Третий по счету Единый госэкзамен в 2013 году, как и предыдущие, начался со скандала, отмечает Regions.ru. Еще до начала тестирования в интернете появились многочисленные предложения за деньги и даже безвозмездно предоставить ответы на экзаменационные задачи.
«Год за годом Минобру пытаются втолковать, что у ЕГЭ системный порок: все, от школьника до губернатора, заинтересованы в завышении баллов — и нет ни единой силы, заинтересованной в честности экзамена, - пишет известный публицист Александр Привалов. - Год за годом Минобр в ответ радуется, что нарушений снова стало меньше, что борьба с ними снова стала гораздо борцовее, что ещё чуть-чуть, и ЕГЭ станет чист, как слеза сдающих его младенцев. И к нынешнему лету всероссийская традиция неофициального прохождения ЕГЭ вполне сложилась. Она изумительно разнообразна. В Махачкале 40% одиннадцатиклассников перевелись в районные школы, где сдача ЕГЭ «проще и дешевле». В московской школе — вот только что рассказал коллега, у которого сын сдавал, — ответы, достаточные для «тройки», детям попросту выносили учителя. Хочешь больше — старайся сам, но и это не слишком трудно: все или почти все варианты заранее были в сети».
Ряд опрошенных NEWSru.com выпускников подтвердил, что задания ЕГЭ по русскому 27 мая, например, появились как минимум за сутки до самого тестирования. То же самое повторилось с экзаменами 30 мая, когда сдавали информатику, биологию и историю.
Получить ответы можно несколькими способами: подписаться на сообщество или группу, которая обещает прислать решение, найти в Сети человека, который готов поделиться знаниями за деньги, либо просто ввести запрос в поисковую программу и выйти на специальные сайты, которые предлагают услуги по помощи в сдаче ЕГЭ.
«Подавляющее большинство выпускников прекрасно понимают: чтобы продолжать заниматься любимым делом, нужны одни знания; а чтобы сдать ЕГЭ, - совсем другие», - отмечает писатель, член Академии Российского телевидения Андрей Максимов. Он сетует, что новоявленные студенты, приходящие в вузы после ЕГЭ, не знают ни истории СССР, ни кто такой Борис Пастернак - некогда было этим заниматься, нужно было готовиться к ЕГЭ. "Дети понимают, что по сути ЕГЭ - это война, которую им объявили взрослые, и воюют, как могут... ЕГЭ для большинства детей давно перестал быть экзаменом. Это война, лотерея... Что угодно, но только не мероприятие, на котором оцениваются их знания, то есть та информация, которая может пригодиться в дальнейшей жизни. ЕГЭ сдают не те, кто имеет знания. А те, кто имеет крепкие нервы», - замечает Максимов.
«Сначала сторонники ЕГЭ говорили о том, что благодаря новой системе исчезнет коррупция. Когда стало ясно, что она не просто не исчезла, а выросла, возник другой плюс, носящий красивое название "социальный лифт". Попросту говоря: детям из отдаленных школ теперь проще поступить в столичные вузы. Вместо того чтобы улучшить обучение в отдаленных школах, мы ослабили критерий поступления в вуз. Разве в связи с ЕГЭ дети из отдаленных школ стали больше знать и потому поступают? Нет, они знают столько же, если не меньше, просто система упростилась. То есть в результате всего этого средний уровень знаний студента престижного вуза упал. И чему мы радуемся?» - спрашивает он.
«Как вы расцениваете эту критику Единого государственного экзамена? Видите ли вы реальные плюсы в ЕГЭ? Оценивает ли этот экзамен реальные знания учеников?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что ЕГЭ сам по себе порочен.
«У детей, которых начинают натаскивать на ЕГЭ с 1 класса, совсем другие знания, другие критерии оценки, их совершенно не учат системно мыслить. Иными словами, ЕГЭ серьезнейшим образом понижает не просто уровень знаний, а понижает способности наших детей к рефлексии. Об этом много говорили еще в начале «нулевых», и эксперты делали серьезный разбор ЕГЭ в тех странах, где он введен давно. Говорить, что ЕГЭ служит повышению знаний - или наивно, или нечестно. Я сам видел, что заранее можно было скачать правильные ответы, и сделать это было несложно. Единый госэкзамен - это совершенно неадекватная и безумная система, которая просто добивает наше образование. Поэтому и защищать ЕГЭ просто преступно. Я настаиваю, что эта безумная и безнравственная система, которая направлена только на выбивание денег, как у нас это принято, должна исчезнуть, и считаю, что все, кому небезразлично будущее нашей страны, должны добиться ее отмены», - заключил о. Максим.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что недостатки ЕГЭ здравым людям были очевидны еще на стадии обсуждения.
