Трагедия в городе Пугачеве и разыгравшиеся вокруг нее события продолжают быть в центре внимания СМИ, которые дают самые разные трактовке случившегося. Публицист Евгений Супер в комментарии на сайте «Однако» попытался разобраться, что же произошло на самом деле и каковы могут быть дальнейшие последствия этого «антикавказского бунта».
Как напоминает публицист, история, «очищенная от медиашума», выглядит следующим образом: В городском кафе «Золотая бочка» недавно демобилизовавшийся 20-летний Руслан Маржанов вступил в конфликт с 16-летним Али Назировым. Между молодыми людьми завязалась драка. Назиров пустил в ход скальпель, которым нанёс смертельные ранения Маржанову. Практически сразу Назиров был задержан и заключён под стражу. Однако известие быстро распространилось по городу, и уже на следующий день на городской площади собрался стихийный митинг. По разным данным, от 200 до 600 человек на нём требовали выселить всех кавказцев из города, а власть обвинили в потворстве этнической преступности. Успокоить собравшихся попытался глава администрации района Станислав Сидоров, но был освистан толпой и облит водой. На все призывы к здравомыслию люди отвечали скандированием «Выселяй!» Далее часть толпы двинулась в район компактного проживания чеченцев с намерением сжечь кафе кавказской кухни, но их действия были пресечены полицией. Другая часть предприняла попытку перекрыть трассу Саратов-Самара, но сотрудникам полиции также удалось уговорить их разойтись.
На собрании инициативной группы граждан и чиновников было сформировано предложение из 5 пунктов:
- через правоохранительные органы совместно с общественниками провести проверку паспортно-визового режима. В особенности у всех приезжих. И подобные проверки сделать постоянными;
- обновить состав районного общественного совета при полиции;
- организовать рейды по проверке исполнения закона Саратовской области по продаже спиртных напитков в вечернее время. Ранее этот закон в районе не соблюдался;
- сформировать добровольные народные дружины и привлечь к патрулированию казачьи формирования;
- активизировать работу правоохранительных органов с общественными объединениями и привлечь диаспоры.
При этом, отмечает Евгений Супер, СМИ почему-то не обращают внимания на то, что приехавший в Саратовскую область в гости к дяде чеченец Назиров не имел отношения к местной диаспоре; сам же Маржанов «с детства дружил с чеченцами, именно эти чеченцы на руках доставили его в больницу, а также задержали, поколотили и выдали полиции убийцу». «Не имеет особого значения и то, что в Пугачёве за последние годы было убито двое чеченцев и эти преступления до сих пор не раскрыты, а убийцы не наказаны, а также то, что на 41 тыс. населения здесь проживает не более 100 чеченцев. Все эти факты имеют место быть, но не играют решающей роли», - говорится в комментарии.
«Изголодавшиеся на фоне довольно скучных летних недель, медийщики накинулись на пугачёвский повод, как собаки на кость. Ещё бы - столько вкусного: тут и горячая тема межнационального конфликта, и звучное название города, отсылающее к русскому бунту, и кровь, толпа и ОМОН. В общем, все слагаемые для яркого материала. Как водится в таких случаях, событие в медиа стало стремительно трансформироваться в нечто, имеющее мало общего с первоначальным поводом. Так телеканал "Дождь" лёгким движением руки довёл число митингующих до 1000 человек, а подсудимый Навальный рассказал о вводе в Пугачёв тяжёлой армейской техники для подавления русского бунта. Правда, вскоре оказалось, что видео с колонной БТР было снято в прошлом месяце и никакого отношения к текущим событиям не имеет. Когда подлог стал очевиден, Навальный скромно и без лишних слов убрал ролик из текста, но по всем законам распространения информации это уже не имело никакого значения - люди уверены, что "армия встала на защиту хачей против русского народа"», - говорится в комментарии.
Естественно, что вслед за этим пошла волна сообщений по форумам и блогам с антикавказскими и антивластными призывами. «В общем, отпиариться на трагическом случае поспешили все кому не лень, начиная от захудалых интернет-площадок до федеральных СМИ (НТВ и Рен-ТВ не постеснялись показать в эфире фейковую колонну БТР) и псевдополитических деятелей», - резюмирует Е.Супер.
