Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Они были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае.
Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163 г.
Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе "Всем русским святым", составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня/11июля и 11 сентября /24 сентября. Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. Святые Сергий и Герман продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.
11 июля мы вспоминаем видного русского военно-морского деятеля, командующего Черноморским флотом вице-адмирала Григория Павловича Чухнина, смертельно раненного революционным террористом в 1906 году.
Он родился в 1848 году, с 1902 по 1904 годы был начальником Николаевской морской академии. В апреле 1904 года Чухнин был назначен главнокомандующим Черноморского флота и портов Черного моря. В дни революционной смуты 1905 – 1907 годов, адмирал приложил немало усилий для водворения порядка в Севастополе и подавления мятежей, устроенных моряками Черноморского флота. За это 27 января 1906 года, по приговору боевой организации партии эсеров, Е.А.Измайлович стреляла в командующего Черноморским флотом, но, к счастью, покушение было безуспешным, и адмирал остался жив. Однако революционные террористы не могли простить адмиралу того, что он приказал повесить "легендарного" лейтенанта Шмидта, поднявшего мятеж на крейсере "Очаков", и 28 июня 1906 года адмирал Чухнин был убит на собственной даче "Голландия" эсером-матросом Я.С.Акимовым. В ночь с 28 на 29 июня вице-адмирал скончался. Похоронен Чухнин в соборе Св. Владимира в Севастополе.
Сегодня мы также вспоминаем Алексея Павловича Епанчина (1823-1913), начальника Морского училища и Николаевской морской академии.
Родился в семье коллежского регистратора Павла Петровича Епанчина (1789 - 1858) и его законной супруги Елены Петровны, урожденной Мусиной-Пушкиной. По окончании Морского кадетского корпуса в 1841 г. был произведён в мичманы с оставлением в офицерском классе. В 1845 г. прикомандирован к Морскому корпусу преподавателем навигации и астрономии. Затем последовательно исполнял должности помощника инспектора классов и командира гардемаринской роты, в 1858 г. был награждён орденом св. Станислава 2-й степени; в 1860 г. назначен инспектором классов. Состоял членом учебного совета академического курса морских наук и членом комитета по преобразованию морских учебных заведений (с 1862 г.) под председательством генерал-адъютанта Н. К. Краббе, в 1864 г. получил орден св. Анны 2-й степени, в 1866 г. произведён в капитаны 1-го ранга и в следующем году был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. Считая необходимым условием для морских офицеров основательное общее образование, Епанчин в записке, поданной генерал-адъютантом Краббе, провел мысль об учреждении 7-й Петербургской и 1-й Кронштадтской гимназий. В Кронштадтской гимназии могли получить солидное образование дети морских офицеров, а 7-я Петербургская гимназия (впоследствии 1-е реальное училище) помещалась рядом с Морским корпусом, на его земле.
В 1871 г. Епанчин был назначен начальником Морского училища и председателем совета академического курса (так тогда называлась Морская академия). В 1876 году награжден орденом Святого Станислава 1 степени. В год празднования 50-летия офицерских классов, когда состоялось переименование их в Николаевскую морскую академию 28 января 1877 г. контр-адмирал Епанчин был лично поздравлен императором Александром II с назначением в свиту Его Величества. В 1880 году награжден орденом Святой Анны 1 степени.
В 1882 году по расстроенному здоровью был уволен от должности. 26 февраля 1887 года произведён в чин вице-адмирала. В 1891 году награжден орденом Святого Владимира 2 степени. В 1896 году награжден орденом Белого Орла. 14 января 1901 года, когда праздновался 200-летний юбилей Морского корпуса, удостоился получить знаки ордена св. Александра Невского, в 1906 году награжден к нему алмазными знаками. Во внимание к продолжительной службе Епанчина в Морском корпусе ему пожаловано право носить мундир корпуса. 1 января 1904 года присвоен чин генерала по адмиралтейству и назначен состоять при генерал-адмирале великом князе Алексее Александровиче.
18 декабря 1909 года Епанчин вышел в отставку в звании адмирала и с оставлением его почётным членом Николаевской морской академии. Более двух тысяч офицеров русского флота получили воспитание и специальное образование под руководством Епанчина.
Умер 28 июня 1913 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Также сегодня день памяти Николая Александровича Александрова (1884-1915), политического деятеля, одного из руководителей молодёжного крыла казанского правомонархического движения, редактора газеты «Казанский Телеграф», публициста, педагога.
Н.А.Александров родился в семье учителя (впоследствии − директора Сердобского реального училища, статского советника) Александра Ивановича и Ольги Николаевны Александровых. Русский, православного вероисповедания.
С августа 1894 г. Н.А.Александров учился в гимназии в Саратове, с августа 1897 г. − в Сызранском реальном училище. При этом он «с большим интересом занимался опытною физикой и естественной историей».
После окончания Сызранского реального училища и досдачи в Саратовской 2-й гимназии экзамена «по древним языкам», в 1903 г., согласно прошению, он был зачислен студентом на отделение естественных наук физико-математического факультета Императорского Казанского Университета (ИКУ). Однако университетское обучение Н.А.Александрова затянулось до 1911 г., что было связано с «затруднительным денежным положением», тяжёлой болезнью проживавшей в Сызрани матери, требовавшей постоянного ухода, и последовавшей затем смертью отца.
ИКУ он окончил в 1911 г. с дипломом второй степени, прослушав, при отличном поведении, полный курс наук на означенном отделении. После этого Н.А.Александров был определён на должность сверхштатного ассистента при кабинете гистологии и эмбриологии того же факультета.
16 (29) октября 1912 г. Н.А.Александров оставил ИКУ, перейдя на должность преподавателя природоведения и географии в Казанскую 3-ю женскую («Котовскую») гимназию.
Вместе с этим, он преподавал географию в средних классах Казанского 1-го реального училища, законоучителем которой одно время был известный деятель местного правомонархического (черносотенного) и трезвеннического движения священник Н.М.Троицкий.
Н.А.Александров являлся активным членом и руководителем целого ряда казанских правомонархических (черносотенных) организаций: входил в Совет «Казанского Царско-Народного Русского Общества» (КЦНРО), затем получил известность в качестве одного из организаторов и лидеров «Казанского Общества Русской Монархической Молодёжи» (КОРММ) и действовавшего при нём «Казанского Гимнастического Кружка «Беркут» (впоследствии − «Гимнастического Общества «Сокол» в Казани»), в котором состоял членом, а затем − с 1911 по 1913 гг. − председателем Правления.
