Катастрофа в Ознобишино

Леонид Болотин о подробностях страшной аварии в Подмосковье, свидетелем которой он стал

Новости Москвы 
0
4783
Время на чтение 5 минут

Постоянный автор «Русской народной линии» историк и журналист Леонид Евгеньевич Болотин стал непосредственным свидетелем страшной аварии в селе Ознобишино (Новая Москва). В Москве и Подмосковье 15 Июля, в канун памяти Святых Царственных Мучеников объявлен траур по поводу той дорожной катастрофы. Редакция РНЛ просит наших читателей молиться об упокоение жертв и о выздоровлении выживших в этой аварии людей.

Оказался очевидцем страшного события в Москве (Новой Москве) в полдень 13 Июля 2013 года. Около 12:40 мы - члены правления дачного кооператива «Журналист-2» около деревни Шаганино выехали в Подольск для решения одного юридического вопроса.

Деревня Шаганино в XVI веке была охотничьим угодьем боярина Ивана Юрьевича Шигоны-Поджогина - любимца и сподвижника Благоверного Великого Князя Василия Иоанновича. Именно в этих местах Великий Князь поранил щепой ногу на охоте и в результате заражения крови принял страдальческую кончину. В честь боярина Ивана Шигоны и была названа наша деревня Шигонино, с веками переиначенная в Шаганино.

Деревня находится на периферийной дороге между Калужским и Варшавским шоссе. Начинается наша дорога в Красной Пахре в 45 километрах от центра Москвы и заканчивается в селе Ознобишино уже на Варшавском шоссе. Дорога старинная, а потому извилистая с пятью или шестью крутыми спусками и подъемами. И завершается дорога около Ознобишино крутым спуском. Легковую машину вел участник правления нашего кооператива Алексей Платонов, рядом с ним сидела его мама Людмила Леонидовна, а сзади - мы с другим членом правления Александром Петровичем. Вскоре мы проехали село Щапово и примерно 12:50 подъехали к селу Ознобишино, к повороту на Подольск. Алексей затормозил машину в ожидании проезда транспорта, идущего по Варшавскому шоссе, чтобы повернуть налево к Подольску.

Мы слева видели, как от остановки в сторону Подольска отъехал большой двухсекционный с «суставом» посередине рейсовый автобус № 1033. Собственно, мы и ждали его проезда, поскольку из Подольска было не очень много других машин. Гораздо больше машин ехало в сторону города. Именно состояние ожидания на повороте обратило наше внимание на тот автобус. Сзади нас послышался шум быстро едущего грузовика, через мгновение он пронесся слева от нас - примерно в метре. Это был КАМАЗ, груженный гравием с горкой, как потом выяснилось - 12 кубометров щебенки. Тяжелая машина резко взяла влево, но для маневра ей не хватило буквально одного-двух метров. У всех у нас вырвался непроизвольный крик ужаса. Судя по механическим звукам, тормоза у машины вообще не действовали: не слышалось характерного пневматического шипения и скрипа тормозных колодок. По касательной линии грузовик врезался в самую середину автобуса, протаранил заднюю его часть и тут же завалился на правый бок, рассыпая тонны гравия в разорванный тараном автобус.

Алексей повернул на шоссе налево и тут же припарковался у правой обочины, там же сразу стали останавливаться с десяток машин. Когда мы проезжали сбоку от автобуса, который ещё качался от удара, меня потряс вид девочки 6-8 лет в середине салона автобуса, как раз там, куда пришелся с другой стороны удар грузовика: огромные глаза и воздетые горе́ руки. Эта страшная картина с детским ужасом до сих пор перед внутренним взором.

Мы сразу стали звонить по «мобильникам» в скорую помощь, пожарным, милицию - 01, 02, 03. Мой телефон сети «Билайн» предлагал какие-то перезвоны, но в состоянии шока и без очков я не смог сразу понять, как же именно надо дозваниваться. Ну что за гадость такая связь в экстренных случаях! Неужели нельзя подобные вызовы сделать доступнее?!

