«Подобные традиции необходимы для сплочения общества»

Священнослужители о том, как нужно проводить памятные дни

0
153
Время на чтение 6 минут
Жители Нижнего Тагила обсуждают в интернете моральную допустимость увеселительных мероприятий в День памяти и скорби, который в этом году пришелся на субботу (вечер субботы для увеселительных заведений – как раз самая «горячая» пора), сообщает Regions.ru.

В «Живом журнале» развернулась дискуссия вокруг вечеринки, объявленной в нижнетагильском ночном клубе на 22 июня. «Оригинально решили почтить память у нас... вечеринка в ночном клубе, – пишет один из пользователей. - Организаторы не знают что это за день?! Сомневаюсь, скорее, просто забили, ведь выручка ого-го в субботу! Не все ж в этом мире меряется выгодой! Одумайтесь! Никто не говорит, что 22-го надо посыпать голову пеплом и рыдать. Но какие-то вещи, соответственные именно этому дню, считаю, быть должны».

Его негодование поддержал екатеринбургский общественник Илья Будкевич, который пообещал привлечь к этой вечеринке (в остальном ничем не примечательной: клуб не пытается кощунственно обыгрывать дату, а просто воспринимает ее как обычную субботу) внимание депутатов облдумы.

Им возражают: «Девятого мая толпы молодежи и быдла надрались в ... 22 июня они сделают то же самое. О начале войны и о ветеранах один хрен никто из них не вспомнит. В чем соль?»

Даты, подобные Дню памяти и скорби, отмечаются в некоторых странах – например, в Израиле (День Катастрофы – в память о евреях, убитых нацистами) и Армении (годовщина начала армянской резни в Турции). Так, в Израиле в этот день в 10 часов утра по всей стране звучит сирена, во время которой все граждане двумя минутами молчания отдают дань памяти погибшим. При этом неважно, где они сами находятся в это время: идут ли по улице, едут ли в автобусе, поезде или машине или находятся на работе или дома. Если они находятся на работе или дома или идут по улице, они встанут или остановятся и будут стоять по стойке «смирно» во время звучания сирены. Если едут в машине или в автобусе, они остановятся, выйдут из машины и будут стоять во время звучания сирены. Даже если они едут на поезде и сирена не слышна, машинист в назначенное для сирены время остановит поезд и все встанут со своих мест, и будут молча стоять две минуты.

В России зарождается обычай в ночь на 22 июня, в 22 часа, ставить на окно свечи в знак памяти о погибших; но пока что он менее распространен, чем, например, георгиевские ленточки к 9 мая. Кроме того, в храмах Русской Православной Церкви 22 июня служат поминальные службы по тем, кто погиб на войне.

«Не следует ли в России ввести обычай, подобный израильскому? Допустимы ли, на ваш взгляд, увеселительные мероприятия в День памяти и скорби? Нужно ли их специально запрещать и будет ли толк от таких запретов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, сказал, что «Минута молчания» в его сознании выглядит жалким атавизмом советского времени, «когда молиться Богу, в существование которого перестали верить, было стыдно, и вместо молитвы все стали зачем-то молчать... Впрочем, если "минута молчания" является для кого-то "минутой воспоминания и осознания", лучше ею воспользоваться, нежели вовсе забывать страдания своего народа».

«Любому христианину приличны такие радости, которые не постыдны ни в праздники, ни в дни скорби, - считает он. - Радость и скорбь в христианстве вполне совместимы, о чем, к примеру, свидетельствуют такие праздники, как Успение Божией Матери, Усекновение главы Иоанна Предтечи или Воздвижения Креста Господня...»

«Вопрос же, как запретить неприличные увеселения в дни, когда эти увеселения становятся особенно неприличными – это великая государственная этическая проблема, так как в гражданском обществе о приличиях каждый по-своему судит и свое мнение имеет», - заключил он.

Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, думает, о том, что нам не надо копировать чужие обычаи и праздники, в том числе и израильские. «У нас и у самих их слишком много. Нет уж, мы в своей стране разберемся своей головой», - считает он.