10 (23) сентября 1910 г. − в составе депутации КЦНРО − он присутствовал на приёме у находившегося в Казани председателя Совета министров Российской Империи П.А.Столыпина, на котором вручил ему отчёт о деятельности «Казанского Гимнастического Кружка «Беркут».
В период избирательной кампании в Государственную Думу четвёртого созыва Н.А.Александров, примкнув к «националистам», принимал живое участие в организации «Казанского Русского Национального Клуба» и предвыборного блока правых монархистов (черносотенцев) и октябристов. Он состоял членом редакционной комиссии по изданию патриотического сборника «За Родину», а также являлся учредителем и участником различных обществ и «комитетов».
12 (25) января 1913 г. «Казанский Телеграф» сообщил, что «на бывшем недавно годичном собрании кружка» его председатель Н.А.Александров «за полным недостатком времени» сложил свои полномочия.
Он не скрывал своих правых убеждений, состоял членом царско-народного русского общества − до выборов в Государственную Думу четвёртого созыва, когда он примкнул к националистам и был одним из учредителей национального клуба и видным работником по созданию избирательного блока октябристов и монархистов.
Одновременно Н.А.Александров был хорошо известен как журналист с ярко выраженной правой позицией. Со студенческой скамьи, вместе с членами «академического кружка», он принимал участие в редакционной работе газеты «Казанский Телеграф», с 12 (25) октября 1911 г. являлся её «временным редактором», с конца 1912 г. − начала 1913 г. − «правой рукой» редактора Н.А.Ильяшенко.
Н.А.Александрову, часто выступавшему под псевдонимом «Волжин» и считавшемуся «независимым журналистом», принадлежало авторство целого ряда актуальных статей на местные и военные темы. Известно также, что он являлся постоянным участником своего рода монархического «дискуссионного клуба», сложившегося в казанской гостинице («номерах») «Франция».
Также сегодня мы вспоминаем Ивана Егоровича Сонина (1914-1943), лейтенанта артиллерии, Героя Советского Союза.
Родился 3 февраля 1914 в селе Докторовка-Кузнецовка ныне Дмитриевского района Курской области в семье крестьянина. По национальности русский. Получил неполное среднее образование. В 1930-х гг. работал в Крупецком сельсовете, в Дмитриевской и Льговской конторах «Заготскот». Член ВКП(б).
В Красной Армии с 1936 г. В 1942 г. получил офицерское звание, окончив курсы младших лейтенантов. В действующей армии с октября 1942 г.
В феврале 1943 г. командир 4-й батареи 6-го артполка (74-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт) младший лейтенант Сонин под сильным пулемётным огнём противника, не позволявшим продвигаться советской пехоте, выдвинулся за боевые порядки пехоты и меткими выстрелами уничтожил огневые точки противника. В бою за деревню Костюрино 23 февраля 1943 г. постоянно находился в боевых порядках пехоты и вёл прицельный огонь по засевшим в домах гитлеровцам, в результате чего подчинённая ему батарея уничтожила до 200 солдат и офицеров противника, 4 станковых пулемёта, одну миномётную батарею, один автомобиль, наблюдательный пункт и 4 повозки. За вышеописанные боевые заслуги 8 марта 1943 г. награждён Орденом Красной Звезды.
В период сражения на Курской дуге командир 4-й батареи 6-го артполка (74-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт), лейтенант. Получив 11 июля 1943 г. задачу отразить атаку противника, прорвавшего боевые порядки стрелковых подразделений у деревни Протасово (Покровский район Орловской области), несмотря на осколочное ранение, умело руководил огнем орудий, отсек вражеских автоматчиков от танков, уничтожил 6 танков (в том числе 2 «Тигра») и большое количество пехоты, благодаря чему батарея удержала занимаемые позиции. В этом бою погиб в результате прямого попадания снаряда в станину орудия.
Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 г. посмертно. Похоронен в городе Малоархангельск Орловской области.
Также сегодня день памяти Александра Яковлевича Яшина (настоящая фамилия — Попов) (1913-1968), прозаика и поэта.
Александр Попов родился 14 (27) марта 1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области) в крестьянской семье. Первая публикация в 1928 году. В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске, учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в вологодских и архангельских газетах, начал печататься в 1928 году. Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в 1934 году в Архангельске. Незадолго до Первого съезда советских писателей стал председателем оргкомитета его вологодского отделения. В 1935 году переехал в Москву. Учился в Литературном институте им. А.М.Горького, который окончил в 1941 году. Одновременно работал заместителем редактора многотиражной газеты.
В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвует в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. В 1942—1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».
В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алена Фомина» (1949).
В выступлении на Втором съезде СП СССР признал свою долю вины за то, что литература сталинского времени была неискренней, объяснив это недостатком гражданского мужества, призвал к возвращению Есенина советской литературе. С этого времени творчество Яшина коренным образом изменилось, в каждом произведении он стремился к максимальной честности.
Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки. Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958, была напечатана лишь в 1987, как и ещё несколько рассказов. Неприкрашенная картина колхозной жизни в рассказе «Вологодская свадьба» (1962) подвергалась нападкам догматических критиков.
А.Я.Яшин умер 11 июля 1968 года в Москве. Похоронен в родном селе.
Также сегодня мы вспоминаем Николая Владимировича Струтинского (1920-2003), партизана и разведчика, полковника КГБ СССР, лауреата литературной премии им. Н.Кузнецова.
Родился 1 апреля 1920 года в полесском селе Тучин (Польша, ныне Ровенская область, Украина) в крестьянской семье, где, кроме него было ещё восемь детей.
До войны Николай Струтинский был батраком. Мать Николая Струтинского, Марфа Ильинична благословила в партизаны шестерых сыновей, сама сражалась с фашистами и погибла 6 марта 1943 года во время исполнения задания партизанского командования по обнаружению точного местонахождения рейхскомиссара Украины Эриха Коха.
Её муж и сыновья к тому времени уже создали партизанскую группу, которая изучила Невырковский и Липенский леса, собрала оружие и боеприпасы, а затем пополнилась семьёй Янчуков и другими земляками. Группа преререзала телефонную связь, уничтожала немецких солдат и украинских полицаев. 17 сентября 1942 года партизаны Струтинского случайно встретились в лесу с отрядом специального назначения «Победители», во главе с Дмитрием Николаевичем Медведевым, который позже описал эту встречу в своей книге «Дело было под Ровно». Отряд Струтинского к тому времени насчитывал 51 бойца и присоединился к отряду Медведева. Здесь Николай Струтинский познакомился с советским разведчиком Николаем Кузнецовым
Николай Струтинский осуществлял связь между партизанским отрядом Дмитрия Медведева и подпольем Николая Остафова, его брат Георгий Струтинский был личным телохранителем Николая Кузнецова.
