«Кто согрешил, он или родители его?»

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о слепом

Пастырская проповедь 
0
1211
Время на чтение 8 минут
Христос воскресе! Святая Церковь избрала это Евангелие о слепом для последнего воскресенья Пасхи, чтобы показать нам, что прозрение, радость видения Господа, дается всему миру Крестом. Чтобы мы всегда, прощаясь с Пасхой, помнили об этом.

Тяжело человеку быть без Господа, тяжело человеку быть слепым. Мы видим не просто слепого человека, а человека, который слеп от рождения. Кто ослеп, лишившись радости света, — это одно. А тот, кто родился слепым, не имеет о свете никакого представления, такой человек много бы дал, чтобы хоть на один день увидеть свет, все краски, очертания, всю красоту этого мира, все, что можно увидеть в нем глазами, хотя бы на один миг, а потом пусть снова навсегда наступает тьма. Или может быть, наоборот, его страдание после такого краткого прозрения стали бы еще более горшими.

Благодарим ли мы Бога за все, что нам дано? За то, что мы принимаем обычно как должное, никогда не задумываясь о том, какой это дивный Божий дар — глаз, одно из самых удивительных чудес чудесного человеческого тела. Какая милость, что Бог не допустил ни малейшей неточности, когда создавал для нас, лично для каждого из нас этот сложнейший и тончайший орган! Малейшая неточность — и не было бы у нас никакого зрения.

Христос многих исцелял из тех, кто терял зрение из-за болезни или несчастного случая, а здесь он исцеляет слепого от рождения, чтобы показать, что в Его власти помочь нам в самых отчаянных беспросветных обстоятельствах. И Он дает образ того, как действием Его благодати могут прозреть грешные наши души, которые по естеству своему вследствие отпадения от Бога духовно слепы.

Как совершается прозрение? Оно совершается, потому что Бог видит человека. В Евангелии сказано, что Христос, проходя, увидел этого человека. Другие тоже видели его, но не так, как Он. Христос часто обретается теми, кто не ищет Его и не может Его видеть. И тайна исцеления человека заключается, как сказал блаженный Августин, в следующем: мы видим, потому что Бог видит нас.

И далее мы слышим разговор Христа и Его учеников об этом человеке. Когда Христос взглянул на него, они тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Вместо этого они задают очень странный вопрос: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» Мы не можем не видеть, до какой степени этот вопрос является безлюбовным. Они полагают как само собой разумеющееся, что эта страшная болезнь была наказанием за какие-то необыкновенные грехи. Но Господь говорит нам сегодня в Евангелии, что мы не должны считать большими грешниками тех, кто терпит большие скорби. Потом Он покажет это на Самом Себе, чтобы мы увидели, Кто терпит самые большие скорби. А что касается нас, то благодатью покаяния мы можем назвать собственные скорби наказанием, но благодать любви научает нас видеть скорби других людей, о жизни которых мы не можем явно сказать ничего плохого, и называть их испытанием. Эти скорби — испытание каждого человека, насколько он подлинен, насколько он Христов, насколько в нем нефальшиво золото Божия образа.

В вопросе учеников — ненужное любопытство: кто так тяжко согрешил, он или родители его. А что им до этого, какая польза для них было это знать? Мы чаще интересуемся грехами других людей, чем своими собственными, рискуя впасть в грех осуждения, хотя сказано, что согрешающий этим грехом повинен во всех грехах и участвует в грехах человека, которого он осуждает.

Но давайте разберемся, о чем спрашивают ученики. Они хотят знать, наказан ли этот человек за какой-нибудь свой грех или за грехи своих родителей. Что значит «за свой грех», если он родился слепым? За какой такой грех до своегорождения? Не может быть, конечно, как говорят иные лжеучения восточных религий, что человеческая душа жила в другом теле прежде своего рождения, а теперь заслуженно терпит наказание за грехи, содеянные в прежней жизни. Подобные философские измышления лжеименного разума просто не могли быть известны тогда некнижным и трезвомыслящим Галилейским рыбакам. А если бы они услышали что-нибудь подобное, то с негодованием отвергли бы это, потому что откровение Божие еще в Ветхом Завете учит, что личность каждого человека — единственная и неповторимая: неповторимая душа и неповторимое тело.

