Если человек будет упорствовать в своем заблуждении

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день Святого Духа

Пастырская проповедь 
0
1038
Время на чтение 5 минут
Второй день праздника Пресвятой Троицы святая Церковь сугубо посвящает Третьей Ипостаси - Духу Святому. Схождение Духа Святого на апостолов в виде огненных языков, напоминает нам о том, что и мы должны жить жизнью истинного вдохновения. Не тусклой, не мертвой жизнью, как живут люди, не знающие Бога, а жизнью, исполненной небесного огня. Мы отмечены им от Бога, потому что крещены во имя Пресвятой Троицы и запечатлены печатью Духа Святого. Дух Святой - Дух истины и любви. И каждый человек настолько человек, насколько он причастен истине и любви. Одно от другого никогда неотделимо. Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы верностью истине научиться любви от Бога. Евангелие, которое читается в Церкви за литургией в день Святого Духа, очень ясно показывает это.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», - говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратитьсякоГосподу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви. Те, кто искренне приходитко Господу, но вера их слабая, и о Боге они знают очень мало. Мы не должны смотреть на них свысока, как на людей, которые не просвещены истинным знанием. Откуда же им знать, если они только переступили порог храма Божия? А некоторые еще вообще в Церковь не вошли, они - «не двора сего», по слову Господа.

«Смотрите, - говорит Господь, - ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». То есть вокруг этих людей совершается Ангельская служба. Ангелы видят лицо Отца Небесного непрестанно, изумляясь Его славе, Его любви, готовые исполнить все, что ни скажет им Господь для блага малых сих. И если мы хотим увидеть лицо Отца Небесного, лик Христов в будущей жизни, мы должны, прежде всего, быть исполнены готовности сделать все для малых сих, для их блага.

Господь дает нам образ Своей непостижимой любви ко всем людям без исключения. Он говорит: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся». Мы знаем, что Господь наш, Пастырь Небесный, прошел по всем горам и долам, изнемогая от усталости, падая под ношею Креста, чтобы найти эту заблудшую овцу. И теперь Он радуется о ней. Святые отцы говорят, что овца заблудшая - это все мы, весь род человеческий. Потому что мы - падшее создание, мы заблудились, сбились с дороги, и нам грозит опасность и смерть. Господь находит весь род человеческий, оставляя девяносто девять незаблудших овец - Ангелов, которые радуются об этой обретенной овце. И Сам Господь радуется о ней больше, чем о незаблудших.

Одновременно Господь говорит здесь и о каждой человеческой душе. Для Него одна овца имеет такое же значение, как все стадо. Один человек, находящийся в Церкви, для Него столь же дорог, как вся Церковь. Вот любовь Божия, о которой Дух Святой говорит нам сегодня. И тот человек, который не пришел еще в Церковь и которого хотят сегодня погубить, так же дорог Спасителю, как вся Церковь, которая не заблудилась. Она не заблудилась, если понимает, о чем говорит Христос. Потому что наше знание истины, правды и любви должно измеряться единственно Духом Святым, любовью Бога, Его истиною.

И далее Господь напоминает, что истина действительно неотделима от любви. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Любовь эта дорого стоит. Она дорого стоит для Господа, дорогою ценою приобретена для нас. И каждый из нас должен приобрести ее дорогою ценою - верностью истине. Иди и обличи его, не носи это в себе. Самое опасное, когда внутри нас кровоточащая рана, и это созревает во все большую вражду к согрешившему против нас человеку. Может быть, он не знает, не понимает, что сделал. Может быть, ему не достает именно того, чтобы ему кто-то сказал об этом с любовью. Между тобою и им одним - не кричи на весь свет, что этот человек согрешил. Прежде чем ты будешь иметь право это сделать, наедине с этим человеком выясни все. Может быть, он тут же с радостью увидит свою ошибку, и будет радость для тебя и радость на небесах. И не нужно добавлять к этому что-нибудь еще.

Но если этот человек будет упорствовать в своем заблуждении, пойди, возьми одного или двух, - говорит Христос, -единомысленных твоих, и обличите его вместе. Мы нуждаемся в том, чтобы в делании добра нам помогали другие люди. И мы не должны унывать, опускать руки, говорить, что безнадежное дело - с этим человеком уже все кончено, потому что он не обращает внимания на наши вразумления. Может быть, эти двое или трое, кого ты позовешь, найдут такие слова, которые тебе никогда на ум не приходили. Может быть, у них любви больше, чем у тебя, и он послушает их. Может быть, он поймет, что он противостоит сразу всем, и покается.

