем асфальт сменяется большими бетонными плитами, пропадает тротуар, конец улицы умощен гравием. Идти по ней крайне трудно, она поднимается в гору, витляет. В некоторых местах улица не освещена. Совершенно справедливо местные жители называют эту улицу «дорогой». А ведь таких улиц в Феодосии много, и пролегают они не только по окраине города, но и по его центру. Но есть в этом городе улица, ставшая близкой моему сердцу, - Русская улица. Каждый раз, проходя по этой короткой и нарядной улице, я думал о том, как было бы хорошо и уместно, если бы на Русской улице находилась штаб-квартира «Русской народной линии».

Средоточием Феодосии в курортный сезон является, естественно, пляж и прилегающая к нему территория. Приехал я в город в самый разгар сезона. Население города, по наблюдению местных жителей, к этому моменту буквально удвоилось. Приходя на пляж, мне приходилось иногда довольно долго выискивать себе свободное место. Загорающие лежали, образно говоря, «штабелями», уткнувшись своими носами в пятки соседей. Полагаю, что туристы, испытывая некоторый дискомфорт от скученности, тем не менее, ощущали некое единство со своими случайными соседями. Лежать на пляже крайне интересно. Сколько людей, сколько характеров, сколько сцен! Хорошо запомнилась мне одна душераздирающая сцена. На пляже шумно появилась семья: отец, мать и сын лет двенадцати. Женщина, с недовольным выражением лица, что-то быстро говорила мальчику, при этом гневно поглядывая на своего супруга. Так как они разместились недалеко от меня, поэтому я стал невольным слушателем. Мать бранила своего сына за то, что он мало читает, супруга же она обвиняла в том, что он якобы потворствует безделью сына. На лицах мужчины и мальчика было заметно страдание. Мальчику хотелось веселиться, его же отец, очевидно, искал покоя и отдыха. Женщина тыкала книжкой в лицо мальчика, а вокруг резвилась детвора… Трудно описать те неприлично неприятные звуки, которыми сопровождалась эта разборка. Однако в основном на пляже происходили менее травмирующие душу события. Меня поразило огромное число торгующих «кукурузкой горяченькой, сахарной» и прочими вкусностями. На пляже просто невозможно было лежать в тишине, ибо постоянно слышался крик торговцев. Складывалось ощущение, что, по меньшей мере, половина жителей Феодосии занимается пляжной торговлей. По моим наблюдениям, только два раза туристы что-то покупали у этих торговцев. Тем не менее, здравый смысл подсказывает, что если бы торговцам не удавалось сбыть товар, то они просто не занимались бы торговлей. Удивительно, почему мне только дважды удалось увидеть, как торгующие сбывают товар, ведь я внимательно наблюдал за ними почти целую неделю.

В Феодосии я столкнулся с еще двумя обыкновениями. Во-первых, в этом городе почти невозможно поймать частника. Останавливаются только такси, и, несмотря на дешевизну проезда в общественном транспорте, таксисты берут за проезд огромные по местным меркам деньги. Я поделился своими наблюдениями с таксистом. Частники не останавливаются, по его мнению, потому, что боятся мести со стороны таксистов. «Город маленький, все друг друга знают. Не дай Бог, мы увидим, как частник остановился. Мы его найдем, и тогда ему не поздоровиться. Ведь он отнимает у нас наш хлеб», - в сердцах воскликнул таксист. Во-вторых, в Феодосии, как впрочем и в других крымских городах, в которых я побывал, не исключая Севастополя и Симферополя, после 23 часов частично выключают уличное освещение. Некоторые районы Феодосии совершенно не освещаются, и если бы на моем мобильном телефоне не было фонарика, я даже не знаю, как бы я добирался домой, ведь темнеет в Крыму в этот период уже в 21 час. Поразительно: еще в семь часов вечера туристы греются на солнышке на пляже, но уже в девять часов вечера город погружается во тьму. В Крыму темнеет мгновенно. Я как-то зашел в супермаркет, начинались сумерки, когда же я вышел, было уже темно. А ведь я никогда не нахожусь в магазине слишком долго.

