«Люди просто устали от беззакония и безнаказанности»

Православные священнослужители о том, почему в обществе возрастает количество сторонников восстановления смертной казни

0
646
Время на чтение 7 минут
Смертная казнь«Левада-центр» провел опрос общественного мнения о смертной казни, сообщает Regions.ru. Как оказалось, больше половины опрошенных (54%) считает, что смертную казнь надо вернуть – либо за те же преступления, за которые она полагалась в начале 1990-х (когда мораторий на смертную казнь еще не был введен, но за экономические преступления ее уже больше не давали), либо даже по большему кругу статей УК.

Нынешнее положение (смертная казнь не отменена, но не применяется) считает оптимальным примерно четверть (23%) респондентов.

За полную ее отмену выступают 11% опрошенных.

«Как бы вы прокомментировали эти итоги? Почему так много сторонников смертной казни? Какова ваша собственная позиция по этому вопросу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, полагает, что люди боятся, потому и считают, что смертная казнь отчасти успокоит обстановку, остановит вал преступлений.

«Отчасти это действительно так, но только когда само общество и государство имеют сбалансированную целостную политику, иначе смертная казнь может превратиться в способ избавления от «ненужных» людей. Что касается библейской точки зрения по этому вопросу, то были периоды в истории христианских народов, когда смертная казнь была отменена. В частности князь Владимир, крестивший Русь, сразу отменил смертную казнь, но это привело к расцвету разбойничества на территории Киевской Руси, и через некоторое время государь был вынужден вернуть эту меру. Поэтому все зависит от реальной ситуации в обществе и в государстве. Возможно, люди действительно должны знать, что многие виды преступлений наказываются высшей мерой, это может послужить сдерживающим фактором для многих из тех, кто колеблется – совершить преступление или нет. В Советском Союзе смертной казнью карали за экономические преступления, против госсобствености. Если ввести эту меру сейчас для экономических преступников, возможно, это спасет от преступления многих людей, которых удерживает только страх, а не совесть. Так происходит в Китае, где смертная казнь действует на общество и на теневой бизнес. По крайней мере, удается хоть как-то обуздать разгул преступности, наркомании и коррупции, отчего Россия сейчас очень сильно страдает, и непонятно, как остановить эту эпидемию. Конечно, должна быть сбалансированная госполитика, но должно быть и устрашение, без этого не все люди способны слышать голос совести и разума», - заключил отец Артемий.

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает, что священнику поддерживать смертную казнь аморально.

«Если бы я не был священником, я бы, может, и сказал: «Есть составы преступлений, за которые надо казнить – это убийства, совершенные с особой жестокостью, преступления против детей, государственная измена и прочее». Но как священник я такого сказать не могу. Меня, конечно, поражает, когда коллеги иногда говорят, что смертная казнь должна быть возвращена. Господь говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам», – думаю, эта евангельская максима закрывает тему возможности для священника поддерживать смертную казнь. Я очень хорошо знаком с аргументацией тех людей, которые говорят: «А как бы вы «запели», если бы что-то было совершено по отношению к вашему ребенку или члену вашей семьи? Поддержали бы вы в этом случае смертную казнь?». Я не знаю, как бы я «запел», я только молю Бога, чтобы моей семьи ничего подобного не коснулось. Но я понимаю, что неуклонная поддержка обществом смертной казни свидетельствует о дальнейшем огрублении общества, о примитивизации его социальных инстинктов. Общество становится злее, менее милосердным, совершенно естественный базовый социальный инстинкт у общества сбит, инстинкта отклика добра не существует, а если и существует, то выражен очень слабо. При этом я вовсе не хочу призывать к прощению преступников. Преступление должно быть наказано, а жестокое преступление должно быть наказано жестко. Вопрос упирается только в то, что для людей становится все менее очевидным: жизнь человеческую, данную не человеком, а Богом, никто не вправе отнимать, кроме самого Бога. И поскольку это становится для людей неочевидным, мы имеем дело с удивительной и быстро идущей деградацией общественных отношений. Что здесь можно сделать? Боюсь, ничего. Это историческая фаза, которая должна быть преодолена, она должна завершиться, и Бог даст, на смену ей придут более тонкие, более глубокие и содержательные социальные отношения», - подчеркнул священник.

Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, сказал, что ему самому очень интересно, почему так много людей выступает за смертную казнь.