В октябре 1944 года в Кремле Калинин вручил Николаю Струтинскому орден Ленина, а брату Георгию — орден Красного Знамени.
После войны Струтинский проходил службу в органах государственной безопасности Львовской области. Написал повести «Дорогой бессмертия», «Подвиг», «На берегах Горыни и Случи», «На грани бессмертия». Много времени полковник посвятил поиску места захоронения Кузнецова и восстановлению исторической справедливости в отношении его имени, наталкиваясь на противодействие КГБ и партийного руководства. При этом Николай Струтинский рисковал жизнью, а один из его помощников был убит и это преступление не было раскрыто. Полковника Струтинского трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но соответсвующий указ так и не был подписан.
Последние годы своей жизни Николай Струтинский прожил в Черкассах, где он продолжал писать книги, вёл просветительскую, военно-патриотическую работу, участвовал в политической жизни, будучи членом Социалистической партии Украины. В это время на Николая Струтинского было совершено покушение, однако разведчика спасла лишь счастливая случайность. В мае 2003 года Приднепровский райсовет Черкасс рекомендовал кандидатуру Н.Струтинского на присвоение звания «Герой Украины».
Николай Струтинский выступал против демонтажа памятника Кузнецову во Львове, против украинского национализма и героизации УПА.
Похоронили Николая Струтинского на Яновском кладбище во Львове.
Завтра, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы вспоминаем князя Семена Романовича Пожарского (ок. 1618-1659), князя из рода Рюриковичей, государственного и военного деятеля, окольничего и воеводу.
Сын вяземского воеводы Романа Петровича Лопаты-Пожарского. В 1637–1641 гг. несколько раз сопровождал Царя Михаила Федоровича в его поездках на богомолье. В 1644–1645 гг. стоял в рындах при приеме иностранных послов. В 1644 г. — воевода в Переяславле-Рязанском. Курский воевода (совместно с А.Т.Лазаревым, с октября 1645 по 1647 г.). Во время свадьбы Царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской в 1648 г. отвечал за охрану ворот Кремля. В 1649 г. вместе с И.А.Голицыным направлен на воеводство в Астрахань. В 1654 г. собирал в Брянске ратных людей для похода против Речи Посполитой. Во время русско-польской войны 1654–1667 гг. участвовал в сражениях под Мстиславлем, Шкловом и Дубровной. В 1655 г. вел переговоры с посланником литовского гетмана П.Сапеги Глядовицким. В 1656 г. принимал участие в сражении со шведами под Юрьевым. В 1659 г. в битве под Конотопом с войсками крымского хана преследовал начавшего отход черкасского (украинского) гетмана-изменника И.Выговского, но попал в засаду, оказался в плену и по приказу крымского хана был убит.
Также завтра день памяти Василия Михайловича Головнина (1776-1831), мореплавателя, вице-адмирала.
Отец и дед В.М.Головнина служили в Преображенском полку, куда, согласно существовавшему тогда обычаю, на 6-м году от рождения был записан сержантом и он. Потеряв родителей, Головнин был определен в Морской кадетский корпус. Произведенный в гардемарины, он участвовал на корабле «Не тронь меня» 23 и 24 мая и 22 июня 1790 года в сражениях против шведов и был награжден медалью.
Окончив курс в корпусе в 1792 году, Головнин был по малолетству оставлен еще на один год и воспользовался этим для изучения словесности, истории и физики. В январе 1793 года Головнин был произведен в мичманы и с тех пор беспрерывно находился в походах и за границей. В 1799 году участвовал в высадке десанта и бывших при том сражениях на берегах Голландии.
Время с 1801 года по 1805 год провел в Англии, куда был послан для службы на судах английского флота и где находился под начальством адмиралов Корнвалиса, Нельсона и Колингвуда. По возвращении, Головнин составил книгу «Военные морские сигналы для дневного и ночного времени», которой русский флот пользовался в течение 24 лет.
В 1806 году Головнин был назначен командиром шлюпа «Диана» («Диана» была обычным транспортом-лесовозом, который под руководством В.М.Головнина перестроили в шлюп - небольшой трехмачтовый парусный корабль).
25 июня 1807 года «Диана» отправилась в плавание. 27 февраля 1808 года «Диана» прошла мимо островов Тристан-да-Акунья, а на рассвете 18 апреля 1808 года русские моряки увидели берега мыса Доброй Надежды. Через два дня шлюп вошел в Сай-монстаун, принадлежавший англичанам. Несмотря на то что “Диана” имела специальное разрешение английского правительства, командующий английской эскадрой вице-адмирал Барти, объявив В.М.Головнину о войне, начавшейся между Россией и Англией, задержал русский корабль до получения соответствующего распоряжения из Англии.
16 мая 1809 года, более года проведя в плену, Головнин на «Диане» предприняла побег. Корабль успешно вышел из бухты на глазах нескольких английских кораблей и благополучно прибыл на Камчатку. Описание этого путешествия напечатано Головниным в 1819 году.
В 1811 году на В.М.Головнина было возложено описать Курильские и Шантарские острова и берег Татарского пролива; результаты этих трудов он также напечатал в 1819 году. Здесь, во время работ у острова Кунашира, Головнин был обвинен в преступлении принципов сакоку и захвачен японцами в плен вместе с мичманом Муром, штурманским помощником Хлебниковым и 4-мя матросами; плен продолжался более двух лет; описание его, изданное в 1816 году, переведено на многие европейские языки (См: Инцидент Головнина).
В 1817—1819 годах В.М.Головнин совершил новое кругосветное путешествие, описанное им в 1822 году. На этот раз, для путешествия был специально построен военный шлюп «Камчатка». В этом плавании первую серьезную практику получили будущие выдающиеся русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Литке.
В 1821 году в чине капитан-командора был назначен помощником директора Морского корпуса; в 1823 году назначен генерал-интендантом флота, а в 1827 году получил в свое ведение департаменты: кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский. За время 8-летнего управления Головниным интендантской частью на флоте (1823—1831) было построено 26 линейных кораблей, 21 фрегат, 2 шлюпа, 10 пароходов (первых в России) и многих других мелких судов общим количеством свыше 200.
Умер в 1831 году от холеры, похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.
Также завтра мы вспоминаем поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844).
Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской.
В 1819 г. он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он знакомится с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязываются приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.
В печати появляются первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 г. появляется поэма «Пиры», принесшая автору большой успех.