Грехи и смерть разделяют душу и тело, лишают человека единственности и неповторимости. Но есть тайна Воскресения, и силой Божией будет восстановлена в полноте в конце времен каждая человеческая личность. Причем так, что мы будем подобны Самому Воскресшему Христу Богу, потому что увидим Его, как Он есть. Своим Воскресением Он дарует нам наше воскресение. Каждый из нас будет таким же единственным и неповторимым, каким он уже и сейчас является, только это раскроется в безмерной степени.

Для непросвещенных светом Христовым людей трудно видеть неповторимость и единственность другого человека, тем более, трудно узнавание Христа после Его Воскресения для учеников Христовых. Но это узнавание необходимо. Необходимо узнать и увидеть, что этоТот Самый Христос. Необходимо узнать и увидеть, что это тот самый единственный человек, ради которого Бог стал человеком и ради которого Он принял страдание и воскрес. Но это узнавание трудно, как трудно, мы видим, узнавание даже этого исцеленного слепорожденного: одни говорят, что это тот же самый человек, другие, что похож на него.

Какая мудрость и сила, какая любовь Божия в творении такого разнообразия человеческих лиц, так что не существует двух людей настолько похожих, что нельзя было бы их различить! Представьте хотя бы на мгновение, что слепая бездушная природа, как говорят безумцы, по слову Писания, сама все сотворила, и человек невероятным, непостижимым образом получил те же самые дары, какие мы имеем от Бога. Но природа забыла или просто бы не оказалось у нее возможности обеспечить один существенный дар, и все люди были бы совершенно похожими друг на друга: с одинаковыми лицами, глазами. Жизнь бы прекратилась тогда. Нигде, ни в каком проявлении она была бы невозможна. Тайна человеческой личности с ее неповторимой душой и с неповторимым телом заключается в том, что это дар и образ Божий, созданный Божией любовью. Потому возможно чудо подлинного человеческого общения — любовь.

Но почему все-таки ученики спрашивают о грехах слепорожденного? Нет ли его вины какой-нибудь в том, что он родился таким? Да потому что в очах Божиих наше прошлое, настоящее и будущее — как один миг. И Бог, предвидя грехи, которые мы совершим, может для нашего блага, лишить нас физической возможности это сделать либо внезапной смертью, «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», либо связующим нас по рукам и ногам скорбным посещением. «Прежде чем ты был соткан во чреве материнском, — говорит Господь, — Я видел все вхождения твои и исхождения».

А может быть, человек может согрешить прежде своего рождения во чреве матери? Мы знаем только, что еще нерожденный Предтеча во чреве матери в Духе Святом приветствует с радостью еще нерожденного Богомладенца. И о «человеке беззакония» святые отцы говорят, что он в беззаконии будет зачат и в беззаконии родится. Кажется, фарисеи именно так судят о слепорожденном: во грехах ты весь родился, говорят они ему. Но в том-то и дело, что они этим своим судом совершают диавольский переворот правды. «Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя». Эти святые слова покаяния, которые призван говорить каждый человек, когда мы их обращаем против другого только на том основании, что Бог посетил его тяжкими скорбями, становятся диавольской клеветой.

А то, что дети часто страдают за грехи родителей, — объяснять ненужно. После первого грехопадения дети наказываются за грехи родителей. В Священном Писании и во всей человеческой истории мы видим множество примеров того, как таинственно связаны мы этим родством друг с другом. И наше время, наверное, как никакое другое, является убедительной иллюстрацией этой связи. Для родителей, любящих своих детей, есть достаточное основание остерегаться греха, если они не хотят, чтобы их дети страдали после этого, и жизнь их превратилась в беспросветный слепой ад.

Мы понимаем, что связь между нашими грехами и судьбой наших детей очевидна, однако есть более глубокая тайна в этой связи. Преподобный Паисий Афонский, когда к нему пришел человек, сын которого был болен раком, сказал ему, чтобы тот отказался от своей любимой страсти, и все будет хорошо. Так и было. Потом, когда человек этот вернулся к своему греху, вернулась болезнь к его сыну, и он умер.

