Комитет Госдумы по образованию в ближайшее время направит в Минобороны предложение ввести уроки русского языка и словесности для солдат-срочников. В Госдуме считают, что такие уроки были бы полезны из-за падения уровня образования призывников, сообщают «Известия».
Определить тех, кому необходимо подтянуть знание русского языка, предполагается в ходе тестирования. С отстающими во время службы в учебке будут заниматься гражданские учителя, которых наймет Минобороны. В комитете напомнили, что в советские времена политруки обучали азам русского языка солдат из союзных республик, но происходило это не системно и без аттестации.
В Комитете солдатских матерей инициативу поддержали и предложили дополнить армейскую программу еще и уроками математики и информатики. Зато бывшие военные выступили против того, чтобы на армию накладывали новые образовательные функции.
Член комитета по обороне Игорь Зотов вспоминает, что в советские времена иноязычных солдат учили простейшим фразам и профессиональным терминам, но сейчас призывники обладают элементарными знаниями языка и лучше было бы сконцентрироваться на армейской подготовке. А бывший заместитель командующего объединенной группировкой на Северном Кавказе Борис Подопригора считает, что нужно больше спрашивать с тех, кто занимается тестированием по ЕГЭ, а еще лучше - отслеживать огрехи в образовательной системе начальной школы.
Regions.Ru опросили священнослужителей об их отношении к этому нововведению.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, относится очень положительно к этой инициативе, «потому что сейчас действительно уровень образования людей, особенно тех, кого призывают в армию, очень низкий». «Кто как не армия, которая всегда была отличной школой воспитания, может этим заниматься?» – задался вопросом священнослужитель.
«В армии царит отличный порядок: есть устав, распорядок дня - время для занятий, для учебы, для личных дел, для сна, принятия пищи и т.д. И этот порядок в жизни для молодых людей очень важен, он потом им пригодится на всю жизнь. И если там еще будут преподавать русский язык, а это величайшее сокровище и достояние нашего народа, это только можно приветствовать», - уверен о. Александр.
«Все ссылки на советское время неуместны, потому что сейчас другое время. Тем более что сейчас много солдат, которые призываются даже из других стран, потому что в нашей стране не хватает людей, которые могли бы служить», - заключил он.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), считает, что эта инициатива вполне вписывается в логику последних нововведений в армии. «Когда бойцам-срочникам полагается тихий час после обеда, - продолжил он, - когда им, - по крайней мере, на бумаге, - не разрешается участвовать в уборке территории, приготовлении пищи. Вот, пожалуйста, еще и уроки русского языка. Прямо идиллия».
«Как человек, который прослужил три с половиной года капелланом на авиабазе и еще недавно видел армейскую жизнь очень близко, скажу, что военные правы. А Госдума фактически прямо признала неспособность нынешней системы образования подготовить выпускника школы так, чтобы он хотя бы базовые предметы знал. Конечно, не дело армии доучивать тех, кто не доучился в школе. Призванные в армию должны все-таки заниматься овладением воинской специальностью. Армии самой бы у себя вначале навести порядок и не взваливать на себя функции другого министерства. Мне эта идея не кажется вполне здравой», - заключил священнослужитель.
Игумен Мелетий (Соколов), игумен, преподаватель Московской духовной семинарии, сказал, что если в армии начнут обучать русскому языку, это будет свидетельством, что наша система образования не выполняет тех функций, которые на нее возложены. «Это будет признано официально. Школа должна заботиться, чтобы призывник знал русский язык в достаточном объеме, чтобы понимать командира, чтобы излагать какую-то информацию, необходимую для его деятельности как солдата, поддерживать обратную связь на русском языке, уметь излагать свои мысли письменно хотя бы в виде рапортов. Если выпускник средней школы не умеет этого, это, конечно, удивительно», - считает игумен.
«А если солдата нужно еще и русскому языку учить, то ему в армии просто нечего делать. Ведь в армии он должен в первую очередь заниматься боевой подготовкой, освоением техники. Значит, он просто не готов к службе в армии. Значит, его надо доучивать в той же школе», - подытожил свое размышление преподаватель Московской духовной семинарии.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, признался, что он хорошо относится к любой инициативе, «связанной с развитием грамотности и освоением русского языка». «Ведь картина у нас складывается просто чудовищная, - продолжил священник. - То, что мы видим в СМИ и интернете – самое настоящее издевательство над языком. Безграмотность чудовищная во всех сферах жизни, в том числе и в армии. Солдаты не могут уже самостоятельно элементарные заявления и прошения написать. Безграмотность - это в первую очередь проблема всего общества. И для армии это не менее болезненная проблема, потому что без базовых знаний, и особенно без знания языка невозможно уже работать с технической информацией, доля которой в армии резко возросла. Как же без этих знаний обслуживать и ракетные системы, и подводные лодки, и самолеты?»
«И эта проблема не сегодня возникла. Более того, общий уровень подготовки личного состава стабильно снижается. Последствия могут быть самыми печальными. И одним из ключевых факторов этого печального процесса является неуклонное снижение уровня владения русским языком, уровня культуры вообще. Поэтому я считаю, что вводить занятия русским языком в армии необходимо, причем для всех категорий военнослужащих», - заключил священник.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, относится к нововведению с сожалением. «Это свидетельствует, что школьного образования недостаточно. И почему этим должна заниматься армия? – задается вопросом о. Игорь. - Она же не вечерняя школа для рабочей молодежи».
«В нынешней ситуации я бы вначале предложил ввести уроки культуры речи и русского языка, во-первых, для депутатов, во-вторых, в обязательном порядке для армейских чинов, для офицеров. Потому что армия страшно поражена нецензурной бранью – сквернословием. Сквернословие - это главная проблема армии, связанная с русским языком. Это в первую очередь относится к офицерам. Чему они могут научить солдат? Ведь это элементарные базовые вещи. Какой русский язык преподавать солдатам, когда командный состав – отцы-командиры, которые должны воспитывать солдат, учат их нецензурной брани? Не говоря уже о рукоприкладстве, что, впрочем, к русскому языку отношения не имеет. Вообще все это выглядит очень странно и, на мой взгляд, очень печально», - заключил отец Игорь