Изменения в подходе к оплате труда чиновников министерство намерено прописать в поправках к закону «О государственной гражданской службе». Внедрение новой системы денежного содержания гражданских служащих предусматривает доведение размера их денежного содержания до 60-80 процентов от денежного довольствия военнослужащих, поясняют в Минфине. При этом размер оклада в общем размере денежного содержания будет занимать 40 процентов, а стимулирующие выплаты - до 50 процентов.
В Минфине рассчитывают, что новации позволят повысить конкурентоспособность гражданской службы на рынке труда, привлечь на нее «высококвалифицированных и эффективных менеджеров», а в конечном итоге - способствовать эффективности и качеству госуправления.
Сейчас зарплаты чиновников между разными ведомствами и внутри них сильно разнятся, отмечает «РГ». Однако средняя зарплата федеральных чиновников уже в 2011 году была более 62 тысяч рублей. На сегодняшний день в федеральных органах власти трудится 38,1 тысячи человек. Самая высокая средняя зарплата в Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) - более 103 тысяч рублей. Самая низкая - в Государственной фельдъегерской службе, там она составляет 30,173 тысячи рублей.
Как считает Директор института социальной политики Сергей Смирнов, идея повысить зарплаты чиновников, привязав их к денежному довольствию военнослужащих логична: «И те, и другие выполняют государственные функции», - объясняет он. А проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон отметил, что хотя предложение повысить оплату труда чиновников вряд ли встретит поддержку в обществе, делать это необходимо. «Если мы хотим, чтобы сотрудники министерств и ведомств занимались государственными делами не хуже, чем сотрудники таких же профессий в частных компаниях и при этом не брали взяток, им надо платить, как в частном секторе», - полагает он.
Вместе с тем, эксперты опасаются, что разработать оценки эффективности для чиновников будет сложно, поскольку никаких объективных критериев нет, и все может превратиться в формальность, выраженных в отчетах мало что значащими расплывчатыми словами «улучшил», «повысил», «добился».
Пожалуй, в идее прировнять государственных служащих к военным что-то есть. И те и другие в идеале должны служить государству «не щадя живота своего». Однако само по себе повышение и без того немалых зарплат федеральных чиновников (почти в три раза!) едва ли что даст, кроме нарастания раздражения и ропота в народе. Если уж приравнивать чиновников к военным, так во всем - и в ответственности, и в дисциплине. А вместо этого «эксперты» пресловутой «Вышки» (Высшая школа экономики) предлагают перенимать опыт в «частном секторе», уверяя, что чем больше платить чиновникам, то чем меньше они будут брать взяток. Формула, скажем прямо, более чем сомнительная.
Давно известно, что метод «пряника» при отсутствии «кнута» ничего не дает. И если власть действительно хочет, чтобы уровень коррупционности чиновничества сокращался, а ответственность и желание послужить Родине - возрастали, то без жестких мер здесь не обойтись. Поэтому вместе с повышением зарплат чиновников одновременно должно следовать введение ощутимых реальных тюремных сроков, вплоть до полной конфискации имущества проворовавшегося бюрократа и его близких родственников. А иначе толку не будет.