Но у более опытного Алексея Платонова вызов приняли, и он тут же стал объяснять ситуацию с катастрофой. В это время мы вышли из машины в сторону места аварии, где сразу начала скапливаться толпа людей. Общее движение по шоссе остановилось. До сих пор мне не по силам описать картину происшедшего. Мне показалось, что из кабины самосвала выскочил смуглый человек и начал кричать, рвать волосы на голове. Но, возможно, это был кто-то из пассажиров протараненного автобуса. Потом в новостях сообщали, что водитель самосвала то ли погиб на месте, то ли выжил и находится в тяжелом состоянии. Но мне тогда показалось, что с истошными криками бегал именно он. Таково мое видение.

По телефону МЧС «01» Алексею сообщили, что скорые помощи вызываются из Щапова. Он сказал диспетчеру, что нужно много медицинских машин, и, видимо, потом вызовы пошли и в Подольск. Из Щапово машины приехали тут же. Только минут через десять из Подольска помчались машины и с той же стороны в нашу сторону полетел вертолет МЧС.

Опытный на дорогах Алексей, который и раньше бывал участником и свидетелем дорожных аварий, сказал, что надо освободить место для прибывающих машин скорой помощи, что тяжелораненых трогать нельзя, велел нам садиться в машину и отъехал. Он рассказывал, что у некоторых наших самосвалов пневматические тормоза, и они иногда не срабатывают, если воздух стравливается через прорыв в патрубке. Он уже был свидетелем похожей аварии, но не с таким трагическим исходом - грузовик врезался в другой самосвал, остановившийся на светофоре. О нашем же случае он рассудил так:

- По логике, когда КАМАЗ ехал с Ознобишинской горки, а его водитель понял, что у него совсем не работают тормоза, он, спасая именно нас, взял влево. Конечно, он мог не видеть в тот момент автобуса с левой стороны...

В том же состоянии шока я позвонил духовно близким Владыкам Алексию и Вениамину, нескольким Священникам и своим братчикам - в Москве, Владивостоке, Питере, Рязанском крае, Пензе, Почаеве, Благовещенске - с просьбой помянуть убиенных и отслужить благодарственный молебен СПАСИТЕЛЮ.

Из Подольска мы возвращались окольной дорогой через село Дубровицы, поскольку Варшавское шоссе было полностью забито «пробкой» из многих тысяч машин. В Щапово я попросил Алексея Платонова остановиться - высадить меня. Отправился в местный Успенский храм помолиться, поставить свечу на канун и заказать благодарственный молебен СПАСИТЕЛЮ от имени всех нас, ехавших в машине. Именно матушка за свечным ящиком сообщила, что в аварии сразу погибло тринадцать человек. Она мне предложила Святой Воды, чтобы успокоиться. Вероятно, мой вид был ошалевший. В сердцах рассказал ей, как всё было, и заметил:

- Лучше бы он ехал прямо и снёс именно нас. Мы все уже пожили на этом свете, а там были дети... Но о спасении, даже таком нежеланном, БОГА поблагодарить надо...

Попросил передать настоятелю Успенского храма Протоиерею Георгию Еварестову поклон и просьбу о его сердечных молитвах. С тяжелым чувством вины за нечаянное спасение за счет чужих жизней пребываю до сих пор. ГОСПОДИ, помилуй! Вчера уже из новостей узнал, что умерших было восемнадцать человек, в том числе ребёнок... Прошу дорогих о ГОСПОДЕ сотрудников и читателей «Русской Народной Линии» сердечно молиться об этих невинных жертвах. Невыносимо больно в сердце до сих пор.

Вот ссылки на видео сюжеты об этой страшной аварии: 

Кадры страшной аварии под Подольском - погибли 18 человек  

В Подмосковье объявлен траур 

фотография с место происшествия

фотография после аварии

Как сообщил «Интерфакс», в Главном управлении МЧС России по городу Москве открыты телефоны «горячей линии»: 8 (495) 637-22-22 и 8 (800) 775-17-17, проводится работа по оказанию экстренной психологической помощи. Всего для ликвидации последствий ДТП привлечена группировка сил и средств общей численностью свыше 260 человек и свыше 80 единиц техники, в том числе пять воздушных судов. 

