Михаил Тюренков: «Этот процесс неизбежен»

Заместитель главного редактора газеты «Культура» о причинах вытеснения печатных СМИ электронными

0
260
Время на чтение 6 минут
«Из всей печатной периодики только у полноцветных журналов есть шанс выдержать конкуренцию с электронными СМИ и выжить», - говорится в статье публициста Сергея Тихонова «Как журналы станут планшетами», размещенной на портале «Эксперт». «Глобальный тренд к сокращению аудитории печатных СМИ в пользу электронных изданий провоцирует сужение объема «печатного» сегмента рекламного рынка и, как следствие, доходов издательств. По прогнозам экспертов, из-за развития технологий электронных массовых коммуникаций в течение ближайших двух десятилетий «бумажные» газеты практически перестанут существовать, а журналы имеют шанс выжить, трансформировавшись в интерактивные носители информации с активным использованием технологий виртуальной реальности», - считает эксперт.

«За последние пять лет, с 2008 по 2012 год, - отмечает он, - тиражи печатной периодики сократились почти на всех континентах планеты, кроме Азии. В Западной Европе - на 20,7%, в Северной Америке - на 22%, в Латинской Америке - на 18%. Рекламные выручки, составляющие до 50% бюджетов редакций, снижаются уже восьмой год подряд. Особенно сильно «просели» газеты. Мировые доходы газет от рекламы за шесть лет, с 2007 по 2012 год, сократились катастрофически - почти в два раза (42%). В Северной Америке - с 53 до 26 млрд долларов, в Западной Европе - с 37 до 28 млрд. Во многих странах наблюдается отчетливая тенденция к отказу издателей от бумажных выпусков и переходу к сетевым версиям. Даже гранды мировой индустрии печатных СМИ, из-за своего авторитета меньше всего пострадавшие от миграции читательской аудитории в интернет, вынуждены закрывать свои бумажные версии или ограничивать их тиражи. Американский еженедельник Newsweek - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий, занимающее по тиражу второе место после Time, - полностью отказался от своей бумажной версии с начала 2013 года и перешел на цифровой формат».

«Ранее, в ноябре 2010 года, третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. До этого из-за снижения тиража и доходов от рекламы издание было вынуждено сократить периодичность выходов до одного раза в месяц. А у еженедельного журнала Time тираж печатной версии за последние семь лет сократился на 19%, до 3,3 млн. По данным исследовательской организации Pew Research Center, число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41% до 20%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет», - говорится в статье.

«Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - The Guardian, всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию. В ноябре 2012 года о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, а в декабре закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет миграция читателей в интернет. Опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации», - подчеркивает аналитик.

«Французская печатная пресса, - продолжает он, - также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием технологий электронных коммуникаций. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - Liberation - сократился больше чем на 28%, до 129 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - La Tribune - в январе 2012 года сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - Le Monde - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев».

«Даже азиатский рынок, переживающий в последние годы «газетный бум», в 2013 году демонстрирует спад тиражей и рекламных доходов газетной периодики. По данным Ассоциации издателей печатной продукции Китая, за первые четыре месяца этого года в стране впервые за последние 20 лет не появилось ни одной новой газеты, а газетный сегмент рекламного рынка, в прошлом году выросший на 3%, показал рост всего 0,4%, в следующем году издатели уже готовятся к сокращению аудитории и доходов от рекламы. Азиатский рынок еще держится относительно западного, и то в основном за счет Индии, переживающей бум политики грамотности сельского населения. Но и для Азии прогнозы на ближайшие три-пять лет уже тоже неутешительные», - пишет публицист.

По его словам, «Россия не отстает от своих западных коллег. Объем рекламы в российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года сократился на 5% по сравнению с таким же периодом прошлого года и составил около 8 млрд рублей. Таковы результаты исследования, опубликованные на сайте Ассоциации коммуникационных агентств России. По итогам года сокращение ожидается уже на уровне 8-9%, в основном вследствие запрета на рекламу алкоголя, табака, лекарств и БАДов. Однако спад происходит уже давно, примерно в пределах 2-3% ежегодно, поэтому списывать все на законодательные ограничения не получится. Президент Ассоциации распространителей печатной продукции России Дмитрий Мартынов отметил, что без активной поддержки государства тренд будет только усугубляться, в итоге приведя к краху всей отрасли печатных массмедиа. Основной тенденцией современного рынка СМИ будет поиск новых форматов и эффективных технологических новинок, сказал он. А замглавы Европейской ассоциации средств массовых коммуникаций Алекс Вергер высказал предположение, что «у печатных СМИ есть только два пути - окончательно умереть или совершить технологическую революцию, которая позволит хотя бы приблизиться к мультимедийным возможностям электронных конкурентов».

«Специалисты отмечают, что из всей палитры печатной периодики именно у полноцветных журналов есть наибольший шанс реформироваться, внедряя технологии визуализации контента и расширяя свои мультимедийные возможности. Благодаря новым технологиям ситуация может в корне измениться, и наступит время, когда журналы превратятся из простых источников информации в многофункциональные средства коммуникаций и развлечения и вернут себе массовую аудиторию, мигрирующую в интернет последние два десятилетия», - отмечает Сергей Тихонов.

Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» заместитель главного редактора газеты «Культура» Михаил Тюренков
:/images/2010/18400.jpg

«Проблема дигитализации (оцифровывания) печатных СМИ уже достаточно стара. Еще в конце 90-х годов начался медленный, но верный процесс постепенного вытеснения традиционных бумажных медиа их электронными аналогами. У этого процесса были и есть как положительные, так и отрицательные стороны. Далеко не все могут позволить себе создание полноценного печатного СМИ, в формате же интернет-сайтов работать могут практически все, а доступность информации, что ни говори, вещь полезная. С другой стороны, качество абсолютного большинства электронных ресурсов в разы ниже, нежели уровень "обычных" газет и журналов.

Тем не менее, этот процесс неизбежен, а потому практически все печатные СМИ за последние полтора десятилетия создали свои электронные версии, а порой даже отказываясь от выпуска бумажной. Последнее понятно с точки зрения банальной экономии, но вызывает опасение в том смысле, что ознакомление с интернет-текстами сильно отличается от чтения печатных. Второе - более глубокое и вдумчивое, первое - зачастую осуществляется, что называется, "по диагонали". И тем не менее, в связи с массовым распространением "планшетов" и "читалок", лично мне очевидно, что бумажные журналы и газеты (и даже книги) постепенно будут терять свои тиражи (разве что, за исключением части "глянца"), а в итоге могут превратиться в некое "элитарное чтиво" для "гурманов", подобно тому, как киноформат вытеснил (хотя и не тотально) театр.

Повторюсь, настоящий процесс неизбежен, и с ним приходится считаться (поэтому создание "планшетных" версий всех бумажных изданий также неизбежно), но это не значит, что не нужно сопротивляться. Сопротивляться в том смысле, чтобы отстаивать существование бумажных версий своих изданий. Понятно, что с каждым годом это будет делать все сложнее и сложнее, а потому очевидно и то, что без государственной помощи печатным СМИ будет очень сложно. Хотелось бы надеяться, что государство это осознает».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Последние комментарии
Обыкновенный эстонский фашизм
Новый комментарий от С. Югов
08.05.2024 22:47
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:29
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:19
Чубайс формирует новый русофобский центр
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 22:13
К столетию Ю. Друниной
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 19:38