Этот день в Русской истории

Сегодня, в день начала Великой Отечественной войны, мы чтим память св. праведного Алексия Московского и вспоминаем графиню М.Е.Шувалову, графа С.Р.Воронцова и адмирала С.И.Зеленого; завтра, в день памяти Святителя Иоанна, митрополита Тобольского, мы вспоминаем военачальников М.В.Шереметева и графа П.А.Строганова, писателя Д.Л.Мордовцева, поэта Н.И.Рыленкова, математика А.А.Ляпунова и последнего белого генерала В.Н.Выграна

Новости Москвы 
0
222
Время на чтение 24 минут

22 июня 1941 г.Сегодня день памяти воинов, на поле брани за наше Отечество живот своей положивших в годы самой тяжелой в нашей истории Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г., в тот год это был день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех Святых в земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на нашу Родину. В первый же день войны, когда власти растерялись и молчали о начале войны, именно митрополит Сергий (Страгородский) первый объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать эту проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать ее с амвонов.

Величайшим молитвенником за Русскую победу был преподобный иеросхимонах Серафим Вырицкий. В годы Великой Отечественной войны о. Серафим по примеру своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. И это служение в живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов. Мало того, Сама Божья Матерь выразила волю Божию и определение судьбы страны и народа через другого замечательного молитвенника и друга русского народа митрополита гор Ливанских Илию. Это стало самым важным духовным моментом войны. Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. После обращения Патриарха митрополит Илия стал всем сердцем молиться за спасение России от погибели. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.

Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда - сдавать нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.

Сталин поручил своему секретарю Поскребышеву выяснить у историков все, что касается чудотворной иконы, и в частности историю спасения ею Москвы. Также есть информация о том, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.

Все произошло так, как и было предсказано. В Ленинграде был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города - и он был спасен. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника. Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 г. освобожден Тихвин.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так называемая «Малая земля»). Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Киев матерь русских городов был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

Ну а завершилась Великая Отечественная война фактически 6 мая (Берлин капитулировал), в день памяти Великомученика и Победоносца Георгия. Весьма показательно, что в 1945 г. именно на этот день выпал праздник Святой Пасхи (в связи с чем, празднование дня св. Георгия Победоносца было перенесено в том году на 9 мая). С Воскресением Христовым воскресла и Россия.

В октябре 1947 г. Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Патриарха Алексия и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?» Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. Митрополит Илия был глубоко тронут этими дарами, а вот от Сталинской премии, которой его наградило советское правительство, мягко, но настойчиво отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. «Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям сиротам, у которых родители погибли на войне», - сказал митрополит Илия...

«Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Господь провидел эти вражеские планы и, чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви», - писал архимандрит Кирилл (Павлов).

св. Алексий (Мечев)Сегодня мы чтим память святого праведного Алексия Московского. Святой праведный Алексий Московский, в миру Алексий Алексеевич Мечев, родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора. Среди родных он выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Алексей бывало становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».

Учился Алексей Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. По окончании семинарии он 14 октября 1880 года был определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание. Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как своего учителя.

В 1884 году Алексий Мечев женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).

19 марта 1893 года диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.

Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.

Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?», - спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. – «Не горе твое я пришел разделить, а радость, - ответил отец Иоанн. - Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего... А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Указанное ему он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.

Искавших в маросейском храме помощи, надломленных тяжелыми обстоятельствами, взаимной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялись радость и мир Христов, проявлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души, проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.

Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае.

Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.

Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники – старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: "Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий". Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены.

В последних числах мая по новому стилю 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Скончался отец Алексий в пятницу 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.

Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру – всем будет радость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.

Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным.

Марфа ШуваловаСегодня также день памяти графини Мавры Егоровны Шуваловой, скончавшейся в 1759 году. Она родилась 23 апреля 1708 года и была одной из наиболее колоритных и влиятельных персон, принадлежавших к так называемой шуваловской партии времен правления Императрицы Елизаветы Петровны. Будучи подругой цесаревны Елизаветой Петровной Мавра Егоровна стала влиятельной персоной, от которой зависели многие назначения и милости. Шувалова обладала проницательным умом и прекрасным знанием людей, в особенности, имела сатирический талант, обладала и литературным даром.