«Ведь речь идет не о том, чтобы улучшить систему образования, а внедрить некую новацию, за которую разработчики получают бешеные деньги. Что невозможно сохранить в тайне такой объем информации, которая неминуемо расходится по всей стране, тоже было очевидно с самого начала. Что уровень коррупции только возрастет, тоже не стало неожиданностью. Чтобы вносить какие-то изменения в систему образования, которая отлаживалась веками, нужно подумать даже не семь раз, а семьдесят семь. И проекты, которые касаются всего населения страны, должны и всенародно обсуждаться, причем обсуждение должно быть не подгонкой под готовый ответ и не затыканием рта несогласным, а поиском наилучшего решения. Этого не было. Тех, кто внедрял эту бездарную систему, надо бы под суд. Скандалы так и будут продолжаться, а уровень образования так и будет падать», - заключил о. Александр.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, также не видит в системе ЕГЭ никаких плюсов.
«По идеологическим предметам вопросы составлены тенденциозно: упоминается, например о «вымышленных чудесах» от мощей царевича Димитрия Угличского. Кто эти вопросы составляет? Что ЕГЭ - это новое широчайшее поле для разгула коррупции, уже всем очевидно. Разговоры о «секретности» в наше время просто смешны. Не говорю уж о том, что именно ребята, даже не умеющие толком говорить по-русски, получают высшие балы по русскому языку. Следует также указать на стремлении максимально снизить уровень образования, - очевидно, чтобы в результате получить невежественный народ, которым легко манипулировать. Деградация идет быстро. Ведь получается уже по Льюису: «Мы посадим отличника вместе с двоечником и заставим читать по складам» («Письма Баламута»). Идет сплошное уравнивание. Обучение превращается в натаскивание. Под угрозой высшее образование как таковое. Понятно, что это определенная идеологическая установка. Она внедряется насильно, вопреки мнению общественности и экспертов. Возражения ученых и педагогов просто игнорируются. Фактически это идеологическая диверсия», - заключил о. Илия.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что плюсы ЕГЭ, если они есть, чисто теоретические: на практике же их вообще нет.
«Если вузам будет предоставлено право самим устанавливать способы тестирования абитуриентов с целью выявления достойных учиться, тогда мы увидим и ценность ЕГЭ, увидим, какие вузы его оставят и в каком объеме. Борьба с коррупцией ЕГЭ, по-моему, никак не поможет: во-первых, ему, похоже, уже ничто не поможет, а во-вторых, сама борьба с коррупцией у нас коррумпирована. Государство должно четко сформулировать, каких специалистов с каким уровнем образования оно хочет видеть. Тогда будут понятны цели, с которыми вводится ЕГЭ. Есть также силы, который хотели бы полностью дискредитировать и систему образования в целом. Нам нужно серьезно задуматься, чего же на самом деле хочет наше государство и что нужно нашему народу, чтобы обеспечить себе будущее», - заключил о. Алексий.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что, к сожалению, ЕГЭ представляет собой лишь одно из направлений в образовательной политике – а она больна насквозь.
«Сейчас проводить всю работу каким-то отдельным отраслям этого слепого и бесполезного по сути дела, хотя и финансоемкого, механизма Бесполезно. Дело ведь в том, что цели этой политики в целом либо неясны, либо сводятся к «выжать из образования деньги» - а это ужасно. Чем, собственно, хотят поднять образование - разговорами о повышении статуса учителя? Мелочной формализацией, формальной отчетностью, ежегодно изменяемыми требованиями к ее оформлению, бесконечными проверками? К сожалению, приходится констатировать, что в верхах свило гнездо поверхностное прозападное мировоззрение, непонятное ни большинству народа, ни просвещенным людям, ни специалистам в сфере образования, достигшим известных степеней, мудрости и опытности. Все это вызывает крайнее огорчение. Складывается впечатление, что эта отрасль жизни отдана силам, которые не желали бы просвещенной, образованной, готовой для будущего служения своей великой стране молодежи», - продолжил он.
«Нужно уяснить идеалы и принципы, которые должны бы отразиться и в образовании. Если будет сформирована идея нашего отечества и в связи с ней задача для нашего образования, тогда всякие ЕГЭ, двухуровневое образование и прочие достижения западного образа жизни потеряют свое обаяние. А в отсутствии этой ясности, пренебрегая воспитательным значением образования, вне нравственных и религиозных ориентиров мы обречены под западную диктовку подсчитывать убытки нравственные и финансовые. До чего это дойдет, узнают не только наши потомки, а и мы сами по тем печальным событиям, которые неизбежно грядут вслед за отказом народа от своей веры, от своих традиций воспитания детей», - заключил о. Лука.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, полагает, что критика ЕГЭ правильная.
«Контроль над распространением информации по ЕГЭ практически невозможен. Ни о какой объективности оценки знаний с помощью ЕГЭ речи быть не может. Естественно, возникает вопрос, на что же в принципе нацелена система ЕГЭ? Это какие-то благие цели? Очевидно, что нет. Более того, мы видим, что она планомерно разрушает отечественную систему образования. Нужен ли нам механизм, который только все разрушает и ничего доброго не приносит? Об этом стоит серьезно задуматься. Вместо того, чтобы полноценно учиться, школьники старших классов натаскиваются только на сдачу ЕГЭ. Ни о развитии самостоятельного мышления, ни о способности выражать свои мысли и усваивать знания речь не идет», - заключил о. Тихон.