«Ранее, в ноябре 2010 года, третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. До этого из-за снижения тиража и доходов от рекламы издание было вынуждено сократить периодичность выходов до одного раза в месяц. А у еженедельного журнала Time тираж печатной версии за последние семь лет сократился на 19%, до 3,3 млн. По данным исследовательской организации Pew Research Center, число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41% до 20%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет», - говорится в статье.
«Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - The Guardian, всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию. В ноябре 2012 года о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, а в декабре закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет миграция читателей в интернет. Опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации», - подчеркивает аналитик.
«Французская печатная пресса, - продолжает он, - также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием технологий электронных коммуникаций. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - Liberation - сократился больше чем на 28%, до 129 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - La Tribune - в январе 2012 года сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - Le Monde - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев».
«Даже азиатский рынок, переживающий в последние годы «газетный бум», в 2013 году демонстрирует спад тиражей и рекламных доходов газетной периодики. По данным Ассоциации издателей печатной продукции Китая, за первые четыре месяца этого года в стране впервые за последние 20 лет не появилось ни одной новой газеты, а газетный сегмент рекламного рынка, в прошлом году выросший на 3%, показал рост всего 0,4%, в следующем году издатели уже готовятся к сокращению аудитории и доходов от рекламы. Азиатский рынок еще держится относительно западного, и то в основном за счет Индии, переживающей бум политики грамотности сельского населения. Но и для Азии прогнозы на ближайшие три-пять лет уже тоже неутешительные», - пишет публицист.
По его словам, «Россия не отстает от своих западных коллег. Объем рекламы в российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года сократился на 5% по сравнению с таким же периодом прошлого года и составил около 8 млрд рублей. Таковы результаты исследования, опубликованные на сайте Ассоциации коммуникационных агентств России. По итогам года сокращение ожидается уже на уровне 8-9%, в основном вследствие запрета на рекламу алкоголя, табака, лекарств и БАДов. Однако спад происходит уже давно, примерно в пределах 2-3% ежегодно, поэтому списывать все на законодательные ограничения не получится. Президент Ассоциации распространителей печатной продукции России Дмитрий Мартынов отметил, что без активной поддержки государства тренд будет только усугубляться, в итоге приведя к краху всей отрасли печатных массмедиа. Основной тенденцией современного рынка СМИ будет поиск новых форматов и эффективных технологических новинок, сказал он. А замглавы Европейской ассоциации средств массовых коммуникаций Алекс Вергер высказал предположение, что «у печатных СМИ есть только два пути - окончательно умереть или совершить технологическую революцию, которая позволит хотя бы приблизиться к мультимедийным возможностям электронных конкурентов».
«Специалисты отмечают, что из всей палитры печатной периодики именно у полноцветных журналов есть наибольший шанс реформироваться, внедряя технологии визуализации контента и расширяя свои мультимедийные возможности. Благодаря новым технологиям ситуация может в корне измениться, и наступит время, когда журналы превратятся из простых источников информации в многофункциональные средства коммуникаций и развлечения и вернут себе массовую аудиторию, мигрирующую в интернет последние два десятилетия», - отмечает Сергей Тихонов.
Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» заместитель главного редактора газеты «Культура» Михаил Тюренков:

«Проблема дигитализации (оцифровывания) печатных СМИ уже достаточно стара. Еще в конце 90-х годов начался медленный, но верный процесс постепенного вытеснения традиционных бумажных медиа их электронными аналогами. У этого процесса были и есть как положительные, так и отрицательные стороны. Далеко не все могут позволить себе создание полноценного печатного СМИ, в формате же интернет-сайтов работать могут практически все, а доступность информации, что ни говори, вещь полезная. С другой стороны, качество абсолютного большинства электронных ресурсов в разы ниже, нежели уровень "обычных" газет и журналов.
Тем не менее, этот процесс неизбежен, а потому практически все печатные СМИ за последние полтора десятилетия создали свои электронные версии, а порой даже отказываясь от выпуска бумажной. Последнее понятно с точки зрения банальной экономии, но вызывает опасение в том смысле, что ознакомление с интернет-текстами сильно отличается от чтения печатных. Второе - более глубокое и вдумчивое, первое - зачастую осуществляется, что называется, "по диагонали". И тем не менее, в связи с массовым распространением "планшетов" и "читалок", лично мне очевидно, что бумажные журналы и газеты (и даже книги) постепенно будут терять свои тиражи (разве что, за исключением части "глянца"), а в итоге могут превратиться в некое "элитарное чтиво" для "гурманов", подобно тому, как киноформат вытеснил (хотя и не тотально) театр.
Повторюсь, настоящий процесс неизбежен, и с ним приходится считаться (поэтому создание "планшетных" версий всех бумажных изданий также неизбежно), но это не значит, что не нужно сопротивляться. Сопротивляться в том смысле, чтобы отстаивать существование бумажных версий своих изданий. Понятно, что с каждым годом это будет делать все сложнее и сложнее, а потому очевидно и то, что без государственной помощи печатным СМИ будет очень сложно. Хотелось бы надеяться, что государство это осознает».