«Независимая газета» распространила данные, характеризующие проблему бедности в нашей стране. Согласно сведениям специалистов Института социологии РАН, 36% респондентов с невысоким доходом заявляют, что не могут ничего сделать для улучшения своего финансового положения. Десять лет назад такой ответ давали менее четверти опрошенных. Налицо ухудшение ситуации, хотя принято считать, что сейчас уровень жизни населения вырос по сравнению с началом 2000-х.
В интервью порталу KM.RU ситуацию комментирует российский политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
На его взгляд, данные, которые приводят социологи, несколько парадоксальны. «Жизнь улучшается, может и не такими темпами, как хотелось бы, но уровень жизни явно растет, а людей, которые отчаялись найти свое место в жизни, отчаялись улучшить свое положение, становится все больше. Но это только кажущийся, видимый парадокс, считает политолог. - В те самые, многократно проклятые 90-е и начало 2000-х годов жить было тяжелее, но перспектив у людей было больше. Как выражается молодежь, в тот момент была "мощная движуха". Кто-то проигрывал и опускался вниз, а кто-то поднимался вверх, и многие надеялись на то, что у них есть шанс подняться».
«Сейчас началась стабилизация, - отметил Владимир Жарихин, - а при стабилизации места все заняты, пробиться становится очень сложно. Самые буйные головушки подумывают о революции, потому что для них революция — это не изменение социального строя, а для них главное — это чтобы пошла движуха, когда появляется возможность получить выигрыш, хотя появляется и возможность крупно и безвозвратно проиграть. Но горячие головы о втором варианте не думают, считая, что окажутся среди победителей. Ну посмотрели бы на египетских революционеров! Может быть, в голове что-то бы и прояснилось».
Политолог предложил задуматься над тем, почему махнули на себя рукой те люди, которые сейчас имеют малый заработок и занимаются неквалифицированным трудом. «Почему для них все закрыто? – задался он вопросом. - Потребность в неквалифицированной рабочей силе в нашей стране сохраняется и не уменьшается, но тут и возникает проблема нелегальной миграции. Именно нелегальные мигранты занимают рабочие места в сфере малоквалифицированного труда. В результате уровень оплаты такого труда занижается».
«Проблема нелегальной миграции видится с разных сторон, - считает эксперт. - Те, кому нелегальные мигранты составляют конкуренцию, говорят о необходимости ограничить их приток. А те, кто их нанимает, произносят явно лоббистские речи о том, что Россия не обойдется без привлеченной из-за рубежа рабочей силы. Это объективная проблема. Но есть и субъективный момент. Даже существующие механизмы вертикальной мобильности, зачастую, забиты из-за приема на работу не по деловым, а по другим качествам. В советские времена говорили "по блату"».
«Что из этого вытекает? Я бы не стал предсказывать какие-то революции в нашей стране. Думаю, что в основной части общества, удовлетворенной своим положением или точнее сказать не очень расстроенной своим положением, установилась стабильность. Их большинство населения, и желающих поиграть в революцию, к счастью, немного. Но это не значит, что наши власти не должны решать проблему организации каналов вертикальной и горизонтальной мобильности в стране. Это касается рынка труда и политической активности. Иначе забитость каналов будет создавать недовольство у широких слоев населения. Ну и надо решать проблему нелегальной миграции. Я не сторонник введения визового режима, но, может быть, с некоторыми странами придется это сделать», - заключил заместитель директора Института стран СНГ.