В 1820-1926 гг. Баратынский служит в Финляндии, много пишет. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: «Финляндия», «Разуверение» («Не искушай меня без нужды...), положенное на музыку М. Глинкой, «Водопад», «Две доли», «Истина», «Признание» и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ Императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.
В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 г. вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества.
После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь выходит философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть», «Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»).
В 1832 г. начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впадает в безысходную тоску.
В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х.
В 1843 г. поэт едет за границу, полгода проводит в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. Бодрость и вера в будущее появляются в стихотворениях Баратынского той поры («Пироскаф», 1844). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844 г. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.
Также завтра день памяти князя Павла Петровича Вяземского (1820-1888), дипломата, литератора и историка русской литературы, сенатора.
Родился в семье князя П.А.Вяземского — близкого друга А.С.Пушкина. В детстве и юношестве П.Вяземский неоднократно встречался с А.С.Пушкиным в своем доме.
Эта дружба, вероятно, и заложила начало всей его будущей литературной и научной деятельности. П.П.Вяземский получил блестящее образование в Петришуле, а затем в С.-Петербургском университете. После окончания университета поступил на службу в Министерство иностранных дел, где работал а составе русских дипломатических миссий в Константинополе, Гааге, Карлсруэ и Вене. В 1845 г. опубликовал наделавшую много шума литературную мистификацию «Письма и записки Оммер де Гелль».
После возврашения в Россию в 1848 году В. работал в Министерстве народного просвещения. В 1856 году был назначен помощником попечителя С.-Петербургского учебного округа, а в 1859 г. попечителем Казанского учебного округа. В 1862 г. он перешел на работу в Министерство внутренних дел, где был назначен председателем С.-Петербургского комитета иностранной цензуры, а 5 апреля 1881 г. по 1 янв. 1883 г. работал Начальником Главного управления по делам печати.
В это время при его участии была разработана программа первой официальной народной газеты «Сельский вестник». Последние годы жизни князь П.П.Вяземский состоял сенатором по департаменту герольдии, где продолжал заниматься историей русских дворянских родов. Он скончался 29 июня 1888 г. в С.-Петербурге и похоронен рядом со своим отцом, Петром Андреевичем Вяземским, в Александро-Невской лавре.
На протяжении всей своей жизни кн. П.П.Вяземский много занимался историей русской литературы и палеографией. В 1877 г. по его почину было основано Общество любителей древней письменности (ОЛДП), в котором он был выбран почетным председателем. Среди его самых известных трудов: «Замечания на Слово о Полку Игореве» (СПб., 1875.), где он анализирует этот один из самых древних памятников русской словесности.
Во время службы в зарубежных дипломатических миссиях, особенно в Карлсруэ, Вяземский проникся модным поветрием на собирание искусства Германии и сопредельных стран XV—XVI веков. С целью воскресить аромат средневековья он оборудовал в Остафьево т. н. Готический зал, по стенам которого были развешаны привезенные из Европы картины. После революции большая часть его художественного собрания была национализирована и поступила в Пушкинский музей.
Женой князя П.П.Вяземского была Мария Аркадьевна Столыпина (1-м браком за поэтом Иваном Александровичем Беком), двоюродная тетка М.Ю.Лермонтова, сестра его друга «Монго», дочь А.А.Столыпина, внучка адмирала Мордвинова. У них были две дочери — Екатерина и Александра. Старшая, унаследовавшая родовое гнездо Остафьево, вышла замуж за графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Младшая была за министром внутренних дел Сипягиным.
Также завтра мы вспоминаем Екатерину Ивановну Максимову (1857-1905), первую женщину в России, получившую право вести занятия по философии в высшем (женском) учебном заведении.
Воспитывалась в Александровской женской гимназии Императрицы Марии, где получила диплом домашней учительницы. Много лет (1876—1889) проработала учительницей в Нарвской школе для рабочих и их детей, в Нарвской детской общеобразовательной школе. После восстановления в 1889 г. историко-филологического отделения Высших женских курсов Максимова становится вольнослушательницей историко-филологического отделения, а год спустя по ходатайству Совета профессорских курсов в виде исключения переводится министром народного просвещения в слушательницы. По окончании курсов Максимову оставляют на 2 года при кафедре философии для дальнейшего совершенствования и предоставляют ей должность помощницы библиотекаря. С 1897 г. и до самой смерти она работала в качестве руководителя практическими занятиями по логике и психологии, пользовалась правом самостоятельно принимать экзамены. По инициативе и под руководством Максимовой было осуществлено издание «Истории древней философии» и «Истории новой философии» В.Виндельбанда. Она же была основным переводчиком и одним из редакторов этого издания.
Завтра мы также вспоминаем Ивана Ивановича Савина (Саволайнена) (1899-1927), поэта, писателя, журналиста.
Дед Ивана Савина по отцу, Йохан Саволайнен, был финским моряком, осевшим в России и женившимся на гречанке, которую встретил в Елисаветграде. Их сын Иван Саволайнен (старший) женился на Анне Михайловне Волик, вдове. Этот брак заключен по страстной любви. В ее жилах текла молдавская и русская кровь. Анна Волик была старше Саволайнена на 10 лет, и у нее к тому моменту было пятеро детей. У них родилось трое детей: Иван Савин, его брат Николай и сестра Надежда (Диля). Супруги через несколько лет разошлись и в продолжении шести лет не встречались, но у всех восьмерых детей была настоящая родственная связь и любовь.
Детство и юность Ивана Савина прошли в городке Зеньков Полтавской губернии. Окончив гимназию, он пошел добровольцем в кавалерию армии генерала Деникина. Служил в уланском эскадроне 3-го сводного кавалерийского полка Добровольческой армии. В 1921 году Савин попал в Петроград и уже оттуда вместе с отцом уехал в Финляндию.
Попав в Финляндию, Иван Савин первые месяцы провел в санатории, подрабатывая одновременно грузчиком. Именно в это время начинается наиболее активный период его журналистской и писательской деятельности. В 1924 году он становится собственным корреспондентом в Финляндии целого ряда изданий российского зарубежья: берлинской газеты «Руль», рижской «Сегодня», белградской «Новое время». В хельсинкском ежедневнике «Русские вести» с 1922 по 1926 год Савиным было опубликовано более 100 рассказов, стихов и очерков. В 1926 году в Белграде вышел его единственный прижизненный сборник стихов «Ладонка», изданный Главным правлением Галлиполийского общества.