С.Р.ВоронцовВ этот день 1832 года скончался политический деятель, дипломат, генерал от инфантерии граф Семен Романович Воронцов. Он родился в 1744 году в семье Романа Илларионовича Воронцова, был братом известной княгини Е.Р.Дашковой. В 1762 году граф был пожалован в камер-юнкеры, но, по его желанию, тогда же был произведен в поручики Преображенского полка. Переворот 28 июня 1762 года привел его в «невыразимую ярость», за верность Императору Петру III он был подвергнут аресту. Служба в гвардии «опротивела» ему, и, по ходатайству дяди, он был назначен в 1764 году советником посольства в Вену, но скоро вышел в отставку, а когда началась первая турецкая война, снова вступил на службу и отличился в битвах при Ларге и Кагуле. В 1783 году Воронцов был назначен полномочным министром в Венецию; в 1785 – в Лондон, где он пробыл до 1806 г. С воцарением Императора Павла Петровича Воронцов был повышен в звание чрезвычайного и полномочного посла в Лондоне, а в 1797 г. возведён в графское достоинство Российской империи и одарён населёнными имениями в Финляндии.

С.И.ЗеленойТакже мы вспоминаем адмирала, директора Гидрографического департамента Морского министерства, ученого, гидрографа, астронома и педагога Семена Ильича Зеленого, скончавшегося в 1892 году. Он родился в дворянской семье 8 июля 1812 года в Псковской губернии. В 1822 году он поступил в Морской корпус. Получив в 1828 году звание мичмана, он был переведен в офицерские классы и 31 декабря 1831 года окончил их в чине лейтенанта флота. Астрономическое образование Зеленой закончил в Юрьеве, под руководством знаменитого В. Я. Струве. В 1833 году, как искусный наблюдатель, принимал участие в трудах хронометрической экспедиции под начальством Ф.Ф.Шуберта для определения долгот важнейших мест вдоль берегов и на островах Балтийского моря. С.И.Зеленой также проявил себя и как педагог. Он читал в Санкт-Петербургском университете астрономию в её приложении к геодезии, составил «Беседы с детьми об астрономии и небе», написал учебник «Астрономические средства кораблевождения» и ряд других книг. В 1855 году, вскоре после начала Севастопольской кампании, по личному желанию командующего флотом Великого Князя Константина Николаевича, Зеленой был возвращен во флот «как один из отличнейших моряков» в звании капитана 1 ранга и назначением вице-директором Гидрографического департамента Морского министерства. В 1857 году был произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. переименован в контр-адмиралы. В 1859 году в чине контр-адмирала назначен директором Гидрографического департамента Морского министерства, где под его руководством сделан ряд капитальных гидрографических работ и составлены карты Балтийского и Каспийского морей, Ладожского озера и Восточного океана. C 1861 года - председатель Морского Учёного Комитета. В 1873 года Зеленой был избран почетным членом Академии наук. С 1877 года – адмирал флота, в 1881-1891 гг. – председатель Главного военно-морского суда, с 1891 года в отставке. Именем Зеленого в 1900 году был назван мыс на о.Рыкачева в Карском море вблизи берега Харитона Лаптева.

Сегодня мы также вспоминаем публициста-богослова и переводчика Николая Николаевича Корсунского (1843-1899); контр-адмирала, участника обороны Порт-Артура и Первой мировой войны Алексея Михайловича Щастного (1881-1918); живописца-пейзажиста, графика, члена объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников» Аркадия Александровича Рылова (1870-1939); героя-пограничника Василия Васильевича Петрова (1918-1941); командира эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Михаила Васильевича Авдеева (1913-1979); народного писателя Республики Беларусь Василя (Василия) Владимировича Быкова (1924-2003); хирурга, академика АМН Федора Григорьевича Углова (1904-2008); нейрофизиолога, академика, научного руководителя Института мозга человека РАН Наталью Петровну Бехтереву (1924-2008); дипломата, полковника внешней разведки Александра Пантелеймоновича Святогорова (1913-2008).

Святитель Иоанн ТобольскийЗавтра мы чтим память святителя Иоанна Тобольского.

Святитель Иоанн Тобольский является одним из особо почитаемых сибирских святых, несмотря на то, что Тобольскую кафедру он занимал всего четыре года, с 1711 по 1715. О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей дворянского малороссийского рода, который оставил заметный след в истории ревностным служением на благо Отчизне и Государю.

Домашнее воспитание, учеба в Киевской коллегии, постоянное общение с монахами напитало его душу стремлением служить Богу в чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро.

В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к Царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн. Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину. После смерти святителя 10 января 1697 года Иоанн был избран и хиротонисан во епископа Черниговского.