«Что же касается увеселений в дни траура, так у нас вся жизнь уже давным-давно похожа на "пир во время чумы", разве мы этого не замечаем?! Чем страшнее и хуже вокруг - тем безумнее веселье. Люди напиваются, чтобы не видеть реальность и неистово хохочут и костерят ее на чем свет стоит в мрачном, похмельном, осатанелом сарказме. Поэтому и свадьбы, и поминки - все давно у нас сравнялось: везде пьют, хохочут и злобно и бессмысленно бьют морды. И это, кстати, очень выгодно, потому что не будут пить - будут думать, а будут думать - начнут бунтовать. Но кому же это надо, ведь нам нужна крепкая государственность!» - заключил игумен Никон.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, считает, что запреты попросту не на всех действуют. «На детей, например, до поры действуют, а когда ребенок подрастает, родители уже с ним советуются, устанавливается партнерство – ребенок становится взрослым, ответственным. Что у нас в России до сих пор идет разговор о запретах (и власть, конечно, пользуется системой запретов), говорит о глубоко нездоровом состоянии общества. Это говорит об инфантильности общества, его незрелости», - сказал о.Сергий.

«Если человек сам не понимает, что 22 июня – День скорби, значит, что он духовно незрел. Правительство, конечно, может ввести запрет - и нас об этом не спросит. Но будет ли от этого толк? Важнее ведь духовное состояние общества».И до каких пор можно считать общество ребенком? Конечно, обо всем обществе так сказать нельзя. Но кто же его будет воспитывать, с какой целью, как это делать? Сохранится ли любовь и свобода? В данном случае, по крайней мере, о проблеме заявлено. И если вечеринку в баре отменят, люди хотя бы будут знать почему», - уверен священник.

«Из форм памяти лучшие те, которые сами вырастают. Традиционное поминовение понятно и человеку нецерковному и даже неверующему. И он ради памяти о погибшем родственнике пойдет в церковь и поставит свечку. Это многовековая традиция, естественная и для верующих, и для неверующих. Приживется ли то, что вводится сейчас, трудно сказать - время покажет. Но то, что вводится "от ума" или в приказном порядке, не очень хорошо держится. Как раз обычай ставить свечи на окне никто же указом не вводил, и он потихоньку приживается», - заключил пастырь.

Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина, деревни Малое Верево, Гатчинского района Ленинградской области, полагает, что это должен быть День памяти, но не скорби! «Апостол Павел пишет, чтобы мы молились об умерших, а не скорбели, - напомнил он. - В этот день памяти о погибших воинах надо бы всем нам объединиться, помолиться вместе и вспомнить о том подвиге любви, который совершили наши солдаты и наши женщины в те годы. Почему, когда при родах умирает мама и одновременно рождается ребёнок, надо скорбеть? Мама перешла в иной мир, куда все придём, а на свет, в наш мир, появился малыш. Здесь не скорбь, а печаль, но радость!»

«Запрещать веселиться не стоит, - уверен о. Глеб. - Лучше воспитывать общество через мероприятия, подобные израильским или тем, которые пытаются воспроизвести у нас в России ровно в 22:00. Но начинать нужно всё равно с молитвы в храмах, - от этого хотя бы польза будет, причём значительная. У каждого погибшего есть душа, и ей нужна ходатайственная молитвенная поддержка от здесь живущих. Иначе патриотизм будет, а духовной составляющей нет».

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, сказал, что в России уже не так сильна боль от потерь во II Мировой войне, как еще относительно недавно. «Наше общество разобщено, и неудивительно, что оно встретит прохладно инициативу двухминутного молчания в час когда началась война для СССР с Германией», - уверен он.

«Однако подобные традиции необходимы для сплочения общества, для осознания себя единой семьей, вне зависимости от возраста и национальности, - а этого осознания нам очень не хватает», - отметил он.

«Современная ситуация в России такова, что жители страны воспринимают все происходящее сквозь призму своей выгоды. Ведется клановая борьба за влияние и контроль над ресурсами и обществом, и люди забыли, что счастье таким образом еще никому не удавалось построить и вряд ли удастся. Необходимо объединить людей, воспитать в них чувство единства и патриотизма, и опыт других государств будет полезен», - иеродиакон Лаврентий
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06