Законопроект коснется лишь бесплатно учащихся в государственных вузах, в первую очередь, будущих работников бюджетной сферы: врачей, учителей, работников культуры и некоторых категорий госслужащих. По статистике, именно в работниках этих сфер особенно нуждаются регионы. Всего же молодые люди в возрасте до 35 лет составляют 40% от всех безработных РФ.
Предполагается объединить опыт СССР и опыт воспитания кадров коммерческими компаниями: государство или организация платят за обучение студента до момента выпуска, а потом предлагает ему работу по профилю в своих структурах. Если выпускник отказывается от предлагаемой должности, то он должен вернуть всю затраченную на него сумму, которая предварительно оговаривается в подписываемом при поступлении договоре.
Опрошенные «Известиями» эксперты восприняли идею «нового распределения» без энтузиазма: по их мнению, система принуждения работать не будет, а от тех, кто все же пойдет работать «из-под палки», мало толку. На требующие заполнения вакансии лучше завлекать высокой зарплатой и льготами, а не загонять насильно, считают они. Кроме того, такой закон с большой вероятностью спровоцирует массовые студенческие недовольства – а студенчество всегда среда активная и политизированная.
Сейчас договоры с вузами заключают только муниципалитеты — у них есть 15-процентная квота в учебных заведениях для «своих» студентов, которые по окончании учебы должны отработать определенный срок на муниципальное образование. Однако на практике такая система не работает, и большинство молодых людей уклоняются от исполнения обязательств.
«Как вы расцениваете систему «нового распределения»? Будет ли она работать? Пойдет ли на пользу стране?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, считает, что это очень хорошее предложение.
«Сейчас сложилась ситуация, когда лучших выпускников-специалистов, получивших образование за государственный счет, сразу же после окончания вуза переманивают зарубежные фирмы. Таким образом, наиболее ценные специалисты, наиболее способные молодые люди уезжают за рубеж вместо того, чтобы работать в своей стране. Поэтому я этот законопроект поддерживаю. Нашей стране он, безусловно, принесет пользу», - подчеркнул о. Сергий.
Священник Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, отметил, что в этом предложении есть, безусловно, много резонного.
«Сторона, оплачивающая обучение, конечно, заинтересована, чтобы затраченные на это средства вернулись, и имеет на это право. И человек, получивший образование таким образом, будет знать, что он, с одной стороны, будет обеспечен работой, но также должен принести пользу и тому, кто оплачивал его обучение. Получается своеобразная система взаимных обязательств - и, по-моему, это хорошо. Важно, чтобы это не превратилось в своего рода кабалу и крепостное право, а то хорошее начинание будет иметь уродливое продолжение. Если все хорошо продумать, устранить условия, приводящие к негативным последствиям, то тогда это начинание, безусловно, принесет пользу не только непосредственному работодателю, но и всей стране, а человек получит возможность реализации своих талантов и способностей. Но вначале все нужно хорошенько обдумать. Как писал преп. Иоанн Лествичник: "Нет добродетели без рассуждения. Рассуди, рассмотри дело и хорошее доброе прими, а от худого отгребайся"», - заключил священник.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что, в принципе, это правильная инициатива.
«Ведь в человека вкладываются деньги. Даже на многих платных отделениях плата совсем небольшая - государство все равно доплачивает за таких студентов. Конечно, государство рассчитывает, что будет какая-то отдача. Но в первую очередь должна быть ответственность. Человек должен понимать, что получает профессию за государственный счет и должен это как-то отработать. Это совершенно нормальная практика. На Западе это само собой разумеется. Люди все-таки должны делать осознанный выбор. Другое дело, как этот закон будет работать. В советское время худо-бедно работал. Сейчас же многие работают не по специальности. А это грозит дефицитом кадров», - заключил отец Валерий.