Петр и Феврония до своего супружества принадлежали к разным социальным группам. Петр был князем, а Феврония – дочерью простых поселян, ее отец был бортником (собирал мед диких пчел), а мать вела домашнее хозяйство. Несмотря на эту разницу, Петр и Феврония встретились, причем эта встреча произошла при особых обстоятельствах – Петр заболел и нигде не мог найти исцеления. Когда его слуги разыскивали человека, способного излечить князя, они нашли Февронию – простую девушку, которая согласилась вылечить князя.
Та социальная разница, которая была между ними, не позволила им сразу стать мужем и женой, для этого потребовалось еще одно чудо, когда Петр, уже исцеленный Февронией, заболел снова, и лишь тогда понял, что он должен выполнить обещание, данное им Февронии о том, что он возьмет ее в жены.
А дальше, как часто бывает, зависть и интриги сопровождают людей, находящихся у власти. Всегда кто-нибудь распускает слухи, так и до князя стали доходить различные слухи о его супруге, которым он не верил. Князь сохранял верность своей жене, даже, когда бояре поставили ему ультиматум, что его супруга-крестьянка должна оставить князя, тогда он ушел из Мурома вместе с ней. Князь и княгиня покинули город, оставили свою власть, и это очень важный урок для каждого из нас.
Часто нам со стороны кажется, что управлять очень просто, и если бы мы чем-то управляли, то это у нас получилось бы намного лучше, правильнее, качественнее, чем у тех, кто принимает решения. Но когда действительно человеку, который все критикует, достается реальная власть, то часто бывает, что он не знает, что с ней делать и как себя вести. Так произошло и в Муроме. Когда князь покинул город, то бояре просто переругались между собой, произошло кровопролитие, и в результате им пришлось просить, чтобы Петр и Феврония вернулись княжить в Муром.
Сегодня можно услышать информацию, что у Петра и Февронии не было детей. Не понятно, на основе чего распространяется такая информация, но если мы будем внимательно изучать исторические документы, то в Лаврентьевской летописи упоминается о том, что у Петра и Февронии были дети. У них было двое сыновей – Юрий и Святослав, а также дочь Евдокия. Это тоже очень важно, так как, когда праздник стал государственным, то скептики и критики стали говорить, мол, какой же Петр и Феврония пример семьи, если у них не было детей. На самом деле это не так. И это еще один урок того, как важно изучать отечественную историю.
Петр и Феврония вернулись в город, продолжили им управлять. В преклонных годах князь и княгиня передали власть своему сыну, а сами по обоюдному решению ушли в монастырь. И это удивительный пример целеполагания. Для современных людей кажется странным и непонятным, зачем люди уходят в монастырь. Но ничего странного в этом нет. Дело в том, что наши предки называли Россию Святой Русью и говорили так, потому что целью жизни людей, особенно в средние века, в том числе и у правящего слоя, было спасение души. Именно поэтому многие князья в преклонные годы, когда силы для активной общественной жизни заканчивались, уходили в монашество. Вспомним, что и святой благоверный князь Александр Невский принял монашеский постриг и многие другие князья и княгини – представители элиты общества тех веков. Это хороший урок для всех нас, чтобы задать себе вопрос: а каковы наши цели, к чему мы стремимся?
По всей видимости, у Петра и Февронии был какой-то личный духовный опыт, какое-то откровение, потому что они в этом смысле дерзновенно ожидали, что их земная жизнь закончится в один день. После того, как они приняли монашество, они находились в разных монастырях, но при этом соорудили для себя единый на двоих гроб с перегородкой. Безусловно, это не было общей традицией для того времени. Но, по всей видимости, то откровение, какое они получили, религиозный опыт, который они пережили, так дерзновенно направлял их на это действие.
О еще одном важном чуде повествует летопись. Мы отмечаем день памяти Петра и Февронии 8 июля, то есть 25 июня по старому стилю, обычно на этот день указывают как на дату их смерти. Однако Лаврентьевская летопись гласит следующее: В лето 6736 умре сын Давидов Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная. Той же недели представися и сам Давид Муромский в черньцих и в схиме. Указание летописей на то, что кончина князя Давыда (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей.
В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени.
Земная жизнь этих удивительных угодников Божиих завершилась в один день. Их отношения являются очень важным и удивительным примером семейной жизни, для миллионов людей, которые думают, на каких принципах им строить свою семью. Пример Петра и Февронии показывает, что, несмотря на социальные различия, несмотря на разное происхождение, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, трудности, если люди по-настоящему любят друг друга, то они сохраняют эти добрые отношения на всю жизнь. Безусловно, трое детей Петра и Февронии тоже очень важный плод их семейной жизни. Совместное их решение принять монашество, а затем окончание земной жизни в один день при очень трогательных обстоятельствах – это тоже важно и поучительно для всех нас.
Несмотря на то, что, при проявлении этого праздника звучали разные точки зрения, обсуждалось, было ли особое почитание этих святых как покровителей семейной жизни или не было, сегодня эта традиция в России начинается. Мы видим, что в разных уголках нашей страны появляются храмы в честь Петра и Февронии, проходят праздники и мероприятия памяти этих святых. Люди, простые верующие, приходят в храмы и просят молитвенной помощи у этих святых в своей семейной жизни. Я вижу по жизни нашего прихода, что люди получают эту помощь. Это говорит, что Церковь находится вне времени, и, несмотря на то, что раньше, может быть, к этим святым так широко никто не обращался как к семейным заступникам, то сегодня эта традиция есть. Видно, что этот праздник с каждым годом приобретает все более значительный масштаб и большее значение для всех жителей России и говорит всем нам о важности семейных ценностей как основы нашей жизни.
Протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
2. Re: «Жизнь этих святых по-настоящему являет нам пример семейной жизни»
1. Re: «Жизнь этих святых по-настоящему являет нам пример семейной жизни»