Но почему же в жизни иногда бывает совсем по-другому? Например, дети таких праведников, как святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) или отец Валентин Амфитеатров, были неверующими. Этим Господь показывает, что свободное произволение человека не отнимается ни при каких обстоятельствах, ни при какой наследственности. Показывает еще для того, наверное, чтобы мы научились любить Бога больше всего на свете, больше, чем своих самых дорогих детей. И конечно, испытание неверием собственных детей является скорбью, которая по тяжести своей следует за самой великой скорбью богооставленности. Но Господь не оставляет нас и такими скорбями для того, чтобы мы прозрели.

Так кто же согрешил, что этот человек родился слепым? «Не согрешил ни он, ни родители его, но это дано для того, чтобы явились на нем дела Божии», — говорит Христос. Блаженны те, на ком являются Божии дела. А на ком они являются? На всех людях без исключения, на всем роде человеческом. Значит, все люди блаженны, для всех уготована только радость? Да, говорит Господь, не имеет значения, кто и как согрешил. Если даже и тяжко согрешил, Я любовью Своею беру на Себя грехи всех. Перед светом Божественной любви исчезает тьма всех грехов и становится как бы небывшей. Как говорят святые отцы, перед океаном Божественной любви все зло мира не больше горсти песка. Это для того, чтобы не помрачился никогда наш взор, когда мы видим все возрастающее зло, и кажется, уже неизлечимую слепоту большинства людей.

Никто не согрешил, ни этот человек, ни родители его, ни прародители его, хотя все согрешили, но все безгрешны, и все без исключения «внидите паки в рай». Это Божии дела, не человеческие, это то, что Христос совершил ради спасения всех Крестом и Воскресением. И то, что Он доныне каждый день совершает для всех нас. Этот человек — обыкновенный представитель духовно слепого человечества.

Этот слепорожденный — особый избранник Божий. Он ради Христа, ради того, чтобы все узнали, что Христос — свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир, прошел через долгий, очень долгий мрак страдания. Мы почти ничего не знаем об этомслепорожденном, но слова Господа, что он страдал ради славы Божией, говорят о многом. Поистине, кто страдает ради Бога хотя бы один миг, не потеряет награды своей. А за годы страданий Бог воздает страждущему человеку всем светом безмерной славы Своей. Этот человек родился слепым, чтобы на нем явились дела Божии для всех, кто был свидетелем этого чуда, кто слышит это Евангелие и будет слышать до конца мира.

Те, кто не замечают Промысла Божия в повседневной жизни, могут увидеть его в чрезвычайных явлениях и прозрениях. Много лет прошло с тех пор, как родился слепым этот человек. И смысл его несчастья раскрылся только сейчас, через много лет. Человеку нужно долго читать то, что написано о нем в книге жизни, пока он поймет, что он читает, надо много страдать, чтобы дойти до той радости, которую Господь приготовил для каждого человека и которой никто не может отнять. Всем дано страдать, но немногие умеют переносить страдания. Еще меньше тех, кто умеет благодарить Бога за эти страдания.

Святые отцы говорят, что драгоценна молитва «Господи, помилуй». Ничего нет, кажется, ее драгоценнее, но во сто крат драгоценнее молитва «Слава Тебе, Боже, слава Тебе» среди скорбей, потому что первая молитва, говорят святые отцы, это необходимость, а вторая молитва — это подвиг. В конце концов, самое страшное страдание заключается в том, что человек не видит смысла своих страданий, в том, что он слеп.

Есть совершенно удивительный рассказ современного афонского монаха об одном человеке, у сына которого внезапно что-то сделалось с глазом. Врачи обнаружили злокачественную опухоль, и глаз пришлось удалить. Монах молился об этом мальчике и оегоотце, потому что страдание отца было неменьшим, а, может быть, большим, чем у сына. Молился, чтобы Бог дал им просвещение. Он сказал отцу, что если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за веру во Христа. Когда отец понял это, он начал прыгать от радости. Бог просветил его благодатью, свет Воскресения коснулся его души, и он понял, что несправедливости не было. Он понял, почему святые отцы говорят, что в будущей жизни человек будет жалеть, что у него мало было скорбей здесь на земле — потому что через эти скорби мы приобщаемся тому чуду, которое является Крестом Христовым. Он понял, что Бог не совершает несправедливости, что Он видит все до конца и любит до конца.

