Нынешнее положение (смертная казнь не отменена, но не применяется) считает оптимальным примерно четверть (23%) респондентов.
За полную ее отмену выступают 11% опрошенных.
«Как бы вы прокомментировали эти итоги? Почему так много сторонников смертной казни? Какова ваша собственная позиция по этому вопросу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, полагает, что люди боятся, потому и считают, что смертная казнь отчасти успокоит обстановку, остановит вал преступлений.
«Отчасти это действительно так, но только когда само общество и государство имеют сбалансированную целостную политику, иначе смертная казнь может превратиться в способ избавления от «ненужных» людей. Что касается библейской точки зрения по этому вопросу, то были периоды в истории христианских народов, когда смертная казнь была отменена. В частности князь Владимир, крестивший Русь, сразу отменил смертную казнь, но это привело к расцвету разбойничества на территории Киевской Руси, и через некоторое время государь был вынужден вернуть эту меру. Поэтому все зависит от реальной ситуации в обществе и в государстве. Возможно, люди действительно должны знать, что многие виды преступлений наказываются высшей мерой, это может послужить сдерживающим фактором для многих из тех, кто колеблется – совершить преступление или нет. В Советском Союзе смертной казнью карали за экономические преступления, против госсобствености. Если ввести эту меру сейчас для экономических преступников, возможно, это спасет от преступления многих людей, которых удерживает только страх, а не совесть. Так происходит в Китае, где смертная казнь действует на общество и на теневой бизнес. По крайней мере, удается хоть как-то обуздать разгул преступности, наркомании и коррупции, отчего Россия сейчас очень сильно страдает, и непонятно, как остановить эту эпидемию. Конечно, должна быть сбалансированная госполитика, но должно быть и устрашение, без этого не все люди способны слышать голос совести и разума», - заключил отец Артемий.
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает, что священнику поддерживать смертную казнь аморально.
«Если бы я не был священником, я бы, может, и сказал: «Есть составы преступлений, за которые надо казнить – это убийства, совершенные с особой жестокостью, преступления против детей, государственная измена и прочее». Но как священник я такого сказать не могу. Меня, конечно, поражает, когда коллеги иногда говорят, что смертная казнь должна быть возвращена. Господь говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам», – думаю, эта евангельская максима закрывает тему возможности для священника поддерживать смертную казнь. Я очень хорошо знаком с аргументацией тех людей, которые говорят: «А как бы вы «запели», если бы что-то было совершено по отношению к вашему ребенку или члену вашей семьи? Поддержали бы вы в этом случае смертную казнь?». Я не знаю, как бы я «запел», я только молю Бога, чтобы моей семьи ничего подобного не коснулось. Но я понимаю, что неуклонная поддержка обществом смертной казни свидетельствует о дальнейшем огрублении общества, о примитивизации его социальных инстинктов. Общество становится злее, менее милосердным, совершенно естественный базовый социальный инстинкт у общества сбит, инстинкта отклика добра не существует, а если и существует, то выражен очень слабо. При этом я вовсе не хочу призывать к прощению преступников. Преступление должно быть наказано, а жестокое преступление должно быть наказано жестко. Вопрос упирается только в то, что для людей становится все менее очевидным: жизнь человеческую, данную не человеком, а Богом, никто не вправе отнимать, кроме самого Бога. И поскольку это становится для людей неочевидным, мы имеем дело с удивительной и быстро идущей деградацией общественных отношений. Что здесь можно сделать? Боюсь, ничего. Это историческая фаза, которая должна быть преодолена, она должна завершиться, и Бог даст, на смену ей придут более тонкие, более глубокие и содержательные социальные отношения», - подчеркнул священник.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, сказал, что ему самому очень интересно, почему так много людей выступает за смертную казнь.
«Думаю, это связано с соотношением зла и добра, соотношения преступления и воздаяния за него. В этом смысле у нас в государстве полный дисбаланс. Зло не уравновешено воздаянием. Отсюда – инстинкт у людей соблюсти равновесие. Вина за то, что такое количество людей выступает за смертную казнь, лежит на государстве, которое не выполняет свою функцию сохранения этого равновесия. У нас люди не верят, что преступники исправляются, что они получают справедливое воздаяние. Отсюда им видится такое кардинальное решение проблемы: за большое зло должно быть большое воздаяние, а именно – смертная казнь. Если государство не выполняет свою функцию, то начинается самосуд – неправовая форма отношения к этой проблеме. Если по-другому задать эти вопросы, то мы увидим, что люди готовы исполнить функции государства в форме самосуда над насильниками, тех, кто совершает преступления в отношении детей, женщин, слабых. Вот и получается как бы жестокость народа», - заключил о. Владимир.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, полагает, что вопрос, почему так много людей, желающих применения смертной казни, очень серьезный и сложный.
