Вспоминая 70-80 годы ХХ века, не могу отделаться от ощущения какой-то затхлости во всех сферах общественной жизни. Впрочем, это мои субъективные ощущения. И особенно сильно это я чувствовал по отношению к книгам, периодике, почти полному отсутствию развлекательных программ на радио и телевидении. Ну и конечно эстрада! У «продвинутой» тогда молодежи словосочетание «Советская эстрада» вызывало лишь снисходительно-презрительную усмешку. Пленки с магнитофонными записями популярных англоязычных групп были неизменным фоном всех молодежных вечеринок. Ну, еще немного перепадало на долю В.С. Высоцкого, Аркаши Северного братьев Жемчужных. Крутили и их. О бардовской песне - в другой раз, поскольку эти слушатели составляли довольно узкий круг слушателей.
Помню, с каким с нетерпением ждали Новогоднего огонька, передачи «Вокруг смеха», «В мире животных», загодя обводя кружочком время начала трансляции в программе ТВ на неделю, вырезанной из газеты.
Что-то более или менее похожее на эстраду в моем тогдашнем представлении присутствовало в передаче «Утренняя почта» с Юрием Николаевым - один раз в неделю по субботам. Помню, как мы, матросы после большой приборки на корабле набивались в кубрик и жадно впитывали получасовое шоу. Эмоций и разговоров хватало до следующей субботы.
И как хотелось перемен, нет, даже не социальных потрясений и революций, а просто интересных книг, написанных «живым», а не суконным языком и не «причесанных» цензурой; телевидения, в котором больше зарубежной эстрады и фильмов, да не из соц., а кап. стран; юмора -ведь он так помогает скрашивать серые будни.
Это сейчас понимаешь, что перемен на ТВ без потрясений «основ» не бывает. Ну, вот они и пришли перемены. Сначала робко, несмело - началась перестройка. Затем, упиваясь от собственной смелости все больше и больше (И действительно, в конце 80-х были интересные программы на телевидении, радио. Стали издаваться запрещенные ранее писатели, О периодике я не говорю: чего один «Огонек» с В. Коротичем стоил).
А потом обвал. Или провал. Называйте, как хотите. Вал пошлости, вседозволенности, низкопробного стеба хлынул и накрыл Россию.
А чего стесняться, разрешено, все, что не запрещено, а запретов нет (кроме разве что детской порнографии). Очень редко в этом навозе можно было найти что-то стоящее. Кто недоволен или критикует- тот ретроград.
Понятно, что после 70-ти лет тотальных «низяя!!» это должно было случиться. Так сказать реакция на запреты. И этот период мы должны пережить. Но, ребята! 20 лет уже прошло, с гаком!
Я, например, не в лесу живу, общаюсь с народом и вижу, что он от всего этого уже порядком устал. На скабрезные шутки телеэкранных смехачей - в лучшем случае брезгливая ухмылка и перещелкивание на другой канал, а там другой смехач. И ведь как они бедные стараются удержать внимание. Нашу телепопсу не обсуждал только ленивый, а они все равно лезут из каждого канала, как тараканы из щелей на коммунальной кухне в бараке.
Все больше и больше людей не смотрят телевизор, предпочитая ему Интернет. Можно самому, как говориться, подбирать себе репертуар.
На недоуменные возгласы - « доколе...?» телечиновники без зазрения совести отвечают: «рейтинг, господа, рейтинг. Раз «пипл хавает», мы кормим. Претензии не к нам, а к народу. Он, понимаете ли, не дорос до умных передач».
Похоже, государство в лице первых лиц, устранилось от решения этой проблемы. Не царское это дело заниматься всякой ерундой, на фоне глобальных задач, стоящих перед страной. Да и свободу слова ущемлять как-то не удобно. Демократия, как-никак. Попробуй, создай цензурный комитет - какой сразу визг начнется.
Не хочу показаться брюзгой и занудой, но все же думаю, что свобода и вседозволенность совсем не одно и тоже, и если первая, во благо общества, то вторая сеет в умах и душах наших сограждан хаос и разрушение.
Кураев Олег Александрович, публицист
2. O sancta simplicitas!
1. о сути