Иван Савин, кроме занятий литературой, хорошо играл на рояле, рисовал, был театралом. При Кружке русской молодежи работала Студия любителей драматического искусства, в постановке которой шли и пьесы поэта. Иногда на сцену выходил и сам автор. В газетной рецензии тех лет отмечается: «Наибольший успех имел шарж И.Савина „Служитель муз“. Сама пьеса произвела очень хорошее впечатление оригинальностью сюжета. Разыграна она была живо и интересно. Особенно следует отметить искренность и правдивость тона г-на Савина (Служитель муз)». О другом спектакле, по пьесе «Молодость», театральный критик пишет: «Прекрасно провел роль Лесницкого И.И.Савин, которому удались искренний, теплый тон, проникновенность обреченности и глубокий драматизм переживания».
Скончался 12 июля 1927 года от заражения крови после неудачной операции.
Талант Ивана Савина высоко ценили Бунин и Куприн. Илья Репин жалел, что не успел написать портрет Савина. Бунин уже после смерти Савина так оценил его поэтический дар: «То, что он оставил после себя, навсегда обеспечило ему незабвенную страницу в русской литературе. Во-первых, по причине полной своеобразностью стихов и их пафоса. Во-вторых, по той красоте и силе, которыми звучит их общий тон. Некоторые же строфы — особенно».
В 1956 году в США вышло 2-е, дополненное издание «Ладанки», а к 60-летию со дня смерти вдова поэта Людмила Сулимовская-Савина издала книгу «Только одна жизнь. 1922—1927» (1988), включившую стихи и прозу, перепечатанную из эмигрантской периодики 1920-х. Имя и творчество Ивана Савина стали известны в России лишь в начале 1990-х годов.
Также завтра день памяти Михаила Павловича Яковлева (1903-1939), участника боев на Халхин-Голе, командира танковой бригады, Героя Советского Союза.
С 13 лет, закончив 4 класса школы, Михаил пошел работать подручным литейщика на завод в Ленинграде. С марта 1921 года в Красной Армии, в хозвзводе пулеметных курсов. Участвовал вместе с курсантами в ликвидации антоновских банд. Через два месяца Яковлев был направлен в пехотную школу. По окончании ее с отличием, началось быстрое продвижение по службе: командир взвода, командир роты, командир батальона в 32-м полку 11-й Ленинградской стрелковой дивизии. С апреля 1931 года — командир учебного батальона 11-го Алма-Атинского стрелкового полка. В 1935—1936 годах командир стрелково-пулеметного батальона 9-й отдельной мотомехбригады. После окончания в 1937 году Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования комсостава имени А.С.Бубнова, в сентябре 1938 года был назначен командиром 11-й танковой бригады.
Участник боев с японскими войсками в Монголии на реке Халхин-Гол с 11 мая 1939 года. Отличился в бою 3-5 июля 1939 года с превосходящими силами японских войск, захватившими господствующую высоту — гору Баин-Цаган и прилегающие к ней участки местности, что создавало угрозу для основной группировке советско-монгольских войск. Погиб в бою 12 июля 1939 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года «за умелое и мужественное командование танковой бригадой и личный героизм, проявленный в Баинцаганском сражении с японскими милитаристами», комбригу Яковлеву Михаилу Павловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Завтра также день памяти Владимира Александровича Молодцова (1911-1942), разведчика, капитана госбезопасности, партизана, Героя Советского Союза.
Родился 5 июня 1911 года в городе Сасово, ныне Рязанской области в семье железнодорожника. Русский. Член ВКП(б) с 1931 года. С 18 лет начал трудовую деятельность: был чернорабочим, слесарем. В октябре 1930 года по комсомольской путевке приехал на шахту в Бобрик-Донской Подмосковного угольного бассейна, где проработал около четырех лет. В 1934 году окончил рабфак при Московском инженерно-экономическом институте.
В органах государственной безопасности В.А.Молодцов работал с 1934 года, а во внешней разведке - с марта 1941 года.
В июле 1941 года начальник одного из подразделений политической разведки Владимир Александрович Молодцов был направлен во главе оперативной разведывательно-диверсионной группы в Одессу для проведения специальных операций. Затем, когда наши войска покинули город, он был оставлен там для руководства диверсионной и разведывательной работой в тылу врага. 12 сентября В.А.Молодцов (подпольная кличка Павел Бадаев) доложил в Москву о создании группы.
Боевые действия против оккупантов бадаевцы начали 16 октября 1941 года. Выйдя из катакомб вечером, отряд расположился в овраге и дружным внезапным огнем обрушился на колонну вражеских войск. Уничтожив до 45-и фашистов, партизаны без потерь возвратились в катакомбы. До конца 1941 года отряд Молодцова-Бадаева пустил под откос четыре железнодорожных состава с живой силой и боеприпасами противника, более десяти раз вступал в боевые схватки с карателями, минировал дороги, уничтожал узлы связи. Так, 23 октября здание комендатуры, где проходило собрание высокопоставленных лиц из оккупантов и их пособников, взлетело в воздух от взрывного устройства, заложенного группой Молодцова. Более 200 офицеров во главе с генералом Глухояну нашли свою смерть под обломками дома. В ночь на 18 ноября на заминированном железнодорожном полотне взорвался и пошел под откос пассажирский состав. Вместе с составом было уничтожено более 250 гитлеровских чиновников и офицеров.
Одновременно с этим резидентура, преодолевая блокаду и установившееся наружное наблюдение со стороны вражеской контрразведки за основными выходами из катакомб, через свою агентуру активно проводила разведывательную работу в городе и систематически передавала в Москву данные о дислокации военных объектов и положении в оккупированной Одессе. На стол Председателя Государственного комитета обороны Сталина, руководителей страны и РККА периодически ложились спецсообщения, содержащие сведения, поступившие от «Кира» (радиопозывной Молодцова). Документы, начинавшиеся словами: «Нелегальный резидент НКВД в Одессе сообщает...», как правило, содержали важную развединформацию.
Многоопытные спецслужбы противника - гестапо и румынскую сигуранцу - поражали размах и масштабность диверсий, совершаемых патриотами. Своими активными действиями партизаны отряда в течение нескольких месяцев отвлекали на себя крупные силы врага. Но чем активнее они действовали, тем свирепее становились оккупанты. 9 февраля 1942 года в результате предательства румынской охранке удалось захватить отважного разведчика. Владимир Александрович Молодцов с первого дня заключения был закован в кандалы и подвергался жестоким допросам, во время которых он вел себя исключительно стойко и мужественно. В секретной переписке сигуранцы по разработке резидентуры Молодцова, известного ей под псевдонимом «Бадаев», отмечалась высокая степень профессионализма советского разведчика и умелое построение его агентурной сети.
