«Современное государство устанавливает принцип светскости, то есть независимости от какого-либо внешнего авторитета, имеющего право указывать ему на нарушения морали или права», - пишет митрополит в статье, опубликованной в журнале «Православная беседа».
Единственным источником власти в демократическом государстве объявляется народ, который должен осуществлять эту власть посредством свободного волеизъявления граждан, участвующих в выборах и референдумах.
«При этом свободное волеизъявление граждан является условной, а не абсолютной характеристикой демократического государства. Например, в недавнее время два европейских государства - Великобритания и Франция - узаконили однополые союзы. За сравнительно недолгое время, прошедшее после одобрения этого закона парламентом, Франция, стала ареной миллионных демонстраций протеста. Однако государство сознательно и демонстративно проигнорировало требования народа, разогнав демонстрантов слезоточивым газом», - констатирует автор статьи.
По его мнению, «секуляризация под видом демократизации» в действительности высвободила в европейских государствах «колоссальную энергию властного подчинения».
«Эта кипучая энергия сегодня стремится окончательно порвать с христианством, сдерживавшим ее тоталитарные импульсы в течение семнадцати веков. В результате она бессознательно стремится к установлению абсолютной диктатуры, которой потребуется установление полного контроля над каждым членом общества. Не к этому ли мы идем, «в целях безопасности» соглашаясь на обязательное введение электронных паспортов, всеобщей дактилоскопии и повсеместное насаждение фотокамер? Ведь все это можно легко использовать и в других целях, которые также можно приписать «усилению мер безопасности»», - отмечает митрополит Иларион.
То, что происходит сегодня в мире, он считает «постепенным воссозданием Pax Romana, глобально-интернационального господства». Вместе с тем, добавляет митрополит, если римская власть в определенные периоды индифферентно относилась к безнравственности, то сегодня безнравственность «стремятся возвести в норму».
Более того, считает автор, современное демократическое государство некоторые даже представляют в роли «гаранта легального статуса безнравственности, ибо оно защищает граждан от посягательств «религиозного ханжества».
«Роль религии так же, как и в Риме, видится исключительно в утилитарном свете - она должна быть служанкой государства, не претендующей на истину, «частным делом каждого». Тем не менее, от нее все же требуется безусловное признание государства и послушание его законам, в том числе тем, которые подрывают ее основы», - пишет митрополит Иларион, напоминая, что христианство по самой своей сути не может отказаться от «претензии на истину» - такова его природа.
«Современному секулярному государству проповедуемое Церковью Царство Божие внушает страх, кажется угрозой не терпящему конкурентов царству человеческому», - пишет митрополит, считая, что сегодня христианство остается «единственной силой в мире, которую не может поглотить гигантский механизм нового деспотического государства».