«В течение последних нескольких месяцев Россия уверенно сказала всему миру, что она безусловно способна говорить своим языком, говорить как самостоятельная и сильная страна, традиции и опыт жизни которой дают ей право на собственный путь, дают право не только отстаивать свое видение общественного устройства, но и предлагать его всему миру.
Не случайно сегодня, несмотря на все окрики и уговоры со стороны Запада, нами было сказано: да, мы настаиваем на защите детей от ранней сексуализации и тем более от пропаганды гомосексуализма. Да, поддержка усыновления русских детей в период демографического кризиса зарубежными семьями - это в высшей степени иррациональный шаг. Да, мы не хотим, чтобы эти дети после усыновления извращенцами потеряли веру, в которой многие из них крещены, и потеряли нормальную жизнь. Да, мы можем спорить в полный голос с теми, кто пытается поставить население планеты под тотальный электронный колпак. Да, нам не нужны придуманные не нами и стремительно обнаруживающие свою несостоятельность идеологические схемы вроде учения о якобы неизбежности конфликта между народом и властью. Мы за то, чтобы народ и власть думали и действовали в единстве.
Нам не следует бояться формулировать свой взгляд на мировую экономику, которая вполне может быть свободна от абсурдной идеи постоянного роста, от тех, кто контролирует эфемерные и сомнительные маркеры этого роста вроде доллара или биржевых показателей. Да, мы можем предлагать миру модели общественного устройства, даже радикально отличающиеся от шаблонов западной демократии. Важно только проявить, наконец, волю, не бояться формулировать самые смелые задачи, даже если кому-то это очень не понравится, и предлагать свои пути глобального развития.
Многие сегодня смотрят на Россию как на защитницу христианских идеалов и традиционной нравственности, как на страну, которая может быть реальной альтернативой миру золотого тельца и самоубийственного понимания свободы. Россия должна ощутить себя центром христианского мира, и только на этом пути она сможет состояться. Все остальное для нее, во-первых, мелко, а, во-вторых, саморазрушительно».
«Как бы вы прокомментировали слова о. Всеволода? Следует ли, на ваш взгляд, России противопоставлять себя тем путям развития, которые сегодня считаются общепринятыми? Способна ли она на это? Не приведет ли это ее к культурной и политической изоляции?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что Россия может ощущать себя центром и защитницей христианского мира.
«При этом вовсе не нужно противопоставлять себя миру, - надо просто оставаться на своем месте, данном нам Богом. И в этом смысле я с отцом Всеволодом Чаплиным могу согласиться. То, что он говорит про нашу страну, подходит к России как к совокупной личности нашего народа. Но вопрос, насколько руководство России соответствует тому положению, которое державно мыслящие люди осмысляют как место России в мире? Этот вопрос остается открытым, хотя я бы очень хотел, чтобы это соответствие было более полным. Мне бы хотелось, чтобы и члены Церкви соответствовали этим замечательным словам отца Всеволода Чаплина. Да будет так в нашем православном мире, в нашей православной державе», - заключил о. Александр.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, отметил: то, что называют во многих газетах «общепринятым», таковым не является.
«И в Америке, и в Европе довольно сильны консервативные движения, активно выступающие против всего этого «общепринятого». Их, кстати, поддерживают многие политики. Это и есть мнение здоровой части человечества. Это подтверждают и массовые демонстрации против «однополых браков» в Париже. Так что это совсем не «общепринято». Другое дело, что всевозможный разврат людям навязывается - и, к счастью, у наших русских лидеров хватило смелости сказать это вслух. И что это ясно провозгласили в России, в моей родной стране, это очень хороший знак. Но тогда христианство действительно должно стать основой нашей жизни, иначе все эти прекрасные слова станут просто лозунгами, повисшими в воздухе», - заключил о. Димитрий.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, заметил, что в словах о. Всеволода слышна традиция, связанная с именами Данилевского, Достоевского, Победоносцева, К. Леонтьева.