Показательный судебный процесс, устроенный румынскими оккупационными властями длился с 25 по 29 мая 1942 года. 29 мая во дворе тюрьмы В.А.Молодцову в присутствии других заключенных был зачитан приговор военно-полевого суда, по которому он был осужден к расстрелу. На предложение подать прошение на имя румынского короля о помиловании резидент НКВД категорически отказался, заявив: «Мы на своей земле и у врага помилования не просим». Вечером 12 июля 1942 года Владимира Александровича Молодцова с закованными в кандалы руками отконвоировали из центральной тюрьмы в сторону еврейского кладбища и там расстреляли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и стойкость при выполнении специальных заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм капитану государственной безопасности Молодцову Владимиру Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.
Памятная плита-кенотаф установлена в Одессе на Аллее Славы. Одна из улиц города Рязани носит имя Молодцова. На этой же улице ему воздвигнут памятник. В одной из средних школ Рязани создан музей о жизни и боевых подвигах В.А.Молодцова. Имя Героя носит улица и стадион в городе Донской, улицы в городах-героях Москве и Одессе.
Также завтра мы вспоминаем Льва Платоновича Карсавина (1882-1952), религиозного философа, историка-медиевиста, поэта.
Родился в семье актера балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой, дочери двоюродного брата (то есть внучатой племянницы) известного славянофила А.С.Хомякова. Брат балерины Тамары Карсавиной. Ученик И.М.Гревса, окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). С 1909 г. преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912), затем профессор (с 1916).
Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Инспектор Историко-филологического института (1914). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916).
Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). В 1920 г. один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 г. избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.
В августе 1922 г. был арестован и приговорен к высылке за границу без права возвращения. Освобожден незадолго до высылки.
Выслан в ноябре 1922 г. вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, И.А.Ильин и др.) и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель (вместе с Н.А.Котляревским) издательства «Обелиск». С 1926 г. жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928—1929) и ее ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.
В конце 1927 г. получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете (Каунас; впоследствии Университет Витаутаса Великого). С 1928 г. жил в Каунасе; в 1928—1940 гг. профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 г. преподавал на литовском языке). С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. С 1941 г. одновременно преподавал в Художественном институте. Короткое время работал в Художественном музее.
Живя в Литве, редактировал академические издания, издал свои книги на русском языке «О личности» (1929) и «Поэма о смерти» (1931). На литовском языке опубликовал работу «Теория истории» (1929), фундаментальное пятитомное исследование «История европейской культуры» («Europos kultūros istorija», 1931—1937), несколько десятков статей по средневековой философии и теологии в «Литовской энциклопедии» («Lietuviškoji enciklopedija») и журналах.
В 1944 г. советскими властями отстранен от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 г. уволен из Художественного института, арестован и обвинен в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 г. приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулеза в спецлагере для инвалидов в поселке Абезь Коми АССР.
Также завтра день памяти Семена Владимировича Владимирова (1895-1956), конструктора стрелкового оружия, лауреата Государственной премии.
Родился в Москве в семье железнодорожника. Специальное образование получил в Иваново-Вознесенском механико-техническом училище, которое закончил в 1913 г., после чего работал слесарем, механиком, техником-конструктором и горным техником на заводах Ярославля и Петрограда, на приисках и рудниках Сибири и Дальнего Востока.
В годы гражданской войны Владимиров участвовал в борьбе за становление Советской власти на Алтае. В партизанском отряде Рогова он в 1919 г. организовал мастерскую по ремонту огнестрельного и холодного оружия.
В 1920 г. вместе с партизанским отрядом вступил в ряды Красной Армии, где служил до 1922 г. После демобилизации поступил на Тульский оружейный завод и за короткий срок прошел путь от слесаря-лекальщика до старшего инженера-конструктора.
В 1930 г. Владимиров разработал треножный универсальный станок под пулемет системы Максима, принятый на вооружение в 1931 г. В 1932 г. на базе 7.62-мм пулемета ШКАС создал 12.7-мм крупнокалиберный пулемет LUBAK, который путем замены ствола мог быть превращен в 20-мм пушку. В том же году Владимиров совместно с С.А.Ярцевым сконструировал ручку перезаряжания к авиационному пулемету ПВ-1. В 1934 г. в связи с организацией производства пулеметов ШВАК на Ковровском оружейно-пулеметном заводе переезжает в Ковров. В 1939 г. им была создана одна из наиболее удачных по тому времени конструкций 14.5-мм противотанкового ружья.
В годы Великой Отечественной войны разрабатывает 7.62-мм станковый пулемет СПВ и 20-мм авиационную пушку АПВ. Плодотворная деятельность Владимирова в годы Великой Отечественной войны завершилась созданием пехотного пулемета ПКП.
Позже Владимиров совместно с конструктором Г.П.Марковым разработал спаренную зенитную установку. За труды по созданию новых образцов вооружения С.В.Владимирову присуждена Государственная премия СССР, он награжден орденами Отечественной войны 1 степени и Трудового Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Завтра также день памяти Бориса Николаевича Полевого (Кампова) (1908-1981), писателя, лауреата Международной премии Мира.
Борис Николаевич Кампов родился 4 (17) марта 1908 года в Москве, в семье юриста, выпускника Владимирской духовной семинарии Николая Кампова. В 1913 году семья переехала в Тверь.
Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике. Карьеру журналиста начал в 1928 году, имел покровительство Максима Горького. Борис Полевой работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».
В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б.Н.Полевого «Мемуары вшивого человека» — о жизни людей «дна». Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus — поле) на русский. Книга была отмечена Горьким. С 1928 года становится профессиональным журналистом.
В 1939 году в журнале «Октябрь» вышла первая повесть Б.Н.Полевого «Горячий цех», которая принесла ему литературную известность. В 1941 г. переселился в Москву.
В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.
Славу и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах; 1946 г.), посвященная подвигу летчика А.П.Маресьева. Только до 1954 г. общий тираж ее изданий составил 2340000 экземпляров. По повести поставлена одноименная опера Сергея Прокофьева.
Военные впечатления также легли в основу книг: «От Белгорода до Карпат» (1945); «Мы — советские люди» (1948); «Золото» (1949—1950).
Автор четырех книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы о его присутствии на казни по приговору Нюрнбергского процесса «В конце концов» (1969).
С 1969 года до своей смерти занимал пост председателя правления Советского фонда мира. В 1961—1981 годах — главный редактор журнала «Юность». Член бюро ВСМ и Президиума Советского комитета защиты мира. С 1967 года он был секретарем правления Союза писателей СССР, с 1952 года был вице-президентом Европейского общества культуры. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946—1958).