11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.

Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву.

Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы. Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.

Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», - об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».

Заранее чувствуя близость смерти, владыка стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и там в молитве, стоя на коленях, мирно почил.

В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. Богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.

Завтра мы также вспоминаем Матвея Васильевича Шереметева (1629-1657), военачальника, государственного деятеля, стольника, воеводу.

Родившись в семье боярина Василия Петровича Шереметева и его жены Евдокии Богдановны, урожденной Полевой, Матвей Васильевич с юных лет был при дворе. В 1644 году он находится числе чашников Царя Михаила Фёдоровича, с 1648 — рында. В 1648 году уехал со своим отцом, назначенным казанским воеводой, в Казань.

В 1650—1652 сопровождал царя Алексея Михайловича в загородных богомольных «походах» и присутствовал в Саввино-Сторожевском монастыре при открытии мощей Преподобного Саввы.

Весной 1653 вместе со своим отцом отправился в Новгород. Там он и встретил начало русско-польской войны. Летом 1654 он взял Дисну и Друю, а в конце ноября был послан Москву с донесением о взятии Витебска войсками его отца, Василия Петровича. В том же году назначен витебским воеводой, сменив в этой должности своего отца, отправленного в Великие Луки для сборов новых войск. В это время оршанский подсудок князь Самуил Лукомский и полковник Кароль Лисовский попытались перекрыть дороги и лишить Витебск подвоза хлебных запасов. Но в январе 1655 года Матвей Васильевич решительными действиями разбил войска князя Лукомского и захватил у него весь обоз.

6 апреля 1655 года Матвею Васильевичу велено быть в Великих Луках «с отцом, с боярином и воеводой с Василием Петровичем Шереметевым». 15 мая 1655, по приказу отца, выдвинулся к городу Велижу. 27 мая, после отказа гарнизона от сдачи, он взял город в осаду, которая продлилась до 17 июня.

С конца 1655 до мая 1656 находился в Москве, где исполняя придворные обязанности, в марте 1656 встречал антиохийского патриарха Макария, а в начале мая того же года участвовал во встрече послов императора Фердинанда III.

15 мая 1656 при выступлении Царя Алексея Михайловича в поход на Ригу, Матвей Васильевич был назначен головой в четвертую сотню стольников государева полка и получил сотенное знамя, «а на нем написан мученик Дмитрий Солунский по зеленной тафте, опушка тафта алая, крест и трубка серебрен золочен». В течение всего похода состоял при особе государя, в начале июля сопровождал царя в Спасский монастырь, находящийся в урочище Сельце, в окрестностях Полоцка, а в начале августа был рындой при отпуске венгерского и молдавского посланников и гонца курфюрста Бранденбургского.

В декабре 1656 г. Матвей Васильевич был назначен псковским воеводой, с царским приказом преследовать шведов, вторгшихся в псковские земли, «до стен Риги или Ревеля и потом сжечь и выпустошить всю страну». В начале марта 1657 г. в Псков прибыли назначенные к нему в товарищи окольничий князь Тимофей Иванович Щербатов и стольник князь Михаил Иванович Щетинин. В марте под Псково-Печерским монастырем у деревни Мигузице, в двух верстах от Нейгаузена, войска «стольника и воеводы Матвея Васильевича Шереметева… графа Магнуса и его полку неметцких людей многих побили и языки поймали».

В начале июня 1657 г. Матвей Васильевич с тремя тысячами ратных людей направился к замку Адзель на выручку Афанасию Ордину-Нащокину, которого осаждал генерал Левен. 9 июня в битве под Валком, когда отряд Шереметева завяз в болоте и начал отступать, Матвей Васильевич с небольшим отрядом продолжал отбиваться до тех пор, пока не упал вместе с лошадью, раненый двумя пулями в живот. Шведские драгуны подняли его и унесли в свой лагерь, где 10 июня 1657 года в 10 часов утра Матвей Васильевич Шереметев скончался.

Царь Алексей Михайлович до последнего надеялся, что Матвей Васильевич выживет. Когда Шереметев еще был жив, он писал своему двоюродному брату Афанасию Ивановичу Матюшкину: «А о Матвее не тужи, будет жив, вперед ему к чести; радуйся, что люди целы, а Матвей будет по-прежнему».

П.А.СтрогановТакже завтра день памяти графа, генерал-адъютанта Павла Александровича Строганова (1772-1817).