Но есть очень упрямые люди. Они могут отвергнуть любое вразумление. «Если же не послушает их, - говорит Господь, - скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Скажи Церкви, потому что Церковь хранит то, что дал ей Господь, она - хранительница истины, столп и утверждение истины, всех догматов, тайн веры, заповедей Божиих. Горе тому человеку, который бывает отлучен от Церкви, и подвергается анафеме церковной. Невозможно пребывать в Церкви, пользоваться ее преимуществами, дарами небесными Духа Святого и отвергать основание церковного учения, которое положено жизнью и смертью Христовой, благодатью Духа Святого.

Но слово Христово исполнено не только пламенеющей истины, но и пламенеющей любви. Господь не говорит: «Да будет он тебе как сатана, как бес». Он говорит: «Да будет он тебе как язычник и мытарь», - то есть как тот, кто не утратил способности возвратиться к Богу с покаянием. Тот, кто остается еще человеком, и о котором Церковь молится, чтобы привести его к себе. В истории Церкви были еретики, которых она называет волками лютыми, не щадящими стада. В своей разрушительной деятельности по отношению к Церкви они уподобляются самому диаволу. Но и здесь святая Церковь, извергая их из себя, не оставляет их своей любовью, молясь об их вразумлении. И мы знаем такие примеры, когда самые страшные отступники возвращались покаянием к истине, и были приняты в Церковь.

«Где двое или трое, - говорит Христос, - собраны во имя Мое, там Я посреди них». Церковь - это не один человек, а, по крайней мере, - два или три. Господь говорит нам о тайне того единства, к которому призваны мы все, весь род человеческий. О тайне самых малых молитвенных собраний, о тайне Вселенских Соборов. В конце концов, все измеряется не количеством собравшихся людей, но соборным разумом Церкви. И, может быть, здесь Господь пророчески предупреждает, что ни один человек не может претендовать на непогрешимость, когда он говорит excathedra по вопросам веры и нравственности, определяя, где истина и где ложь, как дерзает это делать римский понтифик. А двое или трое, и больше, возглавляющих Поместные Церкви, получили от Него эту власть. Потому что Божие разумение даруется Церкви присутствием среди них Самого Христа. Где неложная любовь ко Христу, там Христос предваряет собрание всех.

Будем дорожить этим даром Божиим, помня, что времена наступают трудные. Во времена гонений не всегда может собраться многолюдный храм, а только двое или трое могут быть собраны где-то во имя Христово. Преподобный Нектарий Оптинский пророчествовал, что будет время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин. Наверное, он не в буквальном смысле говорит эти слова. Но в том смысле, что там, где есть хоть один епископ, один священник и один мирянин, любящие Христа, где двое или трое собраны во имя Христово - там Христос посреди них и там Церковь Божия. Дай Бог нам принадлежать к этому собранию, сколько бы нас ни было, пусть даже двое или трое. То же присутствие Божие среди нас, та же слава, как во всей Церкви, то же утешение, как если бы было две или три тысячи собраны во имя Христово, как это было в день Пятидесятницы, когда святой апостол Петр говорил в Духе Святом и открывал им Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 1., Лебядкин:

помня, что времена наступают трудныеСложно понять, почему это не объясняется и не "разворачивается".

Мне думается, что не "разворачивается" потому, что это должна быть отдельная статья и вряд ли автор её напишет. Обратите внимание на одну из ключевых мыслей статьи; " «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», - говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратиться ко Господу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви". Еще раз последнюю фразу: «Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви». Теперь предлагаю обдумать следующее: • Когда Синедрион отверг Миссию Христа, Иерусалим был стерт с лица Земли. • Когда Византийский "Синедрион" заключил унию с римокатоликами - Византия перестала существовать. • Когда была заключена Брестская уния - по Южной Руси пролились реки крови. • Когда наш "Синедрион" заключил унию с масонской Думой/Временным Правительством - рухнула Российская Империя. Убежден, если бы тогда, в 1917г. со всех амвонов не призывали присягать "благоверному временному правительству" - ничего бы у них не вышло! Теперь предлагаю взглянуть на то, что происходит у нас в Русской Православной Церкви. Православные братства уничтожили еще в 90-ых, приходы уже в 2000-ых и "закрепили успех" узурпировав власть Поместного Собора. Поместный Собор - это клирики, миряне, монашествующие, епископат и Господь среди них. В этом смысле Архиерейский Собор не является полнотой Церкви. Помните, совсем недавно – 4 м-ца назад, со всех амвонов были зачитаны решения Архиерейского собора, и среди них, с лукавой формулировкой, то самое: "об уточнении полномочий Поместного Собора". Для чего всё это? Для чего выстраивается эта «вертикаль власти»? Для чего теперь всё чаще звучат «церкви сестры», «мы с католиками в одной лодке»? - мы семимильными шагами движемся к унии с римокатоликами - они даже посмеиваются над нами: "ну и где теперь ваша хваленая соборность?". Может проблема только на архиерейском уровне? Вы много знаете приходов, где священник действительно является пастырем православной общины, в том настоящем смысле: когда люди занятые общим деланием учатся практической Христовой Любви под духовным водительством священника? Сколько видел, большинство стараются всеми правдами и неправдами не допустить вообще образования общины – вдруг носы свои будут совать, куда не надо - Приходской Совет начнет контролировать финансы…. А как же новая машина, а строительство коттеджа? Нет уж, лучше ни какой реальной общины, ни какого Приходского Совета, пусть существуют только на бумаге! Или у вас не так? Если говорить о нас мирянах, то всё это происходит потому, что мы с вами это позволяем. Потому и есть ощущение «что времена наступают трудные». Огонь очистительный не за горами.
Алекс / 25.06.2013, 12:44