«Указание на особое призвание восточнохристианской цивилизации в судьбах мира – идея, не раз звучавшая в русской мысли. Насколько оно приложимо к современной Российской федерации, можно дискутировать. Но очевидно, что развитие общественно-политической обстановки показывает: наша страна – не только власть, но и народ (и в этом соглашусь с о. Всеволодом) – не приемлет тенденцию к окончательному разрушению основ христианской этики, а теперь уже и антропологии – половой самотождественности человека, что мы наблюдаем в современном секулярном гуманизме западной цивилизации. И говорить о России как о христианской стране (а это очень высокая планка), как о социуме, в котором хотя бы на уровне идеала удерживаются традиционные и в хорошем смысле консервативные ценности, в сравнении с либеральным Западом - мы вправе и должны», - заключил о. Максим.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что, когда миллион французов вышел на улицы Парижа, протестуя против легализации однополых «браков», и люди скандировали: «Россия, помоги нам!», это «действительно свидетельствует, что нравственный авторитет нашей страны возрастает».
«Если на Западе нравственные устои серьезно пошатнулись, то в России они еще воспринимаются, в том числе и политическим истеблишментом, как нечто совершенно необходимое. И в этом смысле единство общества, государства и Церкви – это искомая симфония, которая может реально осуществиться, когда мы все будем сообща противостоять идеологии Золотого тельца и идеологии безнравственности, которая наступает на весь мир. И о. Всеволод совершенно прав, говоря, что Россия сейчас многими воспринимается как центр христианства, из которого произносятся призывы, которые не противоречат библейскому откровению, которые предлагают нам следовать путем библейских нравственных норм жизни», - заключил священник.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, подчеркнул, что стремление к естественному развитию общества не есть противопоставление всему миру.
«Общество ведь как дерево: оно может естественно расти и развиваться, но ему же можно и что-то неполезное прививать и всячески уродовать. Россия все-таки пытается развиваться естественным, традиционным путем. Для нормального развития общество должно опираться на онтологические библейские принципы. Навязывание обществу разврата и извращений как нормы ведет его в пропасть неоязычества - что мы и видим на Западе, где растление человеческой личности пропагандой сексуальной вседозволенности, гедонизма является сознательной попыткой извратить образ Божий в человеке. Почему мы должны идти этим путем? Это не мы противопоставляем себя естественному образу жизни и традициям. Наоборот, мы взываем к разуму и здравому смыслу. Поэтому и никакой изоляции не будет. И на Западе многие придерживаются традиционных ценностей, и нас как раз поддерживают, и все больше именно на нас ориентируются, осознавая, что западное общество все больше оказывается под властью денег и медиа. Что это за демократия, когда во Франции принимаются законы вопреки мнению большинства!? Это же власть меньшинств! Людей оболванивают, превращают в язычников, которыми легче управлять, играя на их порочности и ложной свободе – вседозволенности. Но нравственное начало в человеке разрушить все-таки не так просто, эти попытки наталкиваются на сопротивление. Да, это тяжелая борьба, но это борьба за человека, за сохранение образа Божия в человеке. И эта борьба должна быть более решительной. Поэтому гомосексуализм нужно вывести за рамки нравственного закона. Но это касается и того, что творится на наших экранах – здесь и блуд, и насилие. Поэтому, сказав А, нужно сказать и Б, поставив жесткий барьер пропаганде греха, насилия и пошлости в СМИ. Россия должна явиться настоящей духовной крепостью христианства», - заключил о. Валерий.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, подчеркнул, что в основе и нашей, и европейской культуры лежат христианские ценности, и сохранить эти ценности для себя и своего народа – задача самая важная.
«Нужно не бояться самоизоляции, - важнее не потерять свое лицо. Если мы перестанем быть христианами, кем мы тогда будем? А Европа как раз теряет свое христианское лицо, которое когда-то и сделало ее всемирным центром интеллектуального и духовного развития и образцом для всего мира. Если мы хотим остаться христианами, нас не должно пугать и смущать, что мы можем остаться одни. Останемся одни, но с Богом. Так что не надо поддаться всеобщей деградации, необходимо остаться на высоте истины», - заключил отец Георгий.