По мнению публициста, хотя антикавказскую тему в интернете раскручивают намеренно и методично, но даже «после очистки очередной медиабомбы от провокаций и вранья у неё остаётся ядро, которое нельзя игнорировать». «Ядро это в том, - пишет он, - что многие представители Кавказа, равно как и мигранты из Средней Азии, часто позволяют себе поведение, раздражающее общество в центральных областях России. А учитывая то, что в центральном регионе их становится всё больше, есть риск, что рано или поздно это поведение станет считаться "этнической выездной нормой"».
Признавая то, что «общественная истерия», возникающая после каждой подобной истории, хоть и изрядно подогрета, но рождается обычно не на пустом месте, т.к. «общество интуитивно чувствует, что власть не вполне осознает опасность угрозы, и яростно сигнализирует ей о том, что нужно принимать превентивные меры», публицист отмечает, что на самом деле, «зачастую власть всё и так прекрасно осознаёт, но не имеет нужных механизмов предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов».
«Что, например, могла сделать пугачёвская власть, чтобы предотвратить убийство парня? Закрыть все питейные заведения города? Запретить кавказцам въезд в него? Провести фестиваль дружбы народов? Признаемся себе честно - смогут ли принятые по итогам трагедии решения (проверки паспортов, кафе и т.д.) застраховать от того, что через время не повторится нечто подобное? Весьма сомнительно. К сожалению, пока что рецепта "как сделать всех нерусских законопослушными" не существует. Как не существует такого рецепта и для русских. Что, впрочем, не значит, что его не нужно искать», - говорится в комментарии.
Комплексно рассматривая эпизоды антикавказской тематики, Евгений Супер приходит к выводу, что широкий резонанс «пугачёвского бунта» играет на руку националистам «территориально-уменьшительного толка», которые спешат заявить, что только эта проблематика способна реально поднять народ на протест. Националистические призывы «Выселять и отделять!» подхватываются журналистами, которые банально гонятся за рейтингами. В итоге эти лозунги получают бесплатную информационную поддержку.
При этом националисты, мечтающие о «сугубо русском государстве», блокируются с украинскими националистами, которые готовы научить их «организации акций гражданского сопротивления, противодействию обычным антиконституционным действиям полиции и ФСБ, методике вербовки в группы гражданского сопротивления, методике оперативной работы, методике агитации и пропаганды». Об этом говорится на сайт УНС (украинских националистов), организовавшего летние лагеря для «Патриотов Черноземья» из Воронежа, Липецка, Белгорода, Тамбова, Курска и Орла. «В братской Украине открываются учебные лагеря, в которых примут участие и члены "Патриоты Черноземья". Нас пригласили организаторы и мы рады нашим крепким дружеским отношениям», - отмечают в свою очередь представители «Патриотов».
«Таким образом, мы видим, что провалившийся протест креаклов («креативных классов - ред.) на наших глазах трансформируется в протест, публичной силой которого будут "простые русские парни-патриоты". Стоит признать - хорошее техническое решение. Во-первых, гарантирует куда большую поддержку широких слоев населения, во-вторых, позволяет разжечь регионы (раз Москву не удалось), в-третьих, позволяет постоянно тренировать актив в условиях реальных действий. Добавьте ко всему этому возникшие после провала "болота" всевозможные сибирские, поморские и прочие сепаратистские кампании, активизацию ваххабитов по всей стране, и станет очевидна конечная цель всех этих действий. Заказчику ведь по большому счёту наплевать, каким именно инструментом нас разрушать - не получилось креаклами, значит, ударит с другого фланга», - отмечает Е.Супер.
Таким образом, делает вывод публицист, вопрос этнической преступности и бытового дисциплинирования мигрантов должен рассматриваться «не то что в качестве первоочередного, но в качестве перезревшего, уже горящего и требующего радикальных мер. Не только из-за увеличивающегося количества преступлений, но и из-за того, что он является благодатной почвой для провокаций, призванных подготовить общественное мнение о необходимости территориального раскола страны. А эти провокации уже выглядят не просто отдельными уколами, а разворачиваются широким фронтом и набирают силу. Отсечь одно от другого - критически важная для нас задача».