«Думаю, это связано с соотношением зла и добра, соотношения преступления и воздаяния за него. В этом смысле у нас в государстве полный дисбаланс. Зло не уравновешено воздаянием. Отсюда – инстинкт у людей соблюсти равновесие. Вина за то, что такое количество людей выступает за смертную казнь, лежит на государстве, которое не выполняет свою функцию сохранения этого равновесия. У нас люди не верят, что преступники исправляются, что они получают справедливое воздаяние. Отсюда им видится такое кардинальное решение проблемы: за большое зло должно быть большое воздаяние, а именно – смертная казнь. Если государство не выполняет свою функцию, то начинается самосуд – неправовая форма отношения к этой проблеме. Если по-другому задать эти вопросы, то мы увидим, что люди готовы исполнить функции государства в форме самосуда над насильниками, тех, кто совершает преступления в отношении детей, женщин, слабых. Вот и получается как бы жестокость народа», - заключил о. Владимир.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, полагает, что вопрос, почему так много людей, желающих применения смертной казни, очень серьезный и сложный.

«Служители Церкви, по крайней мере, не могут выступать за смертную казнь. Исходя из сложившейся в нашей стране ситуации, мне ближе позиция тех, кто считает, что временная отмена (причем «временная» длится уже значительное время) на сегодня - лучшее решение. Что касается нравственно-человеческого аспекта, то для многих осужденных особой разницы нет. Многие даже предпочли бы смерть невыносимым условиям заключения. Если смертная казнь окончательно не отменена, то преступник остается под угрозой ее применения. И эта угроза кого-то все-таки отвратит от совершения тяжкого преступления. Кого-то эта неопределенность, может быть, подтолкнет к покаянию, но кто-то останется прежним. Ситуация непредсказуема, поэтому давать какие-то рекомендации очень сложно. Видимо, лучше пока оставить как есть», - заключил священник.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что такое количество сторонников смертной казни объясняется тем, что в стране все-таки очень много беззакония - и преступности, и коррупции.

«И все видят, что часто это все остается безнаказанным. И люди видят решение проблемы в устрожении наказаний, вспоминая те периоды нашей истории, например, в период правления Сталина, когда были очень жесткие меры, позволившие навести внешний порядок. Люди просто устали от беззакония и безнаказанности разного рода преступников, поэтому считают, что в такой ситуации нужны какие-то радикальные действия. Но я, - как, наверное, и многие христиане, - не считаю, что смертная казнь стала бы панацеей от всех этих проблем. Тем более, мы видим, что во многих странах, где нет смертной казни, уровень преступности гораздо ниже. И из истории человечества мы знаем, что смертная казнь, как правило, применялась государством как крайняя мера в какие-то очень тяжелые периоды. Я, безусловно, против смертной казни, но считаю, что государство должно, наконец, взять на себя ответственность по наведению порядка в стране и изоляции криминальных элементов от общества. А введением смертной казни проблема не решится. Тем более, что все знают, что правосудие у нас далеко не всегда бывает справедливым, и тогда при введении смертной казни могут пострадать совершенно невинные люди. Прежде всего, нужно строить правовое общество, следить за исполнением законов, чтобы наказание за преступление было неотвратимым. Вот, по-моему, первая задача государства», - заключил отец Гермоген.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, полагает, что такое количество сторонников смертной казни может быть вызвано массовым расстройством нервов и психики вследствие ненормальных условий жизни, нездорового питания, злоупотребления медикаментами.

«Все это вызывает и заторможенность мыслительной деятельности, и неадекватные эмоциональные реакции. Наше общество переполнено немотивированной агрессией и озлобленностью. Разве мы не слышим на каждом шагу: «Поубивал бы всех». Это мы слышим от «нормальных мирных граждан» в повседневном общении! А если, застрял в пробке, кто-то толкнул или не так посмотрел? Цифры и отражают это состояние симпатического расстройства. На самом деле это серьезная государственная и общественная проблема. К сторонникам смертной казни я себя отнести никак не могу, потому что есть заповедь Господня «Не убий!». Спросят, конечно: «Что же теперь и маньяков в живых оставлять?» - как будто они не такие же носители, и одновременно жертвы агрессии общества, такие же жертвы отравления трансгенными продуктами и медикаментами, жертвы промывания мозгов СМИ. Безусловно, преступление должно наказываться. Но что делать с массовым ожесточением, которое становится общим знаменателем и для тех, кто активно выступает за смертную казнь, и для тех, кто, по мнению первых, ее достоин, при этом численность обоих лагерей, похоже, увеличивается?» - задается вопросом священник.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что это очень характерная тенденция.

«Если человек требует смертной казни, - значит, он не доверяет судебной системе, правоохранительным органам. К сожалению, в последние годы мы стали свидетелями, что по УДО выходили опасные отморозки, которые выйдя на свободу, совершали страшные преступления. Последний случай был на Ставрополье, когда из-за преступной халатности правоохранительных органов была убита маленькая девочка. Педофил Амбарцумов получил пожизненный срок. Но мы помним, что в России нет как такового пожизненного заключения, через 25 лет он вполне может выйти на свободу. Я против смертной казни, но я за глубокое реформирование судебной системы», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06