П.А.Строганов - сын от второго брака барона (впоследствии графа) Александра Сергеевича Строганова с Екатериной Петровной Трубецкой (дочь князя Петра Никитича Трубецкого).

Родился в Париже, крестник Императора Павла I, друг детства императора Александра I. Получил прекрасное домашнее образование и первые годы молодости провёл в Париже во время революции, имея воспитателем Ромма, члена Конвента. Под псевдонимом Поль Очер (по названию поместья Строгановых в Пермской губернии, ныне город Очер) был якобинцем, членом клуба «Друзей Закона». В Париже его также сопровождал крепостной художник А.Н.Воронихин, впоследствии знаменитый архитектор. В 1790 году Строганов вызван отцом в Россию.

На военной службе числился корнетом в лейб-гвардии Конном полку с 1779 года, в 1791 стал поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1792-м переименован в камер-юнкеры, в 1798-м пожалован в действительные камергеры. В 1802 году получил чин тайного советника, звание сенатора и должность товарища министра внутренних дел. В 1805 году находился при Императоре Александре I во время Аустерлицкой битвы.

В 1807 году вступил волонтёром в действующую армию и командовал казачьим полком. После окончания кампании перешёл на военную службу. 22 августа 1807 года награждён орденом Св. Георгия 3-го класса

Д.П.МордовцевЗавтра мы также вспоминаем писателя, историка Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905).

Д.Л.Мордовцев родился в семье малоруского происхождения, его отец был управляющим слободы Даниловка, где и родился будущий писатель, доверенным лицом помещиков Ефремовых. Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребенком в семье. У него было три брата и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.

Первым учителем пятилетнего Даниила, стал слободской дьячок Федор Листов. Он обучал ребенка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. По воспоминаниям старожилов, отец писателя, «был хохол старого закала, начетчик, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки».

Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. Сильное впечатление оказала на будущего писателя случайно найденная книга, «Потерянный рай» Мильтона, которую Даниил выучил наизусть почти полностью. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую, в местное окружное училище, которое он закончил в 14 лет с похвальным листом.

В августе 1844 года поступил во второй класс саратовской гимназии. Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным, а через него с двоюродным братом Пыпина Н.Г.Чернышевским. Гимназию Мордовцев закончил в 1850 году.

По окончании гимназии он поступает в казанский университет на физико-математический факультет. Но пораженные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках преподаватели советуют ему поступить на историко-филологический. Даниил Лукич следует этому совету. Он обучается под руководством профессора Григоровича Виктора Ивановича, известного в то время слависта. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет. Мордовцев переводит на украинский язык «Краледворскую рукопись» и отсылает перевод преподавателю петербургского университета Измаилу Ивановичу Срезневскому, которому понравился перевод и он подержал прошение о переводе. В 1851 г. Мордовцев переводится на второй курс петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата и уезжает в Саратов.

В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой. Она была старше писателя на семь лет и у нее уже было двое детей. В Саратове, Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н.Костомаровым. 16 августа 1856 года Мордовцев назначен на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а так же стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями предоставленными ему новой должностью Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костамаровом публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак». Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором князем В.А.Щербацким и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 г. Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело» обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает неудовольствие начальства. Весной 1872 года губернатор М.Н.Галкин-Враской отправляет Мордовцева в отставку.

В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1893 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения.

В 1885 году кончает жизнь самоубийством приемный сын писателя Виктор Никандрович Пасхалов, брат известного черносотенного деятеля Клавдия Никандровича Пасхалова; вскоре умирает жена Мордовцева. Мордовцев оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону. Он совершает ряд путешествий в Египет, Палестину, Францию, Италию и Испанию.

24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя в мае обострилась старая болезнь Мордовцева — воспаление легких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске. Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье. Но климат не помог писатель оставался прикованным к постели. 10 июля Даниил Лукич Мордовцев умер.

Его похоронили в Ростове-на-Дону, в фамильном склепе Мордовцевых, на Навоселовском кладбище.

Н.И.РыленковЗавтра мы также вспоминаем поэта, автора стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» Николая Ивановича Рыленкова (1909-1969).

Н.И.Рыленков родился в крестьянской семье. В 1926 г. окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. Член КПСС с 1945 г. Член правления СП РСФСР с 1958 г., секретариата СП РСФСР с 1965 г.

Печатался с 1926 г. Первая книга стихов — «Мои герои» (1933). Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.