Б.Н.Полевой умер 12 июля 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Завтра день памяти павших в битве на Прохоровском поле (1943 г.).
13 июля мы чтим память выдающегося русского флотоводца П.С.Нахимова.
Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 г. в селении Городок Вяземского уезда Смоленской губернии в семье офицера. Окончил Морской кадетский корпус (1818), служил на Балтийском флоте. В 1822-25 гг. совершил кругосветное плавание на фрегате "Крейсер" под командованием М.П.Лазарева. Участвовал в Наваринском сражении 1827 г., командуя батареей на линейном корабле "Азов". Во время Русско-турецкой войны 1828-29 гг. командовал корветом "Наварин" при блокаде Дарданелл. С 1829 г. командир фрегата "Паллада", с 1834 г. командир линейного корабля "Силистрия" на Черноморском флоте, в 40-х гг. во время Кавказской войны участвовал в высадке десантов и укреплении Черноморской береговой линии. В 1845 г. произведен в контр-адмиралы и назначен командиром бригады кораблей, с 1852 г. вице-адмирал, начальной флотской дивизии. Был ближайшим сподвижником адмирала М.П.Лазарева.
Во время Крымской войны 1853-56 гг., командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, а 18 ноября 1853 г. разгромил их в знаменитом Синопском сражении. Вместе с адмиралом В.А.Корниловым подготовил Севастополь к обороне. Во время Севастопольской обороны 1854-55 гг. занимал должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 г. после гибели адмирала Корнилова был назначен командиром Севастопольского порта и военным губернатором.
Возглавляя героический гарнизон защитников крепости, проявил выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши. Нахимов руководил формированием морских батальонов, строительством батарей, созданием и подготовкой резервов. Он непосредственно руководил боевыми действиями на главных направлениях, в том числе отражением атак противника. Храбрый и талантливый военачальник Нахимов пользовался огромным авторитетом у матросов и солдат. 28 июня 1855 г. при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен на Малаховом кургане пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе во Владимирском соборе рядом с погибшими до него героями Севастополя адмиралами В.А.Корниловым и В.А.Истоминым.
В приказе по гарнизону города о гибели Нахимова говорилось: "Не мы одни будем оплакивать потерю витязя без страха и упрека - вся Россия вместе с нами прольет слезы искреннего сожаления о кончине героя Синопского..."
13 июля мы также вспоминаем князя Фёдора Михайловича Мстиславского (?-1537), боярина, воеводу Муромский; основателя рода влиятельных русских князей Мстиславских.
По происхождению Гедиминович. Сын Михаила Ивановича, последнего владетельного князя Мстиславского и его жены Юлиании.
Поступил в 1526 году из Литвы на службу Великому князю Московскому Василию III. Сделался московским боярином. Не раз возглавлял московские полки в войнах против казанских татар и разбивал их на Оке и Волге (1527 и 1535). Его победы легли в основу последующего полного разгрома Казани Иваном Грозным. В Оружейной палате Московского Кремля хранится боевая сабля Фёдора Михайловича.
Был женат с 29 августа 1529 года на племяннице государя, дочери его сестры — великой княгини Евдокии Ивановны и казанского царевича Куйдагула (в крещении Петра) — княжне Настасье Петровне. У них был единственный сын Иван, бывший впоследствии кравчим, спальником, боярином и пользовавшийся особенным расположением Царя Ивана Грозного. Настасья Петровна, овдовев 30 июня 1537 года, 6 июня 1538 года вступила во второй брак с князем Василием Васильевичем Шуйским, умершим в ту же осень.
13 июля мы также вспоминаем протоиерея Сергия Николаевича Булгакова (1871-1944), экономиста, философа, богослова, публициста и общественного деятеля.
Родился в г. Ливны Орловской губ. в семье священника. Окончив в 1896 г. юридический факультет Московского университета, уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 г. занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. Примыкает к марксистам. В 1903 г. выпускает книгу “От марксизма к идеализму”, знаменовавшую отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной Церковью. Совместно с Н.А.Бердяевым издавал в 1905 г. журнал религиозно-философского направления “Вопросы жизни”. С 1906 по 1918 г. профессор политэкономии Московского университета. В 1906 г. был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 в сборнике “Вехи” поместил статью “Героизм и подвижничество”. Активно участвует в издании журнала “Путь”. В 1918 г. Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 г. переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. В 1922 г. был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924 г. переехал в Париж. Работал в Парижском богословском институте, был его деканом. Принимает активное участие в Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале “Путь”, издаваемом Н.А.Бердяевым. В 1927 г. выходит первая часть трилогии “Купина Неопалимая”, в том же году появляется вторая часть — “Друг Жениха”, в 1929 г. — третья — “Лестница Иакова”. В 1933—45 гг. выходит в свет вторая трилогия Булгакова: “Агнец Божий” (1933), “Утешитель” (1936), “Невеста Агнца” (1945). Посмертно вышли книги “Апокалипсис Иоанна” (1948) и “Философия имени” (1953).
В этот день мы вспоминаем Тимофея Васильевича Прохорова (1894-2004), русского отшельника в Мюнхене.
Жизнь «батюшки Тимофея», как его называли в Мюнхене, похожа на легенду. Жил в Шахтах, во время немецкой оккупации развозил уголь по домам горожан и тем самым зарабатывал на пропитание семьи. Отступая, немцы реквизировали его телегу и заставили везти раненых, не дав даже предупредить семью. Отпустили его только под Ростовом. Там ему впервые явилась Богородица и повелела идти на Запад и построить церковь. После долгих лет скитаний добрался Тимофей до Вены и хотел построить там церковь, но местные власти не дали ему на это разрешения. И снова явилась Тимофею во сне Богородица со словами: «Иди в Мюнхен и строй там». Так в 1952 году очутился Тимофей в Мюнхене.
На северо-западной окраине города в это время высились груды мусора, вывезенного с места разрушенных бомбардировками союзников зданий. Это теперь здесь расположен живописный Олимпийский парк. В этом месте и построил Тимофей дом и церковь. В конце 1960-х бывшая свалка была выбрана местом строительства олимпийских объектов и через усадьбу батюшки Тимофея должна была пройти трасса для конно-спортивных соревнований. После многочисленных протестов местных жителей и прессы власти решили перенести строительство немного на север. После этого события мюнхенские газеты вышли с заголовками: «Первый победитель Мюнхенской олимпиады».