5. Ответ на 4., Иван Леонов:

Согласен с Вами, трудно понять мысль вырванную из контекст статьи или, хотя бы, изпоследнего абзаца статьи. Если моя реплика на ваши недоумения Вас не устраивает, не ломайте над эти голову.

Принято. Но...ничего не вырванно мною из контекста - только о трудных временах надо бы говорить однозначнее и внятно. И называть вещи своими временами. Вот эту мысль я и хотел сказать.
Лебядкин / 24.06.2013, 15:59

4. Ответ Лебядкину на п.3

В п.2 я написал: «Все последние 2000 тысячи лет, начиная с Евангелия, это подробно объясняется и "разворачивается" в посланиях Апостолов и Отцами Церкви. Когда "сложно понять", благоразумней на принимать и не отвергать. А крепко подумать. Важней помнить, что высшая христианская добродетель - трезвение и рассудительность. ++++++++++++++++++++++++++ Ваш ответ: 1. 2000 тысячи лет -это Вы хватили. Сами трезвейте, когда числа (или всё же цифры?) пишите. 2. Вот именно - понять. Например, понять - где Вы увидели, что я что-то отвергаю? ++++++++++++++++++++++++ Отвечаю: Надеюсь, Вы знаете, что, как теперь принято говорить «Новая Эра» исчисляется от Р.Х. ,т.е. началась, две тысячи лет назад, а не два миллиона, как я опрометчиво написал. Это, опечатка, а не моя убеждённость, уверяю Вас. (Не придавайте этому значение). +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Далее Вы пишете: «Вот именно – понять. Например, понять - где Вы увидели, что я что-то отвергаю?» +++++++++++++++++++++++++ То, что Вы что-то отвергаете, я не увидел, как ни старался. А увидел, что для Вас « помня, что времена наступают трудные», сложно понять, «почему это не объясняется и не "разворачивается". (п.1) Согласен с Вами, трудно понять мысль вырванную из контекст статьи или, хотя бы, изпоследнего абзаца статьи. Если моя реплика на ваши недоумения Вас не устраивает, не ломайте над эти голову.
Иван Леонов / 24.06.2013, 14:13

3. Ответ на 2., Иван Леонов:

Все последние 2000 тысячи лет, начиная с Евангелия, это подробно объясняется и "разворачивается" в посланиях Апостолов и Отцами Церкви.Когда "сложно понять", благоразумней на принимать и не отвергать. А крепко подумать. Важней помнить, что высшая христианская добродетель - трезвение и рассудительность.

1. 2000 тысячи лет -это Вы хватили. Сами трезвейте, когда числа пишите. 2. Вот именно - понять. Например понять - где Вы увидели, что я что-то отвергаю?
Лебядкин / 24.06.2013, 11:45

2. Лебядкину на п.1

помня, что времена наступают трудные. ++++++++++++++++++ Сложно понять, почему это не объясняется и не "разворачивается". +++++++++++++++++++++++ Все последние 2000 тысячи лет, начиная с Евангелия, это подробно объясняется и "разворачивается" в посланиях Апостолов и Отцами Церкви. Когда "сложно понять", благоразумней на принимать и не отвергать. А крепко подумать. Важней помнить, что высшая христианская добродетель - трезвение и рассудительность.
Иван Леонов / 24.06.2013, 11:01

1. Страха иудейского ради?

помня, что времена наступают трудные

Сложно понять, почему это не объясняется и не "разворачивается".
Лебядкин / 24.06.2013, 06:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06