«Служители Церкви, по крайней мере, не могут выступать за смертную казнь. Исходя из сложившейся в нашей стране ситуации, мне ближе позиция тех, кто считает, что временная отмена (причем «временная» длится уже значительное время) на сегодня - лучшее решение. Что касается нравственно-человеческого аспекта, то для многих осужденных особой разницы нет. Многие даже предпочли бы смерть невыносимым условиям заключения. Если смертная казнь окончательно не отменена, то преступник остается под угрозой ее применения. И эта угроза кого-то все-таки отвратит от совершения тяжкого преступления. Кого-то эта неопределенность, может быть, подтолкнет к покаянию, но кто-то останется прежним. Ситуация непредсказуема, поэтому давать какие-то рекомендации очень сложно. Видимо, лучше пока оставить как есть», - заключил священник.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что такое количество сторонников смертной казни объясняется тем, что в стране все-таки очень много беззакония - и преступности, и коррупции.
«И все видят, что часто это все остается безнаказанным. И люди видят решение проблемы в устрожении наказаний, вспоминая те периоды нашей истории, например, в период правления Сталина, когда были очень жесткие меры, позволившие навести внешний порядок. Люди просто устали от беззакония и безнаказанности разного рода преступников, поэтому считают, что в такой ситуации нужны какие-то радикальные действия. Но я, - как, наверное, и многие христиане, - не считаю, что смертная казнь стала бы панацеей от всех этих проблем. Тем более, мы видим, что во многих странах, где нет смертной казни, уровень преступности гораздо ниже. И из истории человечества мы знаем, что смертная казнь, как правило, применялась государством как крайняя мера в какие-то очень тяжелые периоды. Я, безусловно, против смертной казни, но считаю, что государство должно, наконец, взять на себя ответственность по наведению порядка в стране и изоляции криминальных элементов от общества. А введением смертной казни проблема не решится. Тем более, что все знают, что правосудие у нас далеко не всегда бывает справедливым, и тогда при введении смертной казни могут пострадать совершенно невинные люди. Прежде всего, нужно строить правовое общество, следить за исполнением законов, чтобы наказание за преступление было неотвратимым. Вот, по-моему, первая задача государства», - заключил отец Гермоген.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, полагает, что такое количество сторонников смертной казни может быть вызвано массовым расстройством нервов и психики вследствие ненормальных условий жизни, нездорового питания, злоупотребления медикаментами.
«Все это вызывает и заторможенность мыслительной деятельности, и неадекватные эмоциональные реакции. Наше общество переполнено немотивированной агрессией и озлобленностью. Разве мы не слышим на каждом шагу: «Поубивал бы всех». Это мы слышим от «нормальных мирных граждан» в повседневном общении! А если, застрял в пробке, кто-то толкнул или не так посмотрел? Цифры и отражают это состояние симпатического расстройства. На самом деле это серьезная государственная и общественная проблема. К сторонникам смертной казни я себя отнести никак не могу, потому что есть заповедь Господня «Не убий!». Спросят, конечно: «Что же теперь и маньяков в живых оставлять?» - как будто они не такие же носители, и одновременно жертвы агрессии общества, такие же жертвы отравления трансгенными продуктами и медикаментами, жертвы промывания мозгов СМИ. Безусловно, преступление должно наказываться. Но что делать с массовым ожесточением, которое становится общим знаменателем и для тех, кто активно выступает за смертную казнь, и для тех, кто, по мнению первых, ее достоин, при этом численность обоих лагерей, похоже, увеличивается?» - задается вопросом священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что это очень характерная тенденция.
«Если человек требует смертной казни, - значит, он не доверяет судебной системе, правоохранительным органам. К сожалению, в последние годы мы стали свидетелями, что по УДО выходили опасные отморозки, которые выйдя на свободу, совершали страшные преступления. Последний случай был на Ставрополье, когда из-за преступной халатности правоохранительных органов была убита маленькая девочка. Педофил Амбарцумов получил пожизненный срок. Но мы помним, что в России нет как такового пожизненного заключения, через 25 лет он вполне может выйти на свободу. Я против смертной казни, но я за глубокое реформирование судебной системы», - заключил священник.