Почти одновременно с этим законопроектом глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что стоимость бутылки водки в России необходимо поднять минимум до 300 рублей. В настоящее время минимальная розничная цена бутылки водки в России составляет 170 рублей. По его словам, повышение цены сделает алкоголь менее доступным и поможет в борьбе с пьянством.
Понятно, что обе меры мотивированы заботой о здоровье народа – и курение, и пьянство в России действительно серьезные проблемы. Вместе с тем обозреватель Regions.ru вспоминает печальный анекдот советских времен: «Папа, водка подорожала. Теперь ты будешь меньше пить? – Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть». Столь резкие повышения цен могут обернуться обнищанием значительной доли населения и социальным взрывом. Напомним, что в позднесоветские времена «водочные» и «табачные» бунты случались не раз. Не исключено также, что резкое подорожание легального алкоголя вызовет новую эпидемию отравлений суррогатами и очередной расцвет самогоноварения.
«Как по-вашему, за последние годы проблема пьянства в России стала более или менее острой? Одобряете ли вы предполагаемые повышения цен? Нет ли в них опасности для общественного спокойствия?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, заявил, что поддерживает любые меры, направленные на снижение потребления табака и алкоголя - в том числе и повышение цен.
«Но что такое 300 рублей за бутылку водки? Это же смешно. Я бы сделал тысячу. Захотел выпить – заплати. Другое дело, что повышать цену надо очень осторожно и постепенно. Ну, например, по 50 рублей в месяц. Как "закипело" - дать остыть. И ведь надо же постоянно параллельно вести пропаганду трезвого образа жизни, а за продажу детям до 21 года давать тюремные сроки, а не штрафы! Тогда уже что-то изменится», - заключил о. Димитрий.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, напомнил, что американцы пытались ввести в 20-е годы «сухой закон».
«И что получилось? Резко возросла преступность, а пить не перестали. Так и здесь. Повышение цен на табак и водку приведет к тому, что на рубль ты сможешь купить меньше, чем раньше, т. е. к инфляции. Так что эта мера односторонняя и негибкая, - понятно, на кого рассчитана. Если уж всерьез бороться, надо предлагать что-то взамен. Надо понять, почему человек, например, курит, и помочь ему преодолеть пагубную привычку – не полицейскими мерами и угрозами, а по-человечески относясь к нему. Ведь он воспитан системой, что было время, когда табак стоил дешево, а курить считалось нормальным - он и привык. И если вдруг поднять цены, страдать будет его семья, то есть люди и вовсе невинные. Ведь на самом деле у государства много средств борьбы – и СМИ, и культура, и образование. Важно не только помочь людям преодолеть эту привычку, но сделать так, чтобы они ее не приобрели. А вздергивание цен приведет только к деморализации и инфляции. Безусловно, нужен контроль за качеством алкоголя и табака. Нужно развивать производство легких качественных вин и вытеснять ими крепкие напитки. Если вместо плантаций табака высаживать хороший виноград, все только спасибо скажут», - заключил о. Александр.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, выразил опасение, что забота о здоровье людей здесь вовсе не на первом месте.
«Скорее всего, повышение акцизов связано с приведением к "общему знаменателю" мировой экономики. Это только подчеркивает стремительность, с какой государство утрачивает свой суверенитет и в экономике, и в торговле. Так что это вопрос не столько внутренней политики, сколько участия в "мировом строительстве". Потому что табак везде должен стоить одинаково, то же и с алкоголем. Нас пытаются встроить в единое супергосударство. Конечно, хотелось бы, чтобы это произошло как можно позже. Ну, а бунтами сегодня уж точно никого не испугаешь», - заключил о. Алексий.