Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов заявил, что договорится с Рамзаном Кадыровым о передаче петербургских сирот в Чечню, сообщает сайт Regions.ru.
«Главный защитник российских детей» предложил вместо иностранного усыновления, запрещенного «законом Димы Яковлева», стимулировать вывоз детей на Кавказ. При этом в отношении государственных служащих, например директоров детдомов, которые будут противиться этому, из уст Астахова прозвучала угроза.
«В Москву приезжают забирать детей из провинции, потому что тот же Ткачев платит очень серьезные деньги усыновителям. А у нас нет ограничений по территориям, поэтому можно в любой субъект федерации приехать и взять детей. Мы вот с Рамзаном Кадыровым договоримся, привезем в Петербург чеченских родителей, возьмем петербургских сирот. Между прочим, в Чеченской республике при ноле отказов от новорожденных число детей-инвалидов в два с половиной раза выше, чем по России. И от них никто не отказывается, их все воспитывают. И не ноют по поводу того, что наши не хотят брать, ах-ах, иностранцам запретили. Можно ныть до бесконечности об этом, нойте дальше. А те, кто ноют, обладая полномочиями, и не выполняют свои обязанности, с них будет другой спрос», — заявил Павел Астахов.
В 2012 году в декабре заместитель председателя Совета Федерации единоросс Александр Торшин уже предлагал переселить сирот из детских домов Крайнего Севера и Дальнего Востока в республики Северного Кавказа.
В связи с этим корреспондент Regions.Ru попросил известных православных священнослужителей прокомментировать инициативу П. Астахова.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник» сказал, что это заявление провокационное. «Единственное, что в нем есть хорошего - оно поддерживает интерес к теме усыновления детей, - считает он, - которая все еще находится наверху рейтингов в информационном пространстве».
«Кроме прочих перечисленных выше причин, с которыми я согласен, есть еще одна: на Кавказе один из самых высоких уровней безработицы в стране, регион является очагом напряженности, т.к. выросшие там дети и взрослые не имеют возможности найти себе применения в жизни. И без решения инфраструктурных проблем Северного Кавказа не будет удивительным, если девочки окажутся в гаремах, а мальчики в бандподполье. Мы знаем, что многие мужчины в Чечне становятся бандитами просто потому, что это один из немногих способов заработать деньги. Поэтому демографически накачивать Кавказ неоправданно», - убежден отец Максим.
«Потеря культурной и религиозной идентичности, безусловно, тоже один из самых важных факторов, - отметил он. - Ребенок не должен расти в абстрактной семье, он должен вырасти сыном своего народа. Да, ты будешь сыт и одет, но не сможешь быть христианином. А в условиях Чечни, где в Грозном есть всего один православный храм, нет надежды, что ребенок там будет воспитан хоть сколько-нибудь христианином».
«Я не хочу обидеть представителей ислама, но у меня в голове крутится образ "новых янычар". В Османской империи, как мы знаем, была традиция, когда у покоренных народов отбирали мальчиков, обучали их исламу, арабскому языку, и это была личная гвардия султана, отличавшаяся особым фанатизмом. Так что было бы правильным главному защитнику детей обсуждать не усыновление наших детей чеченцами, а радеть о том, чтобы в центральных областях России были созданы условия для усыновления детей своими земляками, и стимулирование усыновления было на таком уровне, чтобы не было у нас сирот ни в Чечне, ни в Санкт-Петербурге, нигде в России. Мы знаем, насколько сейчас серьезны бюрократические и коррупционные препоны для усыновления. Я сам и мои знакомые с этим сталкивались. Вот над этим надо работать», - заключил главный редактор журнала «Наследник».
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области выразил мнение, что это странная инициатива. «С трудом верится, - продолжил он, - что солидный человек, облеченный большим авторитетом и такими серьезными полномочиями, делает заявления очень похожие на бред сумасшедшего».
«Всем же понятно: Северный Кавказ – это совершенно криминальный регион, где идет латентная гражданская война, там убивают не только простых людей, но и чиновников, деятелей Церкви, представителей традиционного ислама... С экономической точки зрения – это огромная оффшорная дыра в теле России, через которую утекает капитал и человеческие ресурсы. Что будет с этими детьми, известно одному Богу или Аллаху – продадут их в рабство, или еще куда...»