Если нам не дано мученичество и исповедничество за Христа, нам всем даны скорби, которые мы можем принять ради Христа. Если Бог может прославиться через нас и в нас, значит, не напрасно дана нам жизнь. И в этом сегодня нам как никогда дана возможность убедиться. Радость прозрения дается Крестом Христовым, которым Он приобщается всей нашей тьме, и нашим крестом, которым мы приобщаемся всему Его свету, всей славе Его Креста и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Христос Воскресе!

Уважаемый ,Отец Александр. По Таинству Священства , в службах и проповедях вы представляете Сына и Отца Небесного. ---- Батюшка , благословите! И не прогневайтесь сильно , если .. ненароком .. скажу что нибудь дерзкое. --------- Господь учит нас через Св. Апостолов тому , что мы можем вместить. И тому , что нам полезно. И если в материальном мире , ни один человек никогда не сможет полностью разобраться .. Что говорить про Великие Тайны Божии в невидимом мире! ----- Православные не задумываются о т.н. реинкарнациях , не потому , что их не было. А потому , что нам и знать об этом не нужно. Поскольку задача перед нами поставлена - " совлечь с себя ветхого человека , и стать человеком новым..". " Восточные учения" , узнав некоторую тайну невидимого мира , так на ней и зациклились. В этом и разница. А нам задумываться об этом - неполезно. Нам нет от этого никакого проку. -------- Хотя , в Писании , о перевоплощениях говориться. Где - почти прямо. Где - косвенно. Например , из обращения Отца Небесного к многострадальному Иову - " ... Ты конечно , доходил до края тьмы! Потому что уже Тогда был рождён. И число дней твоих очень велико. ..." ----- Ув. Отец Александр. Зачем аз это пишу ? Дело в том , что мниться - если рассуждать о невидимых Тайнах .. не имея духовного опыта .. только своим человеческим рассуждением .. да на основании только явленной нам информации. То - почти всегда будет ошибка. Например - Многие Православные почитают только Подвиг земной жизни Господа Иисуса Христа. И его крестные страдания. Правильно почитают!! Но! Главный ( и невидимый ) Подвиг Господа , это его сошествие во Ад. До самого донышка. Где скорбь Совершенного Сына Совершенного Отца... Во искупление наших грехов .. Столь велика была .. , что нам, милостево , дозволено и не знать о ней . И только лишь предполагать. И , ув. Отец Александр. Если вы имеете духовный опыт , то сможете и нам рассказать - Почему Господь .. сразу после Воскрешения .. сказал ученику - " .. Не прикасайся ко мне! Ибо Я не взошёл ещё к Отцу.." Разумеется эти слова , не имели в виду последующее Вознесение Господа ( в теле ) на Небеса. ----- И вот .. ещё . Каждый человек - неповторим и индивидуален. Но. Есть даже и наши современники , которые родились в племенах каннибаллов .. и почили .. даже не узнав , что на Земле есть цивилизация. И, тем более , не зная и намёка на Евангелие! Вот и получается, Ув. Отец Александр , что если без должного уважения относится к невидимым Тайнам Божиим .. К тому же явлению перевоплощения .. То легко впасть в самопревозношение. Посудите сами. - Вы родились в России , которая Удел Царицы Небесной. Крещены и рукоположены в Православии , которая сохранила преемство от Самих Св. Апостолов и не уклонилась. --- Выходит - вы неизмеримо лучше , чем тот почивший каннибалл ? ------ Ув. Отец Александр! Простите Христа ради , если невольно чем задел. Аз - грешный немножко неуютно себя чувствую , от того , что .. как бы влез с поучениями . Просто так получилось , что аз- грешный претерпел духовный опыт ( которого не искал ) , раньше чем открыл Писание и Святоотеческое Предание. В которых всякий раз находил только подтверждение тому , что было показано .. и испытано собственной ничтожной персоной. С огромным Уважением к вам. Отец Александр. Мн. грешный раб Божий , Николай.
боеприпас / 09.06.2013, 01:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
23.11.2024 07:12
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00