Маленькая церковь, построенная Тимофеем, была названа «Церковь мира Востока и Запада». Обербургомистр Мюнхена Кристиан Уде назвал её «наилучшим незаконным строением Мюнхена».
В 1972 году он женился на Наташе, с которой пришёл когда-то вместе в Мюнхен. Она умерла 5 лет спустя, а перед смертью просила похоронить её рядом с церковью. Но власти согласия на это не дали. Похоронили её на одном из городских кладбищ. А на том месте, что она указала, Тимофей сделал символическую могилку, поставил крест, посадил цветы и по несколько раз в день приходил к могиле помолиться.
С тех пор жил он один. Но одиноким себя не чувствовал. Его постоянно окружали люди. Несколько раз из России приезжали погостить дети Татьяна, Александр и Владимир.
С 2002 года из-за плохого самочувствия жил большую часть времени в домах престарелых и больницах, где и скончался в 2004 году. Похоронен на кладбище Вестфридхоф (нем. Westfriedhof), в Мюнхене (секция 196, № 45).
Также 13 июля мы вспоминаем Константина Ивановича Арабажина (1866-1929), театрального и литературного критика, историка литературы, и Владимира Григорьевича Захарова (1901-1956), композитора, хорового дирижера, руководителя хора им. Пятницкого, народного артиста СССР.
14 июля день памяти участника монархического движения митрополита Дмитровского Трифона (князя Туркестанова), скончавшегося в 1934 г. Владыка родился 29 ноября 1861 г. в Москве в небогатой, но знатной семье и в миру носил имя Бориса Петровича. Образование получил в московской гимназии и Московском университете. В молодости увлекался театром, играл в спектаклях, но в 1887 г. стал послушником Оптиной Пустыни, где в 1889 г. принял постриг и рукоположен во иеромонаха. Служил преподавателем Александровской миссионерской семинарии под Владикавказом. В 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил ректором Вифанской и Московской духовных семинарий. В 1901 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.Владыка был очень любим православными москвичами за доброту, отзывчивость, смирение и неложное упование на волю Божию. В смутные 1905-06 гг. он не скрывал своих монархических убеждений. Однажды в декабре 1905 г. в самый разгар беспорядков в Москве монархисты попросили владыку отслужить на Красной площади молебен о здравии Государя. Близкие отговаривали его, опасаясь, что на разгон монархистов придет многотысячная толпа вооруженной черни, ведь это был явный вызов революционерам-террористам. Некоторые священнослужители, кстати, под разными предлогами уклонились от участия в молебне. Но епископ Трифон не пожелал бросить свою паству. Исповедавшись и причастившись, он пошел служить молебен за Царя, заявив: "У меня есть своя защита. Один Бог". Он участвовал в открытии 2-го и 4-го Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 гг. Именно владыка Трифон в 1910 г. посвятил насельниц Марфо-Мариинской обители в звание крестовых сестер любви и милосердия.
С началом Первой мировой войны владыка добровольно отправился на фронт, в 1914 г. он стал полковым священником на передовой, участвовал в боях на польском и румынском фронтах. В 1915 г. за мужество и храбрость награжден панагией на Георгиевской ленте. В 1916 г. был уволен на покой по болезни, поселился в Ново-Иерусалимском монастыре, где жил до закрытия обители в 1918 г., затем в Москве жил у родственников и духовных чад. В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, участвовал в отпевании Св. Патриарха Тихона, говорил слово памяти о Патриархе. В 1931 г. возведен в сан митрополита. Составил благодарственный акафист Спасителю "Слава Богу за все". Скончался в 1934 г. в Москве.
14 июля мы также вспоминаем адъюнкт-профессора нравственных и политических наук в Царскосельском лицее Александра Петровича Куницына (1783-1840), писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968), Сергея Дмитриевича Голицына (1696-1738), князя, действительного тайного советника, камергера, дипломата, губернатора Казанской губернии; Павла Григорьевича Демидова (1738-1821), учёного натуралиста, действительного статского советника, мецената, основателя Ярославского училища высших наук; Андрея Николаевича Бекетова (1825-1902), профессора ботаники, педагога, популяризатора и организатора науки, общественного деятеля, члена-корреспондента и почётного члена Петербургской Академии наук.
В этот же день в 1907 г. в Санкт-Петербурге состоялась торжественная встреча иконы Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, дара Вселенского Патриарха Русскому Царю для укрепления в борьбе с крамолой. Икона была доставлена депутацией Союза Русского Народа (СРН) во главе с игуменом Арсением. Для духовной победы над революцией вдохновитель СРН игумен Арсений преложил организовать Крестовый поход против революции. 14 (27) января 1907 г. (это было воскресенье) после Божественной Литургии из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в паломничество в Святую Землю отправилась большая группа русских монархистов-черносотенцев во главе с игуменом Арсением. По пути паломники проводили собеседования с союзниками Москвы, Курска, Харькова, Полтавы, Киева, Одессы. По прибытии в Святую Землю они отправились пешком в Иерусалим, дабы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении раздираемой распрями России.
1 июля на Московском вокзале Петербурга депутацию встречали епископ Гдовский Кирилл с четырьмя архимандритами и двумя протодиаконами, духовенство и верующие. Среди встречавших был председатель СРН А.И.Дубровин и многочисленные союзники. "Многие со слезами крестились и выражали сердечную признательность отцу Арсению, подъявшему, несмотря на свой преклонный возраст, подвиг поездки к месту земной жизни и страданий Спасителя, чтобы помолиться за обуреваемую кровавыми распрями Родину", - писали газеты. После молебна Крестный ход с хоругвями и иконами двинулся от Московского вокзала к Казанскому собору, на паперти которого святыню встретил сам митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). Владыка облобызал икону и внес ее в собор. После митрополичьего служения перед иконой А.И.Дубровин сердечно поблагодарил митрополита за участие в праздненстве СРН, а владыка братски облобызал вождя Союза (до того у митрополита Антония и Дубровина были крайне натянутые отношения.
По окончании богослужения состоялся многочисленный монархический митинг в Михайловском манеже. Игумен Арсений объяснил собравшимся великое значение произошедшего события, затем с речью выступил вождь Союза А.И.Дубровин, восторженно встреченный союзниками. Выступили также писатель князь М.Н.Волконский, представители отделов Союза. Было принято решение, что первое время икона будет пребывать в Казанском соборе, пока СРН не получит Высочайшего соизволения на аудиенцию, когда депутация союзников передаст Государю дар Вселенского Патриарха. Судьба монархической святыни, к сожалению, неизвестна.