Уже минуло семь лет, как Оботуров ушел в мир иной, но остались его яркие, самобытные книги об известных русских поэтах и прозаиках. Они помогают осмысливать текущий литературный процесс, предостерегают от ошибок, учат любви к родному слову.
Литература без критики, как река без берегов. Куда потечёт? Влево, право или вспять? Не дать ей иссохнуть, направить в полезное для писателей и всего народа русло - забота критики. О её необходимости для творческой среды не раз говорили выдающиеся русские литераторы. И они также отмечали, что талант критика - дар редкий, хороших критиков было крайне мало в любые времена.
Наверное, ощущая недостаток оценок со стороны, сами писатели часто выступали в роли критиков. Вспомним блестящие литературные отзывы Михаила Васильевича Ломоносова. Или - приведём на память Александра Сергеевича Пушкина с его острыми, порой едкими заметками не только о книгах, выходивших в России (например, о «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Радищева), но и о зарубежных новинках (рецензия на американскую историческую прозу «Джон Теннер». Кстати, в заметках великий поэт дал исчерпывающую оценку американской демократии в её «отравительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве» (журнал «Современник», том 3 за 1836 год).
В дореволюционной России литературоведческие исследования занимали значительное место в творчестве таких разных авторов, как Владимир Короленко, Иван Бунин, Александр Блок. Советская эпоха тоже не была исключением. К примеру, книга известного писателя Федора Абрамова «Слово в ядерный век», наиболее полно отражающая его читательские симпатии, и теперь актуальна так же, как и в день её выхода.
Всё же, чтобы мы не рассуждали о писателях-рецензентах, мнение профессионального критика, его взыскательная оценка стоят дорогого. Вологодской писательской организации повезло. Как раз в пору её взросления, когда взрыхлялась «почва», в её ряды пришел Василий Александрович Оботуров. Он заявил о себе в 1973 году, когда в Архангельске выпустил первую книгу «На земле живу» о творчестве поэта-земляка Сергея Васильевича Викулова. Уже тогда он проявил себя вдумчивым аналитиком, мог увидеть в малом большое, составить объективную оценку о творчестве автора. Понятное дело, Василий Оботуров возник как критик не на «пустом месте». Он закончил в Вологде институт по специальности история, русский язык и литература, отработал десятки лет в редакциях разных газет, где печатал заметки о местной литературной жизни. Ну, и самое главное - Бог дал ему дар критика, дар, который он берег и развивал. Василий Александрович много работал с молодыми авторами: участвовал в семинарах, прочитывал вороха рукописей.
Все, наиболее заметные явления в литературной жизни Вологодчины, были предметом внимания критика. Отдельные книги В. Оботуров посвятил поэзии Александра Яшина и Сергея Орлова. В этом ряду особое место заняло исследование жизни и творчества Николая Рубцова «Искреннее слово», вышедшее в издательстве «Советский писатель» (1987 г.). После того, что писали о Николае Рубцове литературовед Вадим Кожинов, критик Михаил Лобанов и другие признанные авторы, решиться на собственное исследование о Рубцове было не просто. Василий Александрович всё-таки решился. И не только потому, что лично был знаком с Николаем Михайловичем, знал его жизнь, его друзей. Просто поэзия Рубцова «требовала», чтобы её по достоинству оценили на той земле, где она и возникла. « Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен - такими обыкновенно бывают дни бабьего лета. Воздух прозрачен, и чистота его открывает безграничность далей. В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится, - отмечал критик. - Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Здесь господствует не тоска с её томительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает, и остаются один на один человек и мир».
Василию Оботурову удалось по-своему, на повторяя иных исследователей, сказать о Рубцове как о явлении в русской поэзии, в том числе - и о самых ранних стихотворных опытах. Работа критика и до сего дня сохраняет актуальность для тех, кто интересуется поэзией Рубцова.
Несомненной заслугой Василия Александровича было возвращение в литературный обиход творчества замечательного писателя Владимира Железняка-Белецкого, который не по своей воле оказался в начале прошлого века в Вологде. Он был сыном министра внутренних дел Степана Белецкого. Тонкий знаток русского языка, прекрасный прозаик, Владимир Степанович оставил после себя рассказы, повести, исторические новеллы, в свое время их высоко оценивал известный прозаик Викентий Вересаев, между ними была долгая переписка. Василий Оботуров выступил составителем и издателем произведений Железняка. Книга «Сильнее судьбы», где критик собрал лучшие вещи Железняка, получилась, действительно, уникальной.
Первым среди русских литературных критиков Василий Оботуров взялся за осмысление главного произведения Василия Белова - романа «Час шестый». Выступая в зале областной библиотеки, где проходила презентация романа, он, в частности, говорил:
-Отшумели над крестьянскими избами ледяные ветры года «великого перелома». Каждый из героев обрел свою судьбу, и горьки эти судьбы. Но жизнь есть жизнь, и входит она в своё новое русло при утихающем будто бы разливе своеволия властей, оставившем надолго сор и хлам, смятение и тоску. Да, горечь утрат на пути любого человека неизбежна, но едва ли не более тяжка утрата надежд. С крохотного и чрезвычайно ёмкого эпизода «Не гарывали» (1968), который можно по праву назвать прологом к мощной эпопее «Час шестый», Василий Белов основательно исследовал сложнейшие проблемы русской национальной жизни и понял их глубже, чем профессионалы-историки, постигая истину в жизненных процессах. А истина сладенькой не бывает, зато помогает прозревать будущее…
К сожалению, завершить свою новую работу он не успел.
Лично для меня Василий Оботуров был и остается эталоном взыскательности в литературе, нетерпимости ко всякой лжи и фальши.
Словом, настоящий критик!
Геннадий Сазонов, член Союза писателей России, Вологда