Леонид Болотин, историк, журналист, Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ господину Светкину на пост № 11 и дополнение к материалу

Дорогой о ГОСПОДЕ господин Светкин! Вы совершенно правы, когда пишите: «И ехал автобус не в Подольск, а из Подольска» У меня в описании происшествия серьезная ошибка. Вместо фразы: «Мы слева видели, как от остановки в сторону Подольска отъехал большой двухсекционный с «суставом» посередине рейсовый автобус № 1033» — мне надо было написать: «…как от остановки в сторону ОТ Подольска…». Я толком не знаю какие широко известные читателя пункты есть в том направлении, поэтому собирался написать несколько казенно: «в сторону ОТ Подольска», но про предлог забыл. О том, что это «глазная» ошибка, которую не могла заметить моя жена при вычитке материала, так как она не была свидетельницей происшествия,, а не сознательное введение мною читателей «Русской Народной Линии» в заблуждение, указывает весть контекст моего описания, начиная со слов в самом начале материала: «…выехали в Подольск…». И далее: «Собственно, мы и ждали его проезда, поскольку ИЗ Подольска было не очень много ДРУГИХ МАШИН (то есть других — помимо автобуса — Л.Б.). Гораздо больше машин ехало В СТОРОНУ города». Причина моей ошибки — моя невнимательность. Да и не было сил перечитывать материал перед его отправкой в редакцию «РНЛ». Надеюсь, большинство читателей Линии меня простят за этот профессиональный грех и не расценят его, что я намеренно вводил их и Вас лично, господин Светкин, в заблуждение в этом моменте. Вас же благодарю за это важное фактическое уточнение. Что касается моделей городских автобусов фирмы ЛИАЗ, то я в этих вопросах совершенно не разбираюсь. О том, что это именно ЛИАЗ, узнал уже из новостных сообщений. Могу сказать, только, что автобус был длинный. Поскольку мимо нас в Шаганино из Подольска к Троицку и Былова ездят попеременно то длинные, то короткие ЛИАЗы, я совершенно определенно видел, что попавший в аварию автобус был длинный. Таково было мое впечатление. Кстати, я не написал про «гармошку», так как, действительно, перед ударом никакой «гармошки» на боку автобуса я не видел, но из-за самой длины автобуса решил, что там теперь делают «сустав» без «гармошки». И тут, выходит, я ошибся. Это меня никак не оправдывает, но сам вид длинного автобуса, переломленного тараном пополам, на меня произвел впечатление двусоставного, как с «гармошкой». Благодарен Вам, господин Светин, и за это уточнение. Вы, очевидно, знаете больше меня об этих моделях ЛИАЗов. Но опять-таки прошу у читателей Линии и у Вас меня простить за это, тем более что шоковое состояние от происшедшего переживаю до сих пор — 11 дней спустя. Но всё же теперь как-то спокойнее вспоминаю некоторые детали катастрофы и потому хотел прокомментировать места относительно выжившего водителя КАМАЗа и в самом материале, и собственном же пост № 8 на данном форуме от 2013-07-16 в 22:52, в котором я проявил некоторое сочувствие к шоферу. Из новостных сообщений мне теперь ясно, что он скрывает от следствия важную информацию о происхождении самосвала, об организации, с которой он сотрудничал и о руководителе той организации. Теперь считаю его законченным мерзавцем и трусливым убийцей, недостойным никакого сочувствия и снисхождения. Теперь, анализируя ситуацию и просмотрев многократно и покадрово съемку видео-регистратора, я считаю, что в первоначальный момент удара в середину автобуса водитель просто выпрыгнул из своей кабины. Возможно, он открыл дверь своей кабины за мгновение до первого столкновения. Заранее. То есть — бросил руль... Удар в двигавшееся встречное "препятствие" — автобус — уже погасил скорость КАМАЗа, и водитель выпрыгнул без инерционного броска его тела вперед. Вместе со всеми я видел, что от верхней части кабины самосвала осталась "каша" после тарана, само водительское место было сплющено, а распахнутая дверь со стороны водителя была цела. Водитель не выжил бы, по крайней мере, не бегал бы потом вокруг, если бы находился до конца аварии в кабине. Именно из-за вида разбитой кабины все и подумали в начале, что водитель КАМАЗа погиб, таковы были и первые новостные сообщения во второй половине дня 13 Июля. А тот, видимо, уже до столкновения думал о спасении своей шкуры: если бы он продолжал выворачивать баранку до конца, последствия столкновения могли быть бы меньшими, возможно, именно из-за брошенного руля самосвал окончательно завалился на правый борт в сторону автобуса. Заваливаться он начал при приближении к автобусу, но в начале удара стал «выравниваться», если так можно сказать о данной ситуации, … Тут-то водитель и мог совершить прыжок из кабины. По видео-регистратору видно, что водитель в первое же мгновение после столкновения появляется справа от искореженного "хвоста" автобуса, если бы его выбросило ударом, то он бы в это время ещё кубарем летел. А этого не было. Значит, ещё одна моя ошибка с неоправданным сочувствием с моей стороны… Ошибки надо исправлять. Кстати, на самых первых двух кадрах видео-регистратора слева видна и стоящая перед поворотом машина Алексея Платонова, в которой находились мы с Александром Петровичем Младшевым и Людмилой Леонидовной Платоновой. Машина почти белого цвета похожая формой на «джип», но по сути это какая-то недорогая иномарка-легковушка. В моделях и автофирмах я слабовато разбираюсь. Об этом я сообщаю к тому, если многоуважаемый господин Светкин, а вслед за ним кто-то из читателей «Русской Народной Линии» сомневаются, что я был свидетелем этого происшествия. Да и хвастаться такой причастностью к подобному событию было бы нелепо… Упокой, ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, души убиенных людей в этой беде, прости им вся согрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие ТВОЕ Небесное! БОЖЕ, исцели израненных и искалеченных, утеши близких…
Леонид Болотин / 24.07.2013, 05:52