Лирика тяготеет к классическим и фольклорным традициям. У Рыленкова преобладают лирические описания и размышления, а драматических конфликтов, развития действия и политических выводов он избегает. Его лирика, особенно короткие стихи, отличаются естественностью, простотой и чувством меры; ей не свойственны особенная глубина мысли или многоплановость высказываний.

Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962 г., опубликован в 1963 г. в газете «Литературная Россия», в 1966 г. вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).

Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

А.А.ЛяпуновТакже завтра день памяти математика, одного из основоположников кибернетики, члена-корреспондента АН СССР Алексея Андреевича Ляпунова (1911-1973).

Академики математик А.М.Ляпунов, филолог-славист Б.М.Ляпунов и физиолог И.М.Сеченов приходились Алексею Андреевичу дедами.

В 1928 году А.А.Ляпунов поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако через полтора года ему пришлось покинуть университет «как лицу дворянского происхождения». С 1932 года Алексей Андреевич становится учеником академика Н.Н.Лузина. Под его руководством и по составленным им программам Алексей Андреевич получил математическое образование, а вскоре и первые результаты в дескриптивной теории множеств. В этой области математики А.А.Ляпунов работал до конца жизни. Теории множеств и теории функций посвящены 62 работы Алексея Андреевича, включая монографию. Будучи учеником Лузина, Алексей Андреевич сблизился со старшими его учениками, известными математиками Н.К.Бари, М.А.Лаврентьевым, Д.Е.Меньшовым, Л.А.Люстерником, А.Н.Колмогоровым, Л.В.Келдышем, П.С.Новиковым.

С 1934 года до начала 1950-х годов А.А.Ляпунов работал в Математическом институте им. В.А.Стеклова, где под руководством П.С.Новикова прошла его докторантура.

Когда академик М.В.Келдыш организовал в 1953 году в составе Математического института АН СССР Отделение прикладной математики (ныне Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, он предложил А.А.Ляпунову возглавить в нём работы по программированию. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот».

С 1961 года Алексей Андреевич работал в Институте математики Сибирского отделения АН СССР, где фактически создал отделение кибернетики. В Новосибирске он также основал кафедру теоретической кибернетики Новосибирского университета и лабораторию кибернетики Института гидродинамики СО АН СССР, которыми руководил до конца своей жизни. В 1964 году А.А.Ляпунов был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению математики. Награждён орденом Ленина и медалями.

Завтра мы также вспоминаем генерал-майора Русской армии Врангеля, последнего белого генерала Владимира Николаевича Выграна (1889-1983).

В.Н.Выгран окончил Полоцкий кадетский корпус (1907) и Елисаветградское кавалерийское училище (1910). Из училища был распределён в 9-й Уланский Бугский полк.

Во время Первой мировой войны участвовал почти во всех боях этого полка. Дважды ранен. Награжден Георгиевским оружием. В конце войны — ротмистр (подполковник). В конце 1917 года собрал большинство наличных офицеров 9-й кавалерийской дивизии и прибыл с ними в Добровольческую армию.

В 1918 году сформировал сводный полк 9-й кавалерийской дивизии, которым командовал с июня 1919 года по февраль 1920 года. Приказом от 2 июля 1919 года утверждён командиром Сводного полка 9-й кавалерийской дивизии. Полковник.

В начале 1920 года в Крыму полк был развёрнут в 9-ю кавалерийскую дивизию, участвовавшую в отражении наступления 13-й Красной армии на Перекопе в феврале-апреле 1920 года. За боевые отличия произведён в генерал-майоры генералом Врангелем, а понёсшая большие потери 9-я кавалерийская дивизия была сведена в 6-й кавалерийский полк.

После излечения от ранения летом 1920 года назначен командиром бригады, а осенью — командующим 1-й конной дивизии. После эвакуации из Крыма оказался в Галлиполи, где был вновь назначен командиром 1-й бригады сводной кавалерийской дивизии.

С переездом в Королевство СХС находился на должности инспектора русского состава Пограничной стражи Королевства. Участвовал в деятельности РОВСа.

С 1938 года начальник 4-го отдела РОВСа назначил его на почетную должность начальника кадров кавалерийской дивизии. Активно участвовал в деятельности Союза русских военных инвалидов. Состоял последовательно председателем отдела этого союза в Скопье, в Югославии, в Австрии, а после Второй мировой войны — во Франции и в Сан-Франциско (Комитет помощи русским военный инвалидам), куда он переехал в 1950 году. До самой смерти оставался членом РОВС.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22