Отец Артемий выразил мысль, что если в правительстве сидят люди, которым нужно намеренно вызвать общественное негодование, возмущение, то такого рода заявление можно к ним причислить. «Тема усыновления муссируется долго, уже давно был дан внятный ответ по этому поводу и Церковью, и государством, - напомнил он. - А странные и абсурдные заявления пусть останутся на совести тех, кто может себе позволить говорить такие вещи. Адекватным людям понятно: ребенок должен оставаться там, где родился, и ему надо обеспечить достойные условия. Если не дал Бог ему нормальных родителей, то общество, государство и Церковь должны вместе компенсировать эту беду различными усилиями, направленными на воспитание ребенка, для этого за счет бюджета и существуют специально созданные условия. Если чиновники и социальные работники не выполняют своих обязанностей, значит, надо гнать этих людей, не выполняющих свой долг. Они проедают огромный бюджетный капитал, который должен идти на содержание детей».
«Надо создавать систему малых детских домов, патронатных семей. Все это уже давно и успешно опробовано на Западе. Зачем тревожить и без того наше тревожное сознание абсурдными вещами, когда под ногами лежат очевидные вещи, которые надо делать просто из долга, чтобы помогать детишкам», - заключил протоиерей.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского предложил отправлять сирот не в Чечню, а в Турцию. «И назовем этот проект "новые янычары". У Турции есть большой исторический опыт - у Чечни все-таки может не получиться. В Турции будут готовить юношей-воинов – "воинов Аллаха". Ведь Турция - тоже соседняя нам страна. Молодые люди не будут создавать семьи, а будут тратить всю свою молодую энергию на борьбу с "партнерами" по НАТО», - сказал отец Дмитрий.
Это было бы более продуктивно и вполне соответствует всему тому, что происходит в нашей стране последние 20 лет, да и "креативные" будут довольны, особенно Людмила Михайловна. Кто же такое мог подсказать Павлу Алексеевичу? Он-то вроде человек и умный и добрый...», - заключил священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области сказал, что комментировать инициативы наших властей вообще сложно. «Такое впечатление, - полагает он, - что это инопланетяне, которые прилетели к нам с другой планеты и совершенно не знают, как живут реальные люди. Вообще отношение власти к прочему люду, населяющему Российскую федерацию, иногда поражает своей отвлеченностью от реальных проблем реальных людей».
«Конечно, - продолжил он, - нужно искать какой-то выход: такое количество брошенных детей - катастрофа для страны. Но искать нужно в совершенно другом поле.«Если бы было реальное желание помочь детям и решить эту проблему, то не надо было бы ничего выдумывать, - уверен отец Алексий. - Достаточно было бы созвать из заинтересованных и готовых к решению проблемы сторон форум и выработать направления в решении этого вопроса. Но поскольку этого не происходит, стало быть, идет какая-то другая работа, цель которой нам неизвестна. А то, что предлагается, заставляет задуматься об истинных целях».
«Безусловно, вопрос должен решаться внутри страны. Потому что это наши дети, наши граждане – ни в чем не виновные, но которые несут наказание за нас. А виноваты мы», - заключил директор православной гимназии.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской сказал, что инициатива Павла Астахова ему непонятна. «Перечисленные угрозы кажутся вполне реальными. Я бы на первое место поставил, что наших детей будут воспитывать мусульмане. Как же можно христианских детей отправлять в мусульманскую страну со своими традициями и обычаями, которые в Центральной России совершенно непривычны, а многие совершенно для нас неприемлемы и недопустимы? Я думаю, что детям, родившимся в европейской культуре, надо в ней же и оставаться», - убежден настоятель.
«Прежде всего нам нужно приложить все усилия, чтобы понять, почему родители отказываются от детей? Никогда на Руси этого не было. Только в советское время появилось, а сейчас достигло уже неслыханных масштабов. Как нам избавиться от этого зла? Это сложная проблема. Но вне решения этой главной проблемы все предлагаемые меры – либо паллиатив, либо абсолютно неудачны», - заключил протоиерей Александр Ильяшенко.