11. В ответ на статью

Уважаемый Леонид Евгеньевич, зачем Вы вводите людей в заблуждение- автобус был без "гармошки" (как Вы написали дополнительной секции). Это прекрасно видно на кадрах видеорегистратора и на фотографиях с места аварии. И ехал автобус не в Подольск, а из Подольска?
Светкин / 17.07.2013, 03:33

10. в продолжение темы

Кто хозяин рабочего места в России? Ежели мы допускаем предпринимательство сторонних, то это вовсе не означает, что перестают действовать законы трудового кодекса. Мы можем допускать предпринимательство, но хозяином всякого рабочего места в России должен быть только народ России и никто ни трудового кодекса, ни иных кодексов не вправе нарушать. Нарушает - немедленно выдворять. Но это никому не нужно. Народ России уже и не хозяин у себя дома. Дальше-то куда? И как лицемерны при этом слова, что Россия поднимается с колен. Повторяюсь: доколе?
Hyuga / 16.07.2013, 19:50

9. Ответ на 7., электрик:

Это всё понятно, что земляк взял его на работу. Но вопрос весь в том, а кто хозяин рабочего места в России? А где трудовой кодекс, а где бдительное око власти. Но у нас власть используется для личного обогащения, а на словах вроде бы служит народу. Лицемерие. Нужно коренное переустройство системы власти. По какому праву депутаты получают оклад министра? Ужели не найдутся в стране умные люди, согласные быть депутатом за довольно скромное жалование и при этом не воровать? Найдутся, но их во власть не пустят. И это главная опасность для России, а вовсе не либералы. А возможность кровавых трагедий у нас на каждом шагу. Кто знает, сколько простоят современные многоэтажки, построенные при тотальном воровстве. Человек у нас ничто - вагоны пригородных электричек при ударе сминаются как бумажные, зато вот у грузовых вагонов довольно прочная несущая рама. Груз вагона дороже жизни человека? Иного ответа найти трудно.
Hyuga / 16.07.2013, 19:36

8. Дорогие, больно!!!

Ну, не ищите сейчас виноватых. Пусть органы этим занимаются. Конечно, этот армянин, который всё что возможно нарушал и его хозяева достойны расстрела. Но я видел ужас в глазах этого армянина, слышал его вопль... Думаю, сейчас этот человек сейчас себя больше казнит, чем мы бы все вместе с Вами могли придумать ему наказание... Сердечно благодарю Вас за молитвы, сочувствие к жертвам. Это сейчас самое главное. Всех с Русской Пасхой!
Леонид Болотин / 16.07.2013, 18:52

7. 6. Hyuga :

" Почему за рулём грузовика сбыл армянин, а не русский. Нам отвечают, что русский за такие копейки работать не будет." Скорее всего, земляк взял его на работу, как водится.
электрик / 16.07.2013, 17:17

6. Кто виноват?