Жил я в Феодосии у знакомых, в некотором удалении от пляжа, на самом высоком месте в городе. Дом стоял на откосе. С площадки перед домом открывалась панорама всего города. Потрясающее зрелище! Вот момент, когда можно ощутить себя владыкой мира.

Из Феодосии я переместился в Судак. Здесь я прожил пару дней. Летом большинство жителей этого города делится на две группы: младшее поколение занимается уличной торговлей, старшее – сдачей жилья. Жилье сдают почти все местные жители. Стоимость аренды по меркам Петербурга скромная – примерно 50 гривен в день с человека. Условия проживания вполне сносные. Почти в каждом дворе имеется домик, а иногда и несколько домиков, для туристов. Душ, раковины и туалет - общие. Как правило, это специально оборудованные чистые, регулярно убираемые помещения. Выражение «туалет во дворе» уже перестало быть уничижительным: вместо дырки туристы пользуются привычным унитазом. Дефицита в жилье нет, жилье найти легко.

Судак – классический курорт. Количество туристов огромно. Меня поразило большое число молодых семей, нередко многодетных. Казалось, что в России и на Украине происходит демографический бум. Именно в Судаке я ощутил семейную атмосферу. Люди ходят по городу неспешно, смотрят по сторонам, постоянно разговаривают. Напротив меня проживала семья из шести человек. Они рано вставали, и уже в 7 часов утра я просыпался из-за их разговоров. Поразила меня одна особенность их общения: все шесть человек говорили одновременно. Это был ни диалог, и ни дискуссия, а какая-то странная полифония, многоголосье.

В Судаке я столкнулся с явлением, которое в литературе принято называть «обществом потребления». Как я уже отмечал, половина местного населения торговала. Торговля шла круглосуточно. Все улицы были заставлены лотками, палатками, ларьками. Товар однообразен: сувениры, однотипная одежда, шлепанцы, сандалии, подводные приспособления и т.д. Туристы в основном занимались двумя делами: они либо говорили, либо жевали. Неудивительно, что пунктов уличной еды в Судаке огромное множество. Туристы, по сути, были покупателями, а местные жители – продавцами. Судак, в сущности, превратился на летний период не только в курорт, но и в один большой рынок. В этой связи не лишним, думается, будем упоминание об одной милой особенности малороссийского Православия. В Судаке есть храм с пристройкой… В пристройке приютился обменный пункт. К сожалению, у меня не было фотоаппарата, иначе я запечатлел бы это необычное соседство.

Как раз в это время я испытал интеллектуальный голод. За неделю я не прочел ни одной строчки, не посмотрел ни одного фильма. В поисках пищи для ума я наткнулся на книжный лоток. Среди книг я заметил роман Виктора Пелевина «Generation „П“». Мне давно хотелось прочесть это произведение, поэтому я его и купил. Когда я стал его читать, то поразился сходству описываемого в романе с тем, что я наблюдал в Судаке. Пелевин предлагает собственную концепцию общества потребления, которую он назвал «оранусом», имеющим не совсем приличный русский аналог «ротожопие». Суть теории заключается в том, что экономическое поведение человека подвержено трем вау-импульсам, мотивам. Оральному – поглощающему деньги, анальному – расходующему деньги, и вытесняющему – импульсу, который вытесняет из сознания человека все мысли, не связанные с деньгами. Также Пелевин пишет о «identity», что представляет собой не личность человека как таковую, а некий желанный образ человека, созданный с помощью рекламы и СМИ. В рамках этой парадигмы человек оценивается не по своим личностным качествам, а через принадлежащие ему вещи. Эту концепцию можно проиллюстрировать следующим умозрительным примером: «Петров – человек, который живет в таком-то доме, ездит на таком-то авто, носит такие-то часы и т.д.». Как видно, о личных качествах Петрова не сказано ни слова. Несомненно, что на концепцию Пелевина оказал влияние фрейдизм, которым особо сильно увлекалась русская интеллигенция в девяностые годы. Однако в целом предложенная писателем теория довольно убедительно раскрывает механизм общества потребления. На мой взгляд, происходящая в Судаке повсеместная, непрерывная купля-продажа с последующим непрекращающемся потреблением явилась наглядным подтверждением истинности концепции Пелевина. Эти противоречивые наблюдения беспокоят меня до сих пор.

