О настоящем и будущем Русской Церкви так или иначе размышляют примерно три четверти россиян.
В сегодняшнем облике Церкви, прежде всего, заметны такие черты, как «приверженность традициям, охранение прошлого» и «помощь людям, приходская и социальная работа» (обе характеристики – по 30%), «великолепный обряд, красота и пышность богослужений» – 22%, «открытость для всех, понятность и приветливость» – 21% и Церковь как «важная часть российской государственности, государственное ведомство» – 17%.
Церковь «помогающая, открытая, аскетичная» - это ожидаемый образ. На чем сошлись решительно все группы респондентов, так это на том, что «все – за участие Церкви в воспитании детей и молодежи», «все – против богатства в Церкви», отметила руководитель «Среды».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя данные об отношении к богатству и аскетизму, признался, что сам «внутренне бунтует при виде священников-мажоров», «вызывающей роскоши» в Церкви. С другой стороны, он заметил: «Не думаю, что будет благом для Церкви, если мы позволим загнать духовенство в социальные маргиналы, если мы позволим убедить себя, что священник должен жить хуже всех. Тогда священниками станут гастарбайтеры или сумасшедшие». По словам о. Всеволода, бедный священник – это в первую очередь позор для паствы.
Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать итоги исследования и слова о. Всеволода.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что люди в Церкви видят позитивный образ, который для них привлекателен, и они к нему приближаются или хотят приблизиться.
«Бывает, что для большинства Церковь перестает являть такой образ, что произошло, например, во времена революции, когда многие от нее отвернулись или взбунтовались. Но от этого Церковь не перестала существовать, и в тяжелейшие времена продолжала нести служение по спасению человека. Так что мнение человеческое, и даже людей благонамеренных, переменчиво, и такие перемены уже происходили на наших глазах. А священники, "мажоры" они или нет, такие же люди как все. Мы в Церкви должны видеть тело Господне, которое является для нас спасением наших душ. Церковь всегда свята и непорочна, несмотря на то, что люди Церкви не всегда являют собой положительный образ», - продолжил он.
Священник привел одну байку на эту тему. В одном селе говорят: «Наш священник хороший, он бессребреник, самый бедный, и мы его любим». А в другом селе говорят: «У нашего священника самый богатый дом, вот так мы его любим!». «Мне бы хотелось, чтобы священников любили как во втором селе. В любом случае священников любят и уважают такими, какие они есть, а если кто-то не хочет уважать, то помоги Господь понять такому человеку, что священники берутся из обычной среды и общества, где нет абсолютно безгрешных людей», - заключил о. Александр.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, подчеркнул, что Церковь будет существовать до скончания века, как бы ни хотели ее «модернизировать».
«Церковь в XIX веке по своему богатству превосходила современную в десятки раз. Тогда священников было по сравнению с нынешним положением в 10-20 раз больше, было больше монастырей, храмов, икон. А тогда не было современных методов строительства, технологий писания икон, писали все вручную. За ХХ век Церковь обокрали, унизили и низвели ее до минимума. И по сравнению с теми миллиардами, которыми обладают богатые люди в нашей стране, Церковь нищая. Золотые купола и красивые здания храмов – это все наследство. По некоторым подсчетам, до революции было 240 миллионов икон, а осталось 3 миллиона. Краденые иконы осели в западных хранилищах, ими свободно торгуют. Сегодня капеллан в Англии получает зарплату из государственного бюджета в несколько миллионов рублей, и это нормально. А доходы раввина и православного священника различаются в десятки раз. Кстати, в Израиле желающим стать раввином государство оказывает серьезную помощь: таких людей освобождают от воинской повинности, открывают двери лучшие вузы страны, государство платит высокую зарплату. И это правильно. Если у нас государство не хочет оказывать помощь священникам, тем, кто занимается с народом самыми высокими делами на земле - духовными, это значит, что государству не нужен народ. Ему нужны миллиарды, недра и прочее, но люди не нужны. А без людей какое будущее мы будем иметь?» - вопрошает священник.
«Церковь не хранительница прошлого, а как раз хранительница будущего: она охраняет людей от пороков, от потока нечистоты, который льется отовсюду. И если мы обессилим Церковь, нам нечем будет противостоять этому потоку. Я считаю, государство, которое ограбило Церковь в ХХ веке, обязано все ей вернуть. И если это произойдет, народ воспрянет, Церковь вздохнет и сможет активнее вести деятельность по просвещению людей», - заключил о. Александр.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что опрос отражает позицию людей – это зеркало, в которое мы смотримся и видим сами себя.
«Что касается "священников-мажоров", среди них могут быть просто состоятельные люди, заработавшие средства до прихода в Церковь или имеющие богатых родителей. Другое дело, прежде чем думать о рукоположении детей влиятельных родителей, следует задуматься, стоит ли идти Церкви на такой риск. Действительно, отец Всеволод прав: нищий священник - это позор пастве. С другой стороны, прежде чем назначать священника на какое-то место, сама церковная организация должна подумать, сможет ли эта паства его прокормить. То есть назначают батюшку в какой-то отдаленный приход, но что-то там у него не получается. Это в известном смысле риск. Священник же не дает обета нищеты, сам он может жить в бедности, но при чем тут его семья? Даже пусть матушка - его жена – может терпеть лишения, а дети почему должны страдать?» - вопрошает священник.