Когда случается подобная беда, когда гибнут несчастные люди, невольно с чувству скорби присоединяется ощущение растерянности. Как же так, почему такое возможно, кто ответит. А некому ответить. И никто не ответит. Власть виновата? - Виновата. Мы сами виноваты? - Виноваты! Потому что терпим такое положение вещей. Потому что безразличны ко всему. Воруют, ну и пусть воруют. А нет же, вот воровство и снимает свою кровавую жатву. Почему за рулём грузовика сбыл армянин, а не русский. Нам отвечают, что русский за такие копейки работать не будет. Да, не будет, но почему тот же армянин работает за копейки - потому что так надо для сверхприбылей. Мы смирились, что водительские права у нас покупаются, что у нас вообще всё покупается - но в жизни так не бывает и за всё надо платить, за проданные водительские права надо платить чужими жизнями. Беда произошла в пределах Большой Москвы. О, я хорошо знаю это место Ознобишино на Варшавском шоссе и с той злополучной горы открывается отменный вид на сельский храм. Почти идиллия, но зачем в эту идиллию втискивать многоэтажки. Москва растёт? Да не растёт Москва и не может расти населением Москва, если население страны сокращается. Если у больного организма начинается вдруг увеличиваться размерами какой-то орган, то это скорее раковая опухоль. Из Третьего Рима делают хапай-град. Километрах в 15 к югу от Ознобишино есть село Молоди, памятное не только красивым храмом, но и битвой с крымцами. Русские люди тогда сражались за свою землю, чтобы чужих на этой земле не было. А ныне чужим всё и отдали. Компенсацию в миллион дадут, дабы откупиться. Откупиться проще, нежели обеспечить право граждан на жизнь. Увы, такие невесёлые мысли рождает очередная трагедия. Вернуть жизни погибшим мы не в силах, но вот проснуться от спячки и проникнуться ответственностью за страну и народ не просто можем, но обязаны. Доколе?
Hyuga / 16.07.2013, 12:59

5. Ответ на 3., КозловскийВ.:

Сколько таких трагедий испытал народ за последние годы. И всему виной является отстраненность властей от исполнения свои прямых обязанностей! Непрфессионализм буквально во всем. По России разъезжают мигранты на авто с пресловутыми номерами из литвы LT, а власти не обращают на это внимание! Некоторые киргизы меняют на своих авто литовские номера чуть ли не каждый месяц. Это же преступление, а ГИБДД бессильно. Так, как разъезжают мигранты - шок, а никого это не интересует. Какое- то очередное затирание проблемы, значит жди трагедии... Некоторые пешеходные переходы не оборудованы светофорами, хотя по интенсивности движения транспорта им там как раз место. Но, чтобы установить светофор нужна....трагедия? В Москве вопрос со светофорами на уровне коллапса! Время диктует свои правила и, если власти не возьмутся за дело, то их время - время ожидания суда.

Хорошо,что не обвинили в этом лично Путина.Что Вы хотите ещё все советское построение,которое было приспосорблено только для партийных автомобилей, а сейчас их миллионы.Слава Богу,что сибиряк Собянин начал все приводит в порядок,но возьмет долгое время,чтобы очиститься от коммуно-советской Шуры.
/ 16.07.2013, 05:24

4. Re: Катастрофа в Ознобишино

Упокой, Господи, души невинно убиенных раб Твоих, имена коих Ты ведаешь, во Царствии Твоем и сотвори им вечную память. Спаси, Господи, Вас Леонид.
Александр Бутов / 15.07.2013, 22:37

3. Катастрофа в Ознобишино

Сколько таких трагедий испытал народ за последние годы. И всему виной является отстраненность властей от исполнения свои прямых обязанностей! Непрфессионализм буквально во всем. По России разъезжают мигранты на авто с пресловутыми номерами из литвы LT, а власти не обращают на это внимание! Некоторые киргизы меняют на своих авто литовские номера чуть ли не каждый месяц. Это же преступление, а ГИБДД бессильно. Так, как разъезжают мигранты - шок, а никого это не интересует. Какое- то очередное затирание проблемы, значит жди трагедии... Некоторые пешеходные переходы не оборудованы светофорами, хотя по интенсивности движения транспорта им там как раз место. Но, чтобы установить светофор нужна....трагедия? В Москве вопрос со светофорами на уровне коллапса! Время диктует свои правила и, если власти не возьмутся за дело, то их время - время ожидания суда.
Козловский В. / 15.07.2013, 18:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06