Конец отпуска я провел в Севастополе. Горожане считают, что их город по своей территории не только превосходит Киев, но даже Москву до недавнего ее расширения. Севастополь действительно огромен. Я был поражен тем, как долго приходилось добираться на общественном транспорте от одного конца города до другого. Стоит отметить, что транспорт в Севастополе ходит исправно. Мне ни разу не приходилось ждать маршрутки более 3 минут. Меня, петербуржца, также поразила стоимость проезда, которая колеблется от 2 до 3,5 гривен. Это в несколько раз дешевле, чем в Санкт-Петербурге. При этом стоимость бензина на Украине на 30% выше, чем в России. Местные жители объяснили мне этот парадокс тем, что украинская зарплата гораздо ниже российской. Например, зарплата в 4000 гривен считается в Севастополе довольно высокой. Вообще что касается курса гривны по отношению к курсу рубля, то один таксист дал мне весьма оригинальное объяснение. По его мнению, в том, что гривна в четыре раза дороже рубля, нет ничего удивительного. Дело в том, продолжил он, что на Руси рублем называлась половина гривны, поэтому гривна и должна быть, по меньшей мере, в два раза дороже рубля. Севастополь, по словам одного местного жителя, единственный город на постсоветском пространстве, где водные трамвайчики и паром являются общественным транспортом. Я не знаю, насколько справедливо это суждение, но могу заверить, что это лучший вид транспорта. Мне приходилось несколько раз переплывать Южную бухту, и каждый раз я любовался с воды городом и военно-морским флотом.

Однако есть в Севастополе нечто, о чем я не могу забыть до сих пор, - общественные столовые. Обед в Крыму – Феодосии, Судаке и Севастополе – стоит 30-40 гривен, около 150 рублей. В Санкт-Петербурге это в принципе невозможно. При этом крымский обед полноценный: огромная тарелка супа, гарнир, мясо, хлеб и третье. Уже на третий день я перестал справляться с таким плотным обедом. Столовых в Крыму много – больших, на несколько сот человек, и маленьких, имеющих 10-20 посадочных мест. Я посещал одну из многочисленных маленьких столовых. Обед всегда подавался горячим, а не плохо подогретым, как в Северной столице России. Как жаль, что в моем родном городе нет таких милых столовых. Существующую в Петербурге систему общепита следует признать абсолютно неудовлетворительной.

Покидал я Севастополь накануне празднования 1025-летия Крещения Руси и Дня Военно-морского флота. На остановке я подошел к подвыпившему пенсионеру и спросил его, на какой маршрутке можно добраться до автовокзала. Ответив на мой вопрос, он, глядя на мою дорожную сумку, спросил меня, почему я решил уехать из их города. На что я ответил, что вынужден покинуть Севастополь в связи с окончанием отпуска. «Что-то не вовремя у Вас заканчивается отпуск, - вставил он. – Послезавтра будет военный парад. Остались бы. Конечно, парад не такой, каким был в советское время, но все же тех, кто никогда не видел парада, и нынешний поражает». Поблагодарив его за внимательность, я высказал предположение, что мой шеф не поймет меня, если я останусь еще на два дня. «Кроме того, - попытался я пошутить, - отпуск всегда заканчивается не вовремя и неожиданно». «А, вот и Ваша маршрутка пришла», - прервал он наш разговор, указывая мне на подошедший автобус. Покидая Крым, я вспоминал многочисленные реплики местных жителей о том, что Крым – это все же Россия.  

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. РНЛ в Севастополе , браво !

В следующий раз желаем автору описать посещение Херсонеса, Балаклавы, Фиолента, Омеги...
Владимиръ / 04.08.2013, 15:31

2. Отпуск в Крыму

Александр Валентинович! Весело, доброжелательно, познавательно и остроумно! Спасибо!
Юрий Серб / 03.08.2013, 20:44

1. Re: Особенности крымского курорта

Интересный трэвел-лог. Еще бы побольше внимания достопримечательностям и вернакулярным районам... Спасибо.
рудовский / 02.08.2013, 18:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06