«Я знаю священников с семьями, которые живут фактически в нищете, это тяжело и обидно наблюдать. Но есть и другие крайности, которые любят обсуждать в СМИ, когда осуждают состоятельных священнослужителей. С точки зрения житейской и социальной политики истина посередине. Если мы берем на себя тяготы бедности, то Господь помогает и воздает, компенсирует отсутствие материальных благ духовными благами. Мы не боимся бедности как таковой и не должны ее бояться. Но и паства должна нести ответственность за священника, как и он должен нести ответственность за паству. В конце концов, закон десятины никто не отменял: десятину своих доходов все должны посвящать Богу, Церкви и добрым делам. Если бы этот закон исполнялся, мы бы имели другое общество. И не в том дело, что Церковь была бы богаче, но совершалось бы много хороших добрых дел, не было бы социальных проблем, которые сейчас одолевают наше общество», - заключил о. Артемий.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, согласился с отцом Всеволодом.
«Священник жил во все времена так, как живет народ. Живет народ бедственно, и мы так живем, а стал народ лучше жить, покупать машины и квартиры, почему же священник не должен иметь машину? Вопрос только в качестве. Шикарную машину иметь нет смысла, но такую, чтобы доставляла его по нуждам социальной деятельности, иметь нужно. Машина сегодня - это не роскошь, а средство передвижения, особенно в сельской местности, для поездок в отдаленные села. Что людям неприятно видеть «священников-мажоров» – это очевидно; нам тоже неприятно. Во все времена были крайности. Люди, придя в священство, не с неба падают, а приходят из разных мест: кто-то занимал до этого высокое положение, кто-то имеет состоятельных родителей», - продолжил священник.
«Что касается данных опроса, они кажутся вполне объективными. Но важно вовремя замечать и предотвращать опасные тенденции, чтобы представление о Церкви не сваливалось в какой-то хаос. А ведь перевернуть с ног на голову все довольно легко, как в свое время показала советская атеистическая пропаганда. Действительно, разные есть люди в духовенстве, есть глубокие, начитанные, вдумчивые, интеллигентные, но в целом современное духовенство целиком являет срез российского общества. Священник не небожитель, он находится на земле. Русский священник - плоть от плоти русского народа. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Каков приход, таков и поп"», - заключил отец Александр.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, полагает, что итоги исследования вполне адекватно отражают восприятие Церкви и отношение к ней большинства населения – что, собственно, люди видят в Церкви.
«Данные, по-моему, вполне правдоподобные, и в первую очередь они свидетельствуют о благожелательном в целом отношении. А вот дискурс о. Всеволода мне не вполне понятен, - по крайней мере, приведенные цитаты мне не очень понравились. Симпатии они, у меня не вызывают», - заключил священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, подчеркнул, что задачей Церкви является победа над смертью – решение главной человеческой проблемы: «Как нам приготовиться к воскресению из мертвых?»
«В этой связи, наверное, и надо рассматривать деятельность Церкви – какие средства у нее есть и как они применяются. Поэтому никаких особых чувств это исследование у меня не вызывает, как и противопоставление богатства и бедности в Церкви, "богатых" и "бедных" священников. По крайней мере, никакой связи с той функцией, которую они выполняют, здесь нет. А вот связь священника с прихожанами очень важна, и о ней можно судить по общему настроению прихожан – по их отношению к мыслям и смыслам, заложенных в служении священника, по общей направленности церковной жизни. Абстрактные высказывания на тему "чего больше - чего меньше" мне непонятны. Но если ставить себе задачей увидеть место Церкви в жизни общества, надо сначала дать обществу услышать голос Церкви и услышать, как сама Церковь отвечает на вопрос, зачем она нужна людям. Этого-то сейчас, на мой взгляд, как раз более всего и не достает. Среди прочих других присутствующих в нашем государстве сил Церковь, как ни странно, имеет меньше всего голоса», - заключил он.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, заявил, что комментировать эти итоги довольно сложно – ведь принципиального расхождения в точках зрения здесь нет - они скорее дополняют друг друга.
«Результаты вполне могут поменяться местами в пределах допустимой погрешности. На основании этих итогов говорить о каких-то приоритетах, по-моему, не получится. И для такой сложной темы вопросы, конечно, должны быть более объемными. С высказываниями о. Всеволода по большому счету, видимо, можно согласиться. Но с одной оговоркой: кроме того случая, когда священник идет на определенные вещи собственной волей и сознательно. Когда паства не думает, каково ему, но готова всем от него пользоваться, это, конечно, ненормально. Сложная ситуация в провинции, где паства более любящая и более преданная, где больше чувства локтя и дружбы в приходах, но при этом возможности крайне ограничены общим низким уровнем жизни – люди и хотели бы, и стараются, но батюшкам все равно нелегко, мягко выражаясь. Местами очень нелегко. В столице, в крупных городах в материальном плане полегче, но вот этого чувства локтя часто нет. Получается, что при общей бедности любви больше и наоборот», - заключил священник.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что итоги исследования его немного расстроили.
«По ним кажется, что никто не понимает, в чем предназначение Церкви и что такое Церковь. Ни один ответ меня не удовлетворил, - хотя, может быть, вопросы были неудачно сформулированы. Со словами о. Всеволода, наверное, можно согласиться. Священник для паствы должен быть небезразличен. Другое дело, что есть множество сел и городов, где "священник-мажор" просто невозможен, он там не может произрасти и не может там жить. Я знаю множество священников, живущих ниже уровня бедности, особенно в глубинке. Они настоящие подвижники, и о них мало кто вспоминает. В крупном городе священнику гораздо легче в материальном плане. Конечно, и среди духовенства разные люди. И совершенно естественно, что люди, как могут, поддерживают батюшек. Но в провинции люди живут гораздо беднее, соответственно, и священник тоже. И часто священник, получая какую-то материальную помощь, распределяет ее между неимущими. Так что о. Всеволод по-своему, конечно, прав, но ситуация все-